May 17, 2015 09:43
"И сказал Господь Моисею на горе Синае, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню" (Книга Левит, глава 25, стихи 1-2, Русская Синодальная Библия)
В Евангелии от Луки Иисус, провозглашая в назаретской синагоге начало Своего публичного служения, цитирует пророка Исаию: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». (Лк.4:18-19) "Проводедовать лето Господне благоприятное" или "провозгласить год милости Господней". Здесь Иисус сравнивает своё служение с юбилейным годом, когда все рабы получали освобождение, а потерянное имущество - проданные или отданные за долги земельные участки - возвращались семьям, исконно владевшим ими .
Чтобы лучше понять эти слова Иисуса, мы должны обратиться к законам субботнего и юбилейного года, которые записаны в 25-й главе Книги Левит (еврейскому народу это место известно как 1-я алия недельной главы Торы "Бехар" - "На горе")
Итак, сказано:
________________________________________________
1 И сказал Господь Моисею на горе Синае, говоря:
2 Объяви сынам Израилевым и скажи им:когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню;
________________________________________________
Напомню, мы с вами находимся в конце Книги Левит, уже построена и освещена скиния, началось священническое служение. Почему вдруг Библия возвращает нас на Синай? Понятно, что все заповеди, которые Моисей передаёт народу в том числе в Книге Левит, на самом деле были получены на горе Синай. Но почему именно здесь, в законах о субботнем и юбилейном годе подчёркивается, что эта заповедь была получена на НА ГОРЕ СИНАЕ? Возможно, потому, что эта заповедь - одна из тех, которым трудно найти рациональное объяснение. И потому здесь подчёркивается мысль, что заповеди народу Израиля нужно было исполнять не ради того, что им понятно, какую пользу исполнение заповедей принесёт, а ради того, что заповеди были даны на Синае, где народ заключил завет - вступил во взаимоотношения - с Богом.
Что касается нас, то нам Спаситель сказал: "ЕСЛИ ЛЮБИТЕ МЕНЯ, соблюдите Мои заповеди". Есть заповеди, которые совсем не легко исполнить. Окружающие нас люди и обстоятельства порой совсем этому не способствуют. Иногда смысл заповедей нам непонятен. Но Иисус призывает нас исполнять Его заповеди ради тех отношений, которые у нас есть с Ним.
С другой стороны, здесь подчёркивается связь заповедей, данных на Синае с землёй Израиля. Законы субботнего и юбилейного года можно было исполнить только КОГДА ПРИДЁТЕ В ЗЕМЛЮ. Вне пределов Земли Обетованной эта заповедь не работает.
Далее сказано:
________________________________________________
3 Шесть лет засевай поле твое, и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их,
4 А в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня:поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай;
5 Что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли;
________________________________________________
У каждого из нас есть свои "любимые" грехи, и как следствие "нелюбимые" заповеди. Есть лентяи-тунеядцы, а есть трудоголики. И то, и другое - перекос. Поэтому для лентяев апостол Павел записал такую заповедь:
________________________________________________
2е Послание к Фессалоникийцам 3:10-12
Ведь еще тогда, когда мы были у вас, мы вам вот что приказывали: «Кто не хочет работать, тот пускай и не ест! » А теперь мы слышим, что у вас есть люди, которые бездельничают, работать не работают, а лезут, куда не просят. Этим людям мы приказываем и призываем их именем Господа Иисуса Христа спокойно работать и есть свой собственный хлеб. (Современный русский перевод Библии)
________________________________________________
Что касается еврейского народа, то они в большинстве своём трудоголики. Поэтому им Бог вынужден был под страхом смертной казни приказывать отдыхать один день в неделю. Ну это ещё куда ни шло, но что должен был сказать крестьянин, вся жизнь которого зависит от урожая, когда Бог приказывает ему раз в семь лет брать отпуск на целый год и не возделывать землю? Когда мы вдумаемся в то, насколько нерациональным это кажется, мы начинаем понимать, почему Моисей напоминает народу, что и эту заповедь он получил НА ГОРЕ. Это такой экстремальный треннинг доверия человека Богу. Радикальное напоминание о том, что источник нашего пропитания - это на самом деле не наша работа, а благословение Господне. Разумеется, мы все должны работать, потому что так сказал Бог ещё в Едемском саду. Но с этим связана опасность. Опасно, когда человек говорит: "Я всего добился сам, вот этими руками всё заработал". На самом деле все мы знаем людей, которые очень много работают, но не имеют успеха. В то же время, есть люди, которые работают совсем не так много, но добиваются успеха. Это показывает, что успех, в том числе материальный успех, совсем не прямо пропорционален количеству вложенных часов работы. Успех дарует Бог. Именно это должны были практически исповедовать израильские земледельцы в так называемый субботний год. Они прекращали работу и полагались на Бога. Этот год они должны были посвящать изучению Писаний. В этом также урок для нас. Иногда нужно просто заставить себя отложить дела и посвятить время общению с Богом.
_________________________________________________
6 И будет это в продолжение субботы земли [всем] вам в пищу:тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, поселившемуся у тебя;
7 И скоту твоему, и зверям, которые на земле твоей, да будут все произведения ее в пищу.
_________________________________________________
В субботний год можно было есть только то, что само вырастет, и то каждый раз собирать ровно столько, сколько достаточно для одной трапезы семьи. Более того, все поля и виноградники нужно было держать в открытом доступе. Любой прохожий мог зайти и взять с твоего поля или виноградника еды на одну трапезу. Это говорит нам многое об отношении не только к работе, но и к собственности: нет ничего, что я бы мог в полной мере назвать своим. Вещи мои только в той мере, в какой Бог доверил мне их на время в пользование, на хранение так сказать. Однажды я верну Богу всё, что получил во владение, а Бог передаст это другим людям. Когда я осознаю это, для меня становится более естественным делиться тем, что у нас есть с другими. Интересно, что в этой заповеди Бог призывает свой народ заботиться не только о людях, но и о животных, как о домашних, так и о диких: нужно было делиться также и с ними.
Далее сказано:
_________________________________________________
8 И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет;
_________________________________________________
НАСЧИТАЙ СЕБЕ СЕМЬ СУББОТНИХ ЛЕТ - Израильский народ должен был вести строгий счёт лет. Нужно было провозглашать не только порядковый номер года от сотворения мира, но и который это по счёту год в 7-летнем цикле субботнего года, и который он по счёту в 49-летнем цикле, за которым следует юбилейный пятидесятый год.
Эта заповедь также применима к каждой отдельной человеческой жизни. Сказано, что "дней жизни нашей семьдесят лет". Всё, что сверх этого - бонус, призовая игра. Первые двадцать лет жизни - это подготовительный период, период учёбы и становления. Потом нам (в среднем!!) отпущено 7 семилетних циклов и юблейный 70-й год. Таким образом формула жизни такова:
Жизнь = 20 + 7х7 + 1 +/- статистическая погрешность
Насчитай себе семь субботних лет - такой взгляд на жизнь пробуждает в нас чувство ответственности за распоряжение отведённым нам временем. Опасно думать, что когда-то там в будущем, на пенсии, я успею поизучать Писания, сделать что-то доброе, позаботиться о ком-то, поделиться чем-то. Успеть нужно и в 27, и в 34, и в 41 и т.д.
И наконец, сказано:
_________________________________________________
9 И воструби трубою в седьмой месяц, в десятый [день] месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей;
10 И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя.
11 Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных [лоз] ее,
12 Ибо это юбилей: священным да будет он для вас; с поля ешьте произведения ее.
13 В юбилейный год возвратитесь каждый во владение свое.
_________________________________________________
Если каждые семь лет израильтяне должны были прекращать работу на земле на один год, то каждые пятьдесят лет - на два года. За семью семилетними циклами субботних лет следовал так называемый "йовэль" - пятидесятый, юбилейный год. Это год великого возвращения к истокам. Мы знаем, что каждому колену в Земле Израиля была выделена собственная территория с чётко обозначенными границами. Внутри этой территории каждый род имел свой надел. В ходе обычной экономической жизни границы нарушались: обедневшие семьи продавали или закладывали свои земельные участки, некоторые люди разорялись и продавали себя в рабство. Рабов-евреев нужно было отпускать каждые семь лет, каждый субботний год. Но мы с вами знаем, что были нерадивые люди, которые боялись свободы и предпочитали оставаться в рабстве. Так вот в юбилейный год освобождение рабов было добровольно-принудительным: хочешь-не хочешь - выходи на свободу и возвращайся к истокам, к своему роду, к своей родовой земле. Все земельные участки возвращались в собственность того рода, которому они изначально принадлежали. Границы земель колен приобретали первозданный вид. Каждый покупатель земли знал, что он приобретает её не "на вечные времена", а лишь до юбилейного года. Если, например, он приобретал землю на 46-м году 50-летнего цикла, то он знал, что через 3 года её нужно будет вернуть исконному владельцу. Это ещё и ещё раз напоминало: на этой земле мы ничем не владеем постоянно, всё лишь на время. Настанет юбилейный год - и всё вернётся на круги своя. Каждый из нас возвратится туда, откуда пришёл. В конечном итоге - в прах. Все мы лишь временные управляющие вверенного нам имущества.
Говоря: "Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу", Иисус говорит о великом восстановлении нарушенных границ, о великом возвращении к истокам, о великом освобождении порабощённых душ. Удаляясь от Бога, все мы теряем то, чем изначально обладали. Теряем связь с теми истоками, без которых человек не может жить полноценной жизнью. Смещается шкала ценностей: мы ценим временное и обесцениваем вечное. Мы вкладываем всё время и силы в проходящее и пренебрегаем тем, что остается с нами навсегда. Что-то ломается в наших сердцах. Что-то ломается в наших глазах: мы видим иллюзии и не видим того, что происходит на самом деле. Мы теряем свободу. Нам кажется, что мы приобретаем вещи, а на самом деле вещи приобретают нас. Мы становимся рабами. Рабами обстоятельств, привычек, рабами живущего в нас зла.
"В юбилейный год возвратитесь каждый во владение свое". Иисус пришёл помочь нам снова стать теми, кеми мы призваны быть. Реализуй свой подлинный потенциал. Вернись к Тому, от Кого ты ушёл. Восстанови то, что казалось безвозвратно потерянным. В этом послание Иисуса - послание Его непоколебимой веры в человека.
Молитва: помоги нам, Боже, познать истину, и сделай нас свободными. Аминь
Ваикра,
недельная глава Торы,
Бехар,
свобода,
собственность,
Левит,
отдых,
работа