May 03, 2015 10:30
"Внимай, Иов, слушай меня, молчи, и я буду говорить.
Если имеешь, что сказать, отвечай; говори, потому что я желал бы твоего оправдания" (Книга Иова, глава 33, стихи 31-32, Русская Синодальная Библия 1994)
Магазин игрушек. 3 абсолютно одинаковые машинки, отличаются только размером: большая, маленькая и средняя. У папы денег только на среднюю. Ребёнок требует большую. Истерика. Ребёнок бросается на пол. Ничего не помогает... Тут подходит мужик и говорит: "Я психоаналитик, позвольте мне поговорить с Вашим сыном" и что-то шепчет на ухо мальчику. Тот прекращает истерику, встаёт и говорит папе, что будет очень благодарен, если ему купят маленькую машинку. Изумлённый папа:
- Вы настоящий профессионал, что вы ему сказали?
- Я сказал ему просто: "Если ты сейчас же не прекратишь орать, я тебе ухо откушу".
В случае с Иовом у нас возникает тот же вопрос: что сказал ему Элигу (Елиуй)? Многое из того, что он говорит, уже говорили друзья. Но Иов не услышал их. Более того, друзья проиграли диспут, им пришлось замолчать. Когда говорит Элигу, замолкает Иов. Что же есть такого в его словах, чего не было в словах друзей?
Во-первых, он обращается к Иову по имени. Ни один из друзей этого не сделал. В начале и в конце главы (стихи 1 и 31), Элигу произносит имя: Иов. Имя человека - один из самых приятных звуков для его уха. Называя человека по имени, мы посылаем ему сигнал: ты особенный, ты мне не безразличен.
Во-вторых, Элигу показывает Иову, что внимательно слушал Иова. В 11-м стихе он практически дословно цитирует слова, которые Иов произнёс задолго до речи Элигу: "И ставишь в колоду ноги мои, и подстерегаешь все стези мои". (13:27) Элигу показывает, что услышал всё, что Иов говорил до сих пор и несколько раз предлагает Иову приводить контр-аргументы, подчёркивая, что снова будет готов услышать его.
Более того, заявляя, что он на самом деле на стороне Иова, Элигу говорит, что и Бог однозначно на стороне Иова.
"Но если встанет рядом с ним ангел -
заступник, из тысячи один -
и поведает о его правоте,
сжалится над ним и скажет:
„Отпусти его, не своди в могилу,
я нашел за него выкуп“ (стихи 23-24, СРП)
Здесь очень красивая идея: если против тысячи ангелов-обвинителей найдётся хотя бы один, который выступит в защиту человека, Бог послушает этого одного. Один аргумент защиты перевесит для Бога тысячи аргументов обвинения. Бог на стороне человека. Милость превозносится над судом.
Именно на этом фоне излагает Элигу свою теорию о смысле страданий:
"Бог говорит по- одному
или по- другому - Его не понимают.
Во сне, в видениях ночных,
когда забытье на людей нисходит
и спят они в своей постели -
тогда отверзает Он людям слух,
порицаниями их устрашая,
чтоб отвратить человека от дел его,
избавить людей от гордыни;
чтоб удержать от падения в бездну..." (стихи 14-18, СРП)
Элигу говорит, что, пытаясь что-то сказать человеку, предостеречь от чего-то, Бог обращается к человеку двумя способами. Сначала Он пытается говорить к духу человека, например, во сне. Но зачастую человек не слышит Бога. И тогда, чтобы достучаться, Бог посылает человеку страдания. В страданиях чувство богоискания обостряется, страдающий человек осознаёт свою уязвимость, утихает голос гордыни, и тогда человек наконец слышит то, что Бог уже давно пытался ему сказать.
Нельзя сказать, что эта идея совсем не звучала у друзей. Может, немного другими словами, но друзья такие мысли тоже высказывали. Мне кажется, что Иов становится расположен слышать, когда понимает, что и его услышали. И на многочисленные предложения Элигу высказывать контр-аргументы, Иов ничего не отвечает. Он готов слушать. Готов слушать Элигу. Готов услышать Бога.
Молитва: Господи, научи меня слушать. Аминь
справедливость,
Книга Иова,
страдания