Nov 02, 2013 09:07
«По праву апостольства, дарованного мне, я говорю каждому из вас:не ставьте себя выше, чем следует. Будьте скромны и судите о себе здраво, по мере той веры, которую Бог дал каждому из вас». (Послание к Римлянам 12:3)
Верующие люди бывают более категоричны и непримиримы в своих суждениях, чем неверующие. Оно и понятно: у неверующего есть «точка зрения», у верующего «божественное откровение». Это я мол не сам выдумал, мне Бог открыл! Так в Библии написано! Бог много чего открыл, и в Библии много чего написано. Но есть одно обстоятельство, о котором Павел пытается предупредить нас: мы всего лишь люди. И уверовав, мы остаёмся всего лишь людьми. И к своим способностям воспринимать божественное откровение нужно относиться с известной долей здорового скепсиса, я бы сказал, даже юмора и самоиронии.
В первых одиннадцати главах своего бессмертного послания, над которым люди ещё долго будут ломать головы и копья, Павел излагает великий план Божий для человечесва. Будто сам поразившись написанному, он завершает эту часть восклицанием: «О бездна Божьего богатства, мудрости и всеведения! Не объяснить Его решений! Не понять Его путей!..» (Рим.11: 33). В двенадцатой главе он переходит к практическому применению всего этого великого видения в жизни конкретного человека, конкретной общины. И начинает он снова с величественных слов: «отдайте себя, свое тело Богу как живую жертву», «но пусть Бог преображает вас, обновляя ваш ум, чтобы вы могли постигать, чего Он хочет от вас» (ст.1-2). И тут же вроде как обрывает, опускает: только мол, я вас умоляю, не думайте, что вы теперь что-то «такого особенного», что дальше некуда... Это можно воспринимать, как библейский юмор, но за ним стоит, по-моему, очень важное предупреждение. То, с чем мы соприкасаемся, приближаясь к Богу, настолько величественно, что для нас существует серьёзная опасность начать воспринимать себя частью этого величия. Я только начал изучать Библию, а мне кажется, я всю её усвоил. Я только начал познавать заповеди, а мне уже кажется, я все их исполнил. Бог только начал преобразовывать мой разум, чтобы я мог начать постигать Его, а я уже вижу себя гигантом духовной мысли и отцом русской (или ещё какой-нибудь) теократии. Сделал одно доброе дело - и вот я уже новая мать Тереза. Свой опыт, свои откровения, я начинаю абсолютизировать, ожидать и даже требовать от других, чтобы они были такими же, как я, чтобы их путь был похож на мой. Именно от этого предостерегает нас Павел: «не ставьте себя выше, чем следует, будьте скромны, и судите о себе здраво». А в следующих стихах он как раз и пишет о том, что все мы разные. У каждого свой путь, свои дары и таланты, своё предназначение. И именно потому, что все мы разные, мы можем служить друг другу, дополнять друг друга. Он сравнивает нас с органами одного тела, которые выглядят совершенно по-разному и имеют разные функции, но вместе составляют одно неповторимое целое. Именно в нашем разнообразии наша сила.
Я здесь не агностицизм и не отсутствие твёрдых убеждений проповедую. Мы должны стремиться познать Бога, познать истину, и жить в соответствии с тем, что нам открыто. Но мы должны помнить, что написано: «Теперь мы видим только смутное отражение в зеркале, а тогда будем видеть лицом к лицу. Теперь мое знание частично, а тогда я буду знать так же полно, как знает меня Бог» (1 Кор.13: 12) Брат мой, который по-другому понимает Библию, не обязательно неправ. Может, он просто увидел другую чать целого, которое я тоже знаю лишь частично. Может, он просто увидел тот же свет, отражённый под другим углом. О Себе Иисус сказал: «Кто не со Мной, тот против меня», а нам он заповедал: «Кто не против вас, тот за вас». Будем судить о себе здраво: не будем путать себя с Иисусом.
Молитва: научи меня, Боже, здраво судить о самом себе. Аминь
Послание к Римлянам,
терпимость,
разнообразие,
открытость