Дополнение к посту
Достопримечательности Нью-Йорка: Метро. Сегодняшний день
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы;
но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий
(Козьма Прутков)
Из статьи
"Tunnel Vision; The Light at the Top of the Subway Stairs" (by Randy Kennedy) New York Times, August 13, 2002
Пассажиры легче ориентируются в сложной среде нью-йоркского метро,
если они понимают язык его знаков, среди которых самыми узнаваемыми, возможно, являются "глобусы подземки" - стекляные шары разного цвета над входами в метро.
Эти шары, видные еще за квартал до станции - первый контакт с метро. Шары как бы говорят: система - разумна, внизу есть люди и они специально для вас оставили свет включенным.
Вот значение этих цветовых сигналов понять труднее, как и то, почему их цвета отличаются, даже если входы ведут на одну и ту же станцию.
Хотя кажется, что цветные шары существовали всегда, они сбивают с толку людей только последние тридцать лет. До этого шары были молочно-белого цвета и служили для иллюминации, а не информации.
Но в начале 80-х, в рамках борьбы с участившимися грабежами, была разработана цвето-кодовая система, чтобы пассажиры могли опознавать и избегать закрытых на ночь входов.
В далекие времена (до эры проездных карточек) в метро использовались только жетоны,
для продажи которых существовали будки при входе:
Первоначально цвета шаров повторяли цветовую гамму светофора: красный, желтый, зеленый.
Зеленый цвет означал, что будка открыта круглые сутки и вход возможен в любое время;
желтый - будка иногда закрыта, что не всегда означало, что вход - закрыт, потому что на станциях с турникетом типа "Железная Дева" можно было войти, если у вас остался жетон;
красный - ни будки, ни входа нет, можно только выйти.
Как видно из описания, схема сложнее светофорной (иди, жди, стой).
Ларри Фарлонг, любитель-историк метро, говорит: "После появления трехцветной схемы ходила шутка, что зеленый цвет означает "Заходи", красный - "Не входи", а желтый - "Возьми такси" (манхэттенские такси - яркого желтого цвета)"
Когда же полная замена жетонов на проездные и повсеместная установка турникетов "Железная Дева" ликвидировали как класс "только выходные" ворота, транспортники решили вернуться к бинарной логике. Желтые шары были замещены красными, и в новой схеме остались только зеленые и красные: зеленые - для круглосуточно работающих входов, красные - для всех остальных:
Осознав, что цветные шары не давали достаточно света,
транспортники несколько лет назад начали устанавливать так называемые
полу-лунные шары - наполовину цветные, наполовину белые:
Увы, благими намерениями выложена дорога в ад - все эти изменения не прибавили ясности.
Вот мнения разных людей:
Третьекурсник Торрес объясняет значения цветов так:
зеленый - станция всегда открыта,
красный - всегда закрыта,
зелено-белый - скорее открыта, чем закрыта,
красно-белый - наоборот, чаще закрыта, чем открыта.
Два работника метро, встретившиеся около станции "14 улица", честно признались,
что не знают, что означают цвета шаров.
Торибио Нуньес же, вышедший из-под земли, сказал, что всегда считал цветные шары украшением, наподобие ёлочных фонариков.
Линда Вазари и Лаура Куджини, туристки из Болоньи, были совершенно уверены, что цвета соответствовали поездам, проходяшим через станцию. "Вначале", - смеется Лаура, "мы часто попадали впросак".
Как и многие другие.
И не только в начале.
Достопримечательности Нью-Йорка: Метро. История
Достопримечательности Нью-Йорка: Метро. Сегодняшний день
Достопримечательности Нью-Йорка: Метро. Искусство подземки
Достопримечательности Нью-Йорка: Метро. Шары большого города
Достопримечательности Нью-Йорка. Метро. Фотографии (1910-ые - 2000-ые)