Эмигранты. Стереотипы

Nov 06, 2010 11:09



Сказка - ложь, да в ней намек

Социальная дистанция

Непохожесть представителей не своей культуры заставляет относиться к ним как к чужим. В изолированных обществах появление чужеземцев было неординарным событием, вызывающим сильнейшую эмоциональную реакцию, от охранительных церемоний до враждебных действий. Подобный прием характерен в значительной степени и для современных урбанистических обществ. И от кровожадных Тиви (племени северной Австралии), осознано убивающих пришельцев, до националистов любой страны и эпохи, ратующих за очищение от "нежелательных элементов", за этими действиями всегда стоит одно и то же - посторонние недостаточно хороши, чтобы делить землю и ресурсы с уже проживающими здесь "избранными людьми".
В США, стране эмигрантов, такая реакция имеет свою иронию - новичок отторгается теми, кто или сам когда-то находился в подобном положении, или в крайнем случае его предки пару поколений назад



Существует расхожее представление, что человеку больше импонируют те, которые близки по взглядам, ценностям и статусу. В 1926 г. американский социолог Богардус (Emory Bogardus) предложил методику для оценки социальной дистанции.
Шкала социальной дистанции Богардуса позволяет измерить степень желания опрашиваемых контактировать с людьми разных социальных групп. По методике Богардуса предлагается выбрать степень приемлемой социальной дистанции по отношению к представителям разных этнических групп (по семибальной шкале):
- Устраивают близкородственные отношения (брак) - 1 балл
- Устраивают тесные дружеские отношения - 2 балла
- Устраивает уличное соседство - 3 балла
- Устраивает совместная работа в одной сфере - 4 балла
- Устраивает как гражданин моей страны - 5 баллов
- Устраивает только как турист/гость - 6 баллов
- Не должен вьежзать/находиться в моей стране - 7 баллов
Выбор предлагался группам студентов, средние значения были расположены в порядке возрастания (т.е. чем меньше баллов, тем социально ближе представители группы, поэтому наверху - наиболее предпочтительные группы).
Результаты пяти опросов (делавшихся на протяжении 50 лет):



Хотя методика Богардуса признается не всеми социологами, результаты опросов весьма любопытны.
В первой десятке - северная и западная Европа, во второй - центральная, восточная и южная Европа, в третьей - Азия, Африка, Латинская Америка.
Если же посмотреть на динамику изменений, то обнаружатся еще более замечательные вещи.
В 1966 году итальянцы попали в первую десятку - впервые для представителей не северной или западной Европы.
К 1977 году черные сделали большой скачок - с 29-ого на 17-ое место.
И самое для нас интересное - русские (для американцев - выходцы из России/СССР/б.СССР) опустились с 13-го места (1926 и 1946 г.г.) на 24-29-ые места в годы холодной войны.
Эти результаты - яркое проявление "стереотипизации".

И теперь самое время поговорить о стереотипах.

В защиту стереотипов

Стереотип - обобщение, при котором мы присваиваем определенные черты каждому представителю группы, нивелируя индивидуальные различия.

Сначала - классическая реклама газеты ""The Guardian, the whole picture"

image Click to view



An event, seen from one point of view, gives one impression ...
Seen from another point of view, it gives quite a different impression ...
but it’s only when you get the whole picture you can fully understand what’s going on Наблюдение события с одной точки зрения создает одно впечатление ...
Взгляд с другой дает другое восприятие ...
и только полная картина даст истинное представление о происходящем Мораль этой рекламы - объективные выводы можно сделать только на основе полной, а не частичной информации, а эффект, ею производимый, основан на феномене "стереотип". Исходя из стереотипного представления о скинхэде, мы меньше всего ждем от него действий супермена, в последнюю минуту приходящему на помощь "бедному" клерку.

Создание стереотипов - один из древнейших человеческих инстинктов. Возможно, самые ранние стереотипы отражены в египетских иероглифах о жителях Ассирии и Вавилона.
Слово "стереотип" пришло из книгопечатания и означает монолитную копию печатной формы, т.е. твердую копию, снятую с чего-то реального и предназначенную для многократного получения с нее отпечатков (то есть копий копий).
В начале XX века слово уже использовалось социологами, но стало популярным после книги "Общественное мнение" (1922 г.) американского журналиста Уолтера Липпмана, в который он утверждал, что восприятие начинается с создания ментальных картин, или стереотипов.
Липпман писал:
"Каждый из нас живет и работает на небольшом участке нашей планеты, вращается в узком кругу знакомых и из этого узкого круга знакомых лишь немногих знает достаточно близко. Если происходит какое-то значимое событие, то мы в лучшем случае можем наблюдать определенную его сторону или аспект.
Наши мнения покрывают значительно большее пространство, более длительное время и большее число предметов, чем мы можем непосредственно наблюдать. Тем самым нам приходится склеивать их из сообщений других людей и собственного воображения.
В большинстве случаев мы не сначала видим, а потом даем определение, мы сначала определяем для себя то или иное явление, а потом уже наблюдаем его. Во всей неразберихе внешнего мира мы выхватываем то, что навязывает нам наша культура, и мы имеем очевидную тенденцию воспринимать эту информацию в форме стереотипов.
За исключением тех ситуаций, когда мы сознательно отметаем в сторону предрассудки, мы не начинаем с того, что изучаем человека, а потом оцениваем его как плохого. Мы сразу же видим злодея. Точно так же как видим свежее росистое утро, застенчивую девушку, благообразного священника, лишенного чувства юмора англичанина, опасного "красного", беззаботного представителя богемы, ленивого индуса, хитрого восточного человека, мечтательного славянина, непостоянного ирландца, жадного еврея, стопроцентного американца."

Принято относится к стереотипам с недоверием, особенно в американском сверх-политкорректном обществе, но все-таки осмелюсь высказаться в их защиту.
- Стереотипизируются, естественно, типические черты, ибо в противном случае стереотип бы не состоялся.
- Видимо, на начальной стадии познания мы просто не в состоянии обойтись без стереотипов, поэтому не лучше ли смириться с ними и просто постараться минимизировать негативный эффект.
- И совсем легкомысленное замечание, на основе личного опыта проживания в таком многонациональном обществе, как американское - в умеренных дозах стереотипы облегчают межнациональное общение. Стереотип, приложенный к себе, развивает иронию и критическое отношение к стереотипам, навешиваемым на других (если я не соответствую "нашему" стереотипу, может, и другие не соответствуют "своему"). И, кстати, без стереотипизации не было бы этнических анекдотов - одних из самых смешных, не правда ли?
А дальше я собираюсь рассказать о представителях наиболее примечательных этнических групп Америки.



Сказка - ложь, да в ней намек

Непохожесть представителей не своей культуры заставляет относится к ним, как к чужим. В изолированных обществах появление чужеземцев было неординарным событием, вызывающим сильнейшую эмоциональную реакцию, от охранительных церемоний до враждебных действий. Подобный прием характерен в значительной степени и для современных урбанистических обществ. И от кровожадных Тиви (племени северной Австралии), осознано убивающих пришельцев, до националистов любой страны и эпохи, ратующих за очищение от "нежелательных элементов", за этими действиями всегда стоит одно и то же - посторонние недостаточно хороши, чтобы делить землю и ресурсы с уже проживающими здесь "избранными людьми".
В США, стране эмигрантов, такая реакция имеет свою иронию - новичок отторгается теми, кто или сам когда-то находился в подобном положении, или в крайнем случае его предки пару поколений назад
Read more...

американцы, сша, americans, emigrants, эмигранты

Previous post Next post
Up