Церковь Святого Петра (латыш. Sv. Pētera baznīca, нем. Petrikirche) - один из символов и одна из главных достопримечательностей города Риги (Латвия). Древнейшее культовое сооружение города, впервые упоминается в 1209 году. Церковь знаменита своим оригинальным, узнаваемым шпилем (общая высота башни церкви - 123,5 метра, из которых 64,5 метра приходится на шпиль).
Впервые церковь Святого Петра упоминается в хрониках 1209 года.
Изначально предполагалось, что это будет главная церковь города. В противовес Домскому собору, храм Святого Петра строился, как народная церковь - деятельное участие в сборе средств на строительство принимали купцы, ремесленники и другие жители города. Кроме того, церковь Святого Петра была главным культовым зданием рижских бюргеров (привилегированного слоя городского населения в феодальной Риге). При церкви действовала одна из старейших школ города. Строился храм в характерном для Северной Европы сдержанно-готическом стиле. Первоначально церковь представляла собой, по-видимому, небольшое помещение зального типа с тремя нефами одинаковой высоты и, вероятно, с отдельно стоявшей башней. В наши дни остатки этого сооружения образуют центральную часть храма (внешние стены боковых приделов и несколько колонн в интерьере). В 1408-1409 годах архитектор Иоганн Руммешоттель из Ростока построил новую алтарную часть здания (прообразом, возможно, послужила церковь Святой Марии в Ростоке). Реконструкция храма была продолжена в 1456 году и длилась вплоть до 1473 года, когда завершилось строительство готической башни-колокольни.
Свой барочный фасад с тремя богато декорированными порталами здание получило в XVII веке. К этому же времени относится последняя перестройка башни храма и возведение первого шпиля в его сегодняшнем виде. Вышеперечисленными строительными работами руководил мастер строительного дела города Риги Руперт Бинденшу.
Во время Второй мировой войны церковь, вместе с прилегающей к ней территорией, сильно пострадала от артобстрела. По одной из версий, усиленный обстрел здания был вызван тем, что на башне размещался наблюдательный пункт оборонявших город советских войск. В результате артобстрела и вызванных им пожаров, шпиль и крыши здания были уничтожены, погибло внутреннее убранство храма, были сильно повреждены стены (см. Оборона Риги).
В течение длительного времени здание лежало в руинах. 14 июня 1966 года Совет Министров Латвийской ССР принял постановление № 304 «О восстановлении здания бывшей церкви Петра в г. Риге». Проект реставрации разработали архитекторы П. Саулитис и Г. Зирнис, реставрацией руководил Э. Дарбварис.
В 1973 году был окончен новый шпиль церкви. Реставрация же внутренних помещений продолжалась вплоть до 1983 года. Главный неф перекрыли новыми, железобетонными сводами. Было восстановлено несколько склепов, в том числе и Склеп синей бюргерской гвардии. От старого убранства храма сохранились лишь старинные эпитафии деревянной резьбы - незадолго до войны они были вывезены в Польшу, благодаря чему и уцелели.
После реставрации, в здании размещался выставочный и концертный зал. В настоящее время храм передан лютеранской церкви Латвии, проводятся регулярные службы.Шпиль церкви Святого Петра является наиболее узнаваемой его частью и неотъемлемой составляющей панорамы Риги.
В XIII веке церковная башня, по-видимому, представляла собой отдельно стоящее сооружение. Как часть храма, башня впервые была возведена в конце XV века, тогда же был сооружён восьмигранный деревянный шпиль, простоявший почти два века. В 1666 году обветшавший шпиль обрушился, раздавив один из домов и убив восемь человек. На следующий год шпиль был восстановлен, однако через 10 лет сгорел. В своём сегодняшнем виде шпиль впервые был возведён в 1690 году. Примечательно, что этот шпиль долгое время являлся самым высоким деревянным шпилем в Европе (общая высота башни составляла 123,5 метра, из них 64,5 метра приходилось на сам деревянный шпиль).
В 1721 году в башню церкви Святого Петра ударила молния, вызвавшая пожар, в тушении которого принимал участие находившийся в то время в Риге российский император Пётр I. Однако потушить пожар не удалось - шпиль выгорел практически полностью и обрушился. По счастливой случайности, горящий шпиль не рухнул на город, а «сложился сам в себя», не причинив дополнительных разрушений (легенды приписывают это молитвам Петра I). В этом же году, по именному указу Петра I, были начаты работы по воссозданию шпиля, окончившиеся только через 20 лет, в 1741 году. Восстановленный шпиль просуществовал ровно два столетия и был уничтожен в день памяти Святого Петра (по григорианскому календарю), 29 июня 1941 года - в башню попал снаряд одной из немецких гаубиц, обстреливавших осаждённый город. Восстановление шпиля было окончено лишь в 1973 году. Новый шпиль своими формами и размерами полностью повторяет прежний, но выполнен из металла. В шпиле были оборудованы две смотровые площадки (на высотах 57 и 71 метр), а для облегчения доступа посетителей на них были установлены лифт и железобетонные лестницы.
Сегодня смотровые площадки церкви Святого Петра пользуются большой популярностью среди туристов, а сам шпиль запечатлён на множестве сувениров.
По ряду данных, в 1297 году, во время сражений горожан с Ливонским орденом, на крыше здания были установлены камнемётные орудия (катапульты), обстреливавшие замок Виттенштейн.
Часы на башне впервые появились в 1352 году.
Шпиль церкви Святого Петра, как и все шпили церквей старой Риги, украшен фигурой петушка. Функция петушков на храмовых шпилях - указание направления ветра, так как все они являются флюгерами. Изначально петушки окрашивались двумя цветами: один бок был чёрным, а другой - золотым. Сделано это было в целях более удобного оповещения населения о направлении ветра. В Риге это было особенно актуально, так как, будучи торговым городом, она сильно зависела от морских торговых путей, а следовательно - и от ветра. Когда ветер дул с моря, птицы поворачивались к городу золотым бочком, и, сияя на солнце, извещали рижских купцов о том, что корабли с товаром смогут зайти в бухту. Если же ветер дул с суши, то петушки поворачивались черной стороной, и купцам было ясно, что сделки не состоятся: корабли зайти в порт не смогут.
Сегодняшний петушок был установлен вместе с новым шпилем, в 1973 году, однако предыдущий, двухсотпятидесятилетний бронзовый петушок также сохранился. Во время обрушения шпиля в 1941 году петух был серьёзно повреждён, однако затем отреставрирован и сейчас находится в церкви Святого Петра, около лестниц на башню.
Виды Риги со смотровой площадки на церкви св.Петра.
Ратуша и Ратушная площадь.
Еще раз Площадь Красных Латышских Стрелков.
Улица Девственниц.Самая короткая улица Риги.Причем крытая.Вход со стороны Малой Монетной улицы.В настоящее время торговая зона.
Выход с улица Девственниц.
Памятник первой новогодней ёлке Европы, ёлочке 500 лет. Рига первый город, где её начали устанавливать на НГ.
Улица,где снимался фильм "17 мгновений весны".Отель называется "Юстас",а бар в отеле,соответственно "У Алекса".
Этот дом тоже связан с фильмом "17 мгновений весны".Здесь находился тот самый магазин,куда заходил послушать пение птиц профессор Плейшнер,в исполнении Евгения Ефстигнеева.Так что это не Рига,это кусок Швейцарского Берна.
А это кусок старого Лондана. А именно Бейкерстрит 10,где имел проживать Шерлок Холмс,доктор Ватсон и миссис Хадсон.
Старый "Лондонский"дворик.
Домская Площадь и Рижский Домский собор.Рижский Домский собор (латыш. Rīgas Doms, нем. Dom zu Riga) - кафедральный собор города Риги, его символ и одна из главных достопримечательностей. Является крупнейшим средневековым храмом стран Балтии. Название собора происходит от латинских выражений - «Domus Dei» («Дом Бога») и «D.О. М.» (сокращение от Deo Optimo Maximo, «Всеблагому Величайшему Богу»). В настоящее время - главное церковное здание Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии. Наравне с церковью Святого Петра и собором Святого Иакова, является высотной доминантой Старой Риги и образующим градостроительным элементом старого города (в частности, ключевым зданием Домской площади).
Собор был основан 25 июля 1211 года, в День Святого Якоба, епископом Риги Альбрехтом фон Буксгевденом. За его сооружением епископ следил с самым пристальным вниманием, вкладывая в строительство огромные средства. Постройкой руководили опытные мастера, преимущественно - немцы. Строительство затянулось до второй половины XIII века и в общих чертах было завершено только в 1270 году. Первоначальное здание Домского собора являлось примером так называемого переходного стиля - от романского к «северной готике».
В 1524 году, в период Реформации, оригинальное убранство церкви было утрачено, а пожар 1547 года довершил уничтожение. Из запланированных двух башен из-за отсутствия средств в 1547 году была выстроена только одна по центру фасада. В 1595 году каменная башня была надстроена и получила деревянный шпиль, превзойдя по высоте находящуюся всего в 140 метрах башню церкви Святого Петра. Однако деревянный шпиль требовал постоянного ремонта, поэтому в 1766 году он был разобран. Вместо него на несколько перестроенной башне возвели невысокий куполообразный шпиль в стиле барокко. Общая высота башни с барочным куполом и петушком на шпиле составила 96 метров. Сохранившийся до наших дней интерьер церкви выполнен в готическом стиле, а основные элементы декоративного убранства в стиле барокко.
Многочисленные перестройки привели к тому, что в архитектуре собора удивительным образом переплелись различные архитектурные стили. От готического периода строительства сохранился северный портал церкви - бывший главный вход. Кроме готики и барокко, в архитектурном убранстве собора находятся фрагменты в стиле ренессанс и романском стиле. Для снижения ущерба от наводнений Даугавы улицы Риги на протяжении столетий подсыпались гравием и в результате сегодня уровень пола в храме находится значительно ниже уровня улицы. В середине XX века часть Домской площади вдоль северной стены и восточной алтарной части собора была раскопана до позднесредневекового горизонта и углубились на 2 метра относительно оставшейся территории площади, в результате чего возникает ощущение, что собор располагается в низине.
Достопримечательности собора также включают в себя мемориальный камень небольших гильдий (XIX век), барочную резьбу (около 1641 года) и могилу первого епископа Ливонии Майнхарда фон Зегеберга.
Главной достопримечательностью Домского собора является его орга́н, установленный в 1883-1884 годах. Орган был изготовлен фирмой «E.F.Walcker & Co» из города Людвигсбург. Он заменил прежний инструмент, работавший с конца XVI века, который неоднократно перестраивался и расширялся. Изменения касались не только механики и труб, но и проспекта органа, его декора и цвета корпуса, поэтому в декоративной резьбе присутствуют детали стилей маньеризм, барокко и рококо.
Впечатляющий орган высотой в 25 метров включает в себя 6 768 труб (по другим сведениям - 6 718), металлических и деревянных, длиной от 13 мм до 10 м. Орган имеет четыре клавиатуры для рук и одну для ног - педаль. На большом пульте - 124 регистра и 47 рычагов для включения различных вспомогательных механизмов. С малого пульта органа, находящегося на нижнем балконе, можно играть на 25 регистрах. Воздух подается при помощи шести мехов. Самый большой из них имеет размеры 2,5 × 6 м. На момент постройки орган Домского собора являлся крупнейшим в мире. Огромную художественную ценность представляет проспект - фасад органа, центральная часть которого сохранила декор от инструмента конца XVI века. Большая часть декоративной резьбы относится к 1599-1601 годам изготовления и выполнена мастером Якобом Раабом в стиле маньеризм или раннего барокко. Трубы проспекта сохранились от прежнего инструмента и давно не звучат. Новый инструмент Валькера был возведён за старинным корпусом и не соприкасается с ним. Большой орган Домского собора считается одним из важнейших памятников немецкого органного романтизма в Европе. По своим габаритам, конструкциям и красоте интонировки, хотя и не по числу труб, он по-прежнему остаётся самым большим органом всего Балтийского региона и бывшего СССР.
В 1981-1984 годах голландская фирма «Flentrop Orgelbouw Zaandam» выполнила реставрацию органа.
Произведения для органа Домского собора писали, в числе прочих, и такие известные композиторы, как Франц Лист и Макс Регер.
В музее...это называется "взрыв внутри"...
Три брата (латыш. Trīs brāļi; нем. Drei Brüder) - архитектурный комплекс, расположенный в центре Старой Риги на улице Маза Пилс (Малая Замковая). Характерный образец архитектуры средневековой Риги.
Дома, образующие архитектурный комплекс, расположены на живописной улице Старого города, напротив здания бывшего Карлова лицея. Жилая застройка этого квартала настолько плотная, что каждый из домов представляет из себя продолжение соседнего. Перед старейшим из Трёх братьев есть небольшая площадка с крыльцом и каменными ступеньками. Так же, на доме есть каменный указатель с выкованным правом имущества, служившим адресом дома. Находятся эти три здания по адресам Маза Пилс 17 (Белый брат), Маза Пилс 19 (Средний брат), Маза Пилс 21 (Зелёный брат).
Средний брат и Зелёный брат более молодые и перед ними уже нет площадки. В комплексе Три брата каждое из зданий показывает различные периоды развития строительства жилых домов средневековой Латвии. Сегодня здесь находятся: Государственная инспекция по охране памятников культуры , Союз архитекторов Латвии, Латвийский музей архитектуры и редакция журнала Latvijas Architektūra.
История.
Реставрированы Три брата в 1955-1957 по проекту Петериса Саулитиса, с помощью Г. Янсона. В брандмауэрные стены объединённого двора созданного архитектурного комплекса были вмурованы каменный портал утраченного Дома Черноголовых, фрагмент портала одного из жилых домов Старого города и датированный 1554 годом кованный герб.
Белый брат.
Каменные скамьи
Самый старый брат (Белый брат) - построен в конце XV - начале XVI века, около 1490 г. У здания характерный ступенчатый фронтон с готическими нишами, на фасаде есть некоторые детали стиля ренессанс. До сих пор сохранились характерные для позднего Средневековья черты - каменные скамьи, которые стоят по обеим от двери сторонам здания.
По реконструкции Андриса Цауне большое жилое помещение в нижнем этаже занимало всю площадь дома. Посреди потолка находились люки, проходящие сквозь все чердачные этажи. Дом отапливался открытым очагом с дымоотводом, в большом очаге готовили еду. Отдельная комната предназначалась для хозяина дома, в больших сенях работали и жили подчинённые ему люди.
Средний брат.
Дата постройки этого дома, имеющего черты голландского маньеризма - 1646 год, обозначена на фасаде здания, реставрированного по рисунку И. Х. Бротце. При этом не следует забывать, что каждый из домов имел предшественников. Специалисты-реставраторы насчитывают от трёх до пяти поколений, предшествовавших каждому из зданий.
На портике явственно различима надпись Ano Soli Delo Gloria 1746.
Зелёный брат.
Самый младший (Зелёный брат) построен в конце XVII века. Первое письменное свидетельство о застройке участка указывает 1718 год. Хозяевами дома были ремесленники, занимавшие первые два этажа под мастерские и использовавшие для жилья верхний третий этаж. В конце XIX века после реконструкции здание потеряло оригинальный вид, который был восстановлен в ходе реставрации Петериса Саулитиса, вернувшей строению утраченный барочный щипец изогнутой формы.
Своё название Три брата (Trīs brāļi) получили по аналогии с Тремя сёстрами, находящимися в Таллине.
Кафедральный собор Святого Иакова (Рига).Собор Святого Иакова (латыш. Svēta Jēkaba katedrāle, нем. Jakobskirche) - памятник кирпичной готики, четвёртая по величине церковь Риги, главная католическая церковь Латвии, кафедральный собор Рижской архиепархии. На протяжении нескольких веков (начиная с периода шведского владычества и заканчивая серединой 20-х годов прошлого века) являлась кафедральной лютеранской церковью.
Церковь Марии Магдалины (Рига) - одна из рижских католических церквей. Расположена на участке территории Старого города между католической кафедральной церковью святого Иакова и Рижским замком, рабочей резиденцией президента Латвии.
Шведский период[править | править исходный текст]
Точный год постройки остаётся неизвестным для истории. Сложно установить, когда она была построена, однако известно, что не раньше конца XIV века и не позже начала XV века. Церковь Марии-Магдалины была приписана к цистерцианскому женскому монастырю, который также датируется началом пятнадцатого века (в народе его именовали монастырём поющих дев - там содержались незамужние дочери богатых бюргеров и помещиков, а также их вдовы).
Цистерцианский женский монастырь был закрыт в 1582 году, и это событие оказало влияние на историю церкви Марии-Магдалины. С течением времени церковь приходила в упадок, её помещения больше не использовали для богослужений (поскольку после упразднения монастыря поющих дев её просто некому было использовать). Период «полураспада» бывшей цистерцианской церкви продолжался до 1621 года, когда последовало окончательное целенаправленное разрушение культового здание, осуществлённое при взятии Риги шведскими войсками не без ведома легендарного шведского короля-завоевателя Густава II Адольфа. Таким образом, церковь прекратила своё существование в «физическом» плане, однако вскоре, после 1632 года была благополучно восстановлена по приказу того же самого Густава II Адольфа - это условие было оговорено в специальных пунктах, составленных после заключения Альтмаркского перемирия, подведшего черту затяжному шведско-польскому конфликту (привилегии Густава II Адольфа).
Тем не менее, отстроенная шведскими гарнизонными архитекторами церковь начала новый этап в своей конфессиональной карьере. Дело в том, что после завершения строительных работ (в общей сложности они заняли семь лет - с 1632 по 1639 год) она была незамедлительно освящена как шведская лютеранская гарнизонная церковь. В строительстве новой лютеранской церкви для нужд шведского гарнизона принимали участие мастера из латышского цеха каменщиков. Кстати, напротив армейской церкви в тот же исторический период располагалась королевская лютеранская церковь святого Якова, которая предназначалась для более богатых и представительных прихожан.
Бомбардировка 1710 года разрушила монастырь и после того, как в Ригу, 14 июля 1710 года, торжественно вошли войска первого российского генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева, на уровне царской власти (имеется в виду личность Петра Первого) было принято решение из развалин монастыря выстроить православную церковь св. Алексея, Божия человека. Таким образом, следует отметить важный этап в эволюции церковного здания: небольшая лютеранская церковь для нужд шведских легионеров в одночасье превратилась в главную православную церковь края (поскольку предыдущая, рижская Николаевская церковь, была закрыта магистратом ещё до официального начала Ливонской войны, а после разорена по окончании военных действий шведским королём Густавом II Адольфом).
Церковь была поименована в честь Алексия человека Божьего по распоряжению Петра Первого - фактически она была посвящена небесному покровителю отца Петра Первого, Алексея Михайловича Тишайшего, воевавшего со шведами в пятидесятые годы XVII века. Известно, что первый прославленный рижский генерал-губернатор Аникита Иванович Репнин, был захоронен в православной Алексеевской церкви, правда, служащие церкви не могут указать на конкретное место захоронения. Кстати, сын фельдмаршала Аникиты (который лично принимал активнейшее участие в лифляндской кампании Петра в рамках Северной войны), молодой генерал Василий Аникитич Репнин, подававший большие надежды в войне с французами и отправленный на помощь союзникам-австрийцам в 1747 году, скончался на обратном пути и также был захоронен в Алексеевской церкви.
Именно в период Российской империи церковь приобретает нынешний архитектурный облик. В 1746 году начинаются масштабные работы по реконструкции здания единственной на тот момент рижской православной церкви. Заказ на реконструкцию выполняет известный лифляндский архитектор Николай Васильев (1706 - ?), который зарекомендовал себя при перестройке рижского петровского дворца для нужд дислокации Брауншвейгского (Голландского) почётного легиона, ротмистром которого был барон Иеронимус фон Мюнхгаузен. Некоторые другие источники утверждают, что церковь подверглась перестройке в период с 1751 по 1761 год. Архитектор Васильев создал проект башни и алтарной части, который был признан успешным и реализован. Что касается фасада и интерьеров церкви, то они были перестроены в барочных формах также по решению рижского зодчего.
По определению Святейшего Синода от 19-26 апреля 1896 года был учреждён при Архиерейском доме в Риге был учреждён монастырь, с закрытием Алексеевского прихода и обращением бывшей приходской церкви во имя святого Алексия, человека Божия, в монастырскую церковь.
После противоречивых событий Гражданской войны в Латвии (1917-1919 годы) и после прихода многих рижских церквей в запустение в результате сложной политической ситуации, в 1923 году в Латвии, окончательно провозгласившей свою независимость, православная Алексеевская церковь по решению нового правительства передаётся католическому приходу. В 1929 году остзейский архитектор, ученик Пекшена, продолживший работать в Риге в новых условиях, Артур Мёдлингер, существенно переработал шпиль васильевской башни. В настоящее время церковь носит имя Марии-Магдалины, к ней примыкает женский францисканский монастырь, который ранее являлся православным Алексеевским мужским монастырём.
Церковь является трёхнефным зданием зального типа. Её отличают узкие боковые нефы. В нефы встроены декоративно обработанные эмпоры (церковные балконы). Корпуса цистерцианского монастыря до наших дней не сохранились.
Старая церковь Гертруды - рижская лютеранская церковь; расположена в центральном районе города на пересечении двух улиц: Гертрудес (Гертрудинской) и Базницас (Церковной). Построена в эклектичных формах; представляет собой одну из первых церквей, для которой было выделено специальное место постройки (имеется в виду восьмиугольная площадь).
Исторические упоминания, предыстория[править | править исходный текст]
Впервые в этом месте церковное здание упоминается в 1413 году; известно, что за пределами городской стены на пригородном участке территории существует церковь, названная в честь всееропейской патронессы путешественников святой Гертруды. Другая версия гласит, что церковь впервые упоминается в 1418 году на территории Рижского предместья вблизи от Большой Песчаной дороги. На этом месте церковное здание находится более века, однако в 1559 году она сгорает. После этого была отстроена новая церковь, судя по всему, также из дерева, которая погибла в ходе военных действий в период длительной шведско-польской кампании 1600-1629 годов. Доподлинно неизвестно, сколько церковных зданий сменилось на этом месте до строительства здания, благополучно дошедшего до наших дней.
В 1864 году известный рижский архитектор, выпускник Санкт-Петербургской Академии Художеств Иоганн Даниэль Фельско, которому принадлежит множество примечательных архитектурных работ, радующих глаз по сей день, принимается за руководство строительными работами по своему проекту. Строится новая церковь Святой Гертруды, покровительницы странников, на том же месте, где располагался ряд предыдущих, от которых история не оставила следа. В 1866 году работы по строительству церкви завершены, церковь же освящается через некоторое время после сооружения, в 1869 году. Церковь возвышается на специфической восьмигранной площади, разбитой в 1813 году в рамках проекта по восстановлению сожжённых рижских предместий, разработанном под руководством маркиза Филиппа (Филиппо) Осиповича Паулуччи. Долгое время благодаря своему урбанистически удобному положению церковь играла роль градостроительной доминанты (по сути, она исполняет эту функцию и по сей день).
Эта церковь является хрестоматийным образцом эклектического направления в архитектуре. Мастер Фельско все свои архитектурные проекты выполнял в этом универсальном стиле. Церковь обладает богатыми неоготическими формами. По структурной характеристике церковь представляет собой трёхнефную псевдобазилику с дополнительным небольшим поперечным нефом, украшенным оригинальными крестовыми сводами. В наружной отделке было решено применить красный кирпич. Остальные архитектурные элементы были отлиты в бетоне: декоративные карнизы, порталы, а также аккуратный оригинальный каскад из фиалов, который придаёт этой церкви индивидуальность во внешнем оформлении. Многочисленные украшения башни, а также оконный массверк также выполнены из бетона. Шпиль достигает 63 метров в высоту, он был покрыт медным слоем (жестью). Орган был сконструирован и поставлен в 1906 году, он считается одним из лучших в Риге (концерты органной музыки в церкви Старой Гертруды происходят примерно с той же частотностью, что и концерты в Домской церкви на валькеровском органе). Под главным церковным залом находится цокольный этаж, который используется под служебные подсобные помещения.