Контейнеровоз 5700 TEU. Надстройка - тут мы живем.
В первой части мы закончили знакомство с мостиком, но я забыл показать, какой же вид открывался оттуда в тот момент. Исправляюсь:
А там у нас то ли погрузка, то ли выгрузка - береговой кран ухватил контейнер (между прочим, как раз 40-футовый, и к тому же рефрижераторный. Можно увидеть также кусочек открытого трюма, наполовину выгруженного.
Теперь мы будем спускаться с мостика на главную палубу и, возможно, в машинное отделение - но это только если у меня хватит духу все это охватить за один раз. Возможно, придется и третью часть создавать.
Должен сознаться, что когда я сам стал проделывать в уме это путешествие сверху вниз, то обнаружил, что рассказать хотелось бы о многом, но вот фотографий этого "много" у меня нет. Или совсем нет, или нет фото этого конкретного судна. Первую часть повествования я начал с судна по имени APL Sweden, а фотографии помещений надстройки буду брать с однотипного OOCL Germany и немного отличающегося от них по дизайну ZIM Savannah. Но принцип от этого не пострадает - камбуз, например, он везде камбуз. Итак, поехали.
Поехали сразу ко мне в каюту:
Это каюта OOCL Germany, и тут я жил, можно сказать, шикарно - каюта блочная, состоит из спальни и кабинета. Ну и санузел, само собой. Из мебели имеется диван, стол, столик, холодильник и телевизор. Но это скорее исключение, чем правило, обычно каюта содержит все то же самое, только в одной комнате. Должен сказать, что комфорта особого в этих хоромах я не испытывал, голые стены никакого уюта не создавали. Но 4 месяца потерпеть можно.
Далее по курсу у нас прачечная . Оборудована двумя стиральными машинами и сушилкой. Ну и утюг имеется, вместе с доской.
Спортзал:
кроме теннисного стола, ничего больше там не помещается. Теннис входит с состав судового оборудования еще на стадии постройки, а всякие тренажеры приобретаются потом и устанавливаются в любых доступных помещениях. Вроде этого:
вообще-то это помещение кондиционеров, но из-за своего размера пришлось ему, помещению, стать джимом.
Салон отдыха:
Таких салонов два - для команды и для комсостава, оборудованы абсолютно одинаково, чтобы никому не обидно было. Бар есть не всегда, да и не нужен он, по большому счету - все равно употреблять ничего нельзя. Во многих компаниях поддерживается политика "промиле ноль", совсем как у нас на дорогах =)) Выглядят салоны неплохо, но посещаются не очень часто. Офицеров на судне всего-то 8-9 человек, они постоянно чем-то заняты, и если не несут вахту, то к этой вахте готовятся - проще говоря, отдыхают. У каждого в каюте есть маленький телевизор и DVD, так что фильмы посмотреть можно и там. Команда, то есть рядовые моряки, используют салон по назначению гораздо охотнее, особенно если среди них имеется большая одно-национальная диаспора. Филиппинцы, например, обожают караоке, ни один день рождения не считается состоявшимся, если они всласть не попели в микрофон. Пьют они, кстати, очень мало. А вот уроженцев великой морской державы Кирибати лучше и близко не подпускать к пиву...
Сауна и бассейн. Есть далеко не на всех пароходах. По моим наблюдениям, посещают эти места только русские (или русскоязычные) моряки. Остальные искренне не понимают, что за удовольствие жариться в закрытом помещении при температуре 100 градусов, а после прыгать в холодную воду... много потеряли.
Камбуз, царство блестящего металла
и столовая:
Столовых две - одна для комсостава, вторая для рядовых моряков. Оборудованы опять-таки абсолютно одинаково. Единственное отличие в том, что у командиров меньше столов. За каждым столом, как можно заметить, имеется пять мест, и у каждого члена экипажа имеется отведенное ему место. За одним столом с капитаном сидит старший комсостав: он сам, старший механик и старший помощник, а остальные вакантные места на разных пароходах занимают разные люди. Иногда там вообще больше никого нет.
Камбуз располагается между столовыми, и весь блок из камбуза и столовых занимает всю палубу. Стюард бегает туда-сюда, таская и убирая тарелки. С рядовыми, впрочем, поступают проще - там ставят один большой котел с рисом и несколько кастрюль с чем-нибудь еще, и каждый набирает себе чего и сколько хочет. У командиров соблюдается видимость обслуживания, по крайней мере не надо бегать самому за ложками. Стюард, впрочем, один на всех, и кроме накрыть-убрать-помыть посуду имеет еще и другие обязанности. Например, стирка.
А вот результат деятельности кока:
выглядит неплохо, да вот беда - мясо очень часто сладкое, рыба парная, супы или очень жидкие или очень густые, а о борще и вовсе можно забыть. Хотя судовые повара и изучают европейскую кухню, по понимают ее очень своеобразно. На пассажирских судах, конечно, работают специалисты повыше классом, ну а мы, контейнеровозники, обходимся чем попроще. В общем, из рейса я обычно возвращаюсь стройным.
Наконец мы добрались до главной палубы (или первого этажа, для сухопутного человека =)), и главное помещение там, пожалуй, судовой офис. Обычно он довольно большой и занимает половину имеющейся площади. Рядом с ним, однако, могут находиться совершенно неожиданные помещения, напрмер провизионные кладовые =)) Вот он:
Там оформляют приход в порт и принимают всяческие власти, туда первым делом приходит вновь прибывший член экипажа, а после окончания контракта его оттуда же забирает агент и везет в аэропорт. В общем, примечательное место. А еще это рабочее место старшего помощника при стоянке в порту. Термин "стоянка" намекает на то, что все вроде как стоят и ничего не делают, а на самом деле стоянка - это самый хлопотный момент в рейсе. Ну или один из самых-самых.
Здесь старпом руководит погрузкой. Для этого у него есть компьютер с программой распределения груза (вон он, на дальнем столе справа), есть пульт управления балластной системой - это вон тот пульт салатного цвета с круглыми приборами и кнопками. Оттуда он может управлять балластными насосами и клапанами балластной системы, ему видно сколько воды в каком танке, какая осадка у судна на данный момент - и все эти данные тут же поступают в компьютер. На некоторых судах ткого большого пульта нет, а все делается через компьютер обычной мышкой. Но тут установлена более традиционная система.
Есть у него и средства связи, чтобы ругаться с планером. Планер - от слова "план" - это тот чудак на берегу, который составляет предварительный грузовой план, который старпому потом приходится переделывать. Контейнеры надо распределить так, чтобы их можно было удобно выгружать в следующих портах, чтобы тяжелые были внизу а пустые сверху, чтобы не превысить максимально допустимую удельную нагрузку, чтобы опасные грузы некоторых категорий не находились рядом с другими опасными, ибо это сделает и те и другие еще более опасными ... и надо учесть много всяких других нюансов. Например, чтобы пароход в результате неправильной погрузки не сломался пополам и не перевернулся ... чем не нюанс? А еще он при этом отвечает за то, чтобы матросы соблюдали технику безопасности, чтобы на палубе не валялся мусор (в Штатах за это могут оштрафовать, хотя бы даже банку из-под кока-колы бросил на палубу американский же грузчик). Чтобы судовой мусор и отходы хранились в специальном помещении, чтобы они были рассортированы (пластик отдельно, бумага отдельно, банки отдельно...) и помещение было закрыто на замок. В общем, забот хватает. А еще надо успеть отдохнуть перед вахтой, иначе порт-контрол, заявившийся с внезапной проверкой, уличит компанию в несоблюдении ... Короче, в море спокойнее.
Ну вот, надстройку мы обошли, пойдем на палубу. Про палубу у меня, к сожалению, мало фотографий. Посмотрите, например, на швартовые лебедки:
Их четыре штуки на корме, и они двух-барабанные, то есть с каждой можно при швартовке подать на берег два "конца" (по-морскому так называются толстые канаты). Это сильно упрощает процедуру швартовки, достаточно "подать конец на берег" и потом "набить" его - то есть придать ему некоторое натяжение. С этим справляется 3 человека.
На носу (или "на баке", на морском языке), имеется две якорно-швартовые лебедки и две чисто швартовые. Привод у всех гидравлический. Насосные станции расположены под палубой.
Ну вот, пожалуй, и все на сегодня. Напоследок фото нашей бравой палубной команды: