Когда-то я трудился на контейнеровозе по имении Maersk Denver, и Норфолк был одним из многих портов на линии, которое обслуживало наше судно. Как-то так получалось, что мы заходили туда вечером и уходили рано утром, и ничего интересного увидеть не удавалось. И вот наконец удалось - вы зашли вечером и ушли через сутки - и я наделал там довольно много фотографий.
Фото смирнехонько лежали у меня в компьютере, пока я о них не вспомнил. Вспомнил и подумал - а не показать ли это всем жалеющим? Потому что интересноооо...
Сначала, как положено, определимся на местности:
Этот порт расположен в устье Чесапикского залива на Атлантическом побережье США. Грузооборот традиционен - различные навалочные грузы и контейнеры. Заодно он является крупнейшей военно-морской базой на этом побережье.
Заходим с восточной стороны (для сухопутного люда - справа =)) и следуем в место, обозначенное желтой скрепкой. Две загогулины на входе, соединяющие Norfolk и Hampton - это мост-тоннель, соединяющий два берега залива. Автомобили движутся сначала по свайному мосту, потом ныряют под землю, то есть под воду. Тоннели начинаются и заканчиваются на насыпных островах, длина подводной части чуть больше 2 километров. Со стороны выглядит это так:
Мост и тоннель парные, движение по каждому только в одном направлении.
Самое интересное потом - мы проходим мимо причалов военно-морской базы. Что там находится, посмотрим на следующий день, на обратном пути от причала в море, при ярком дневном свете.
Я не являюсь специалистом по военно-морскому флоту США, так что сначала я хотел просто вставить фотографии и на этом успокоиться. Потом подумал что это будет скучно, и попробовал найти в интернете, что же такое нам показали - и втянулся. И вот, значится, результат моих усилий.
Итак, на следующий день, после выгрузки, следуем на выход из порта, и я с камерой наперевес совершенно открыто стою на палубе и щелкаю все подряд. А чего стесняться, все равно со спутника все видать! Первым на глаза попадается судно вспомогательного флота, то ли лихтеровоз, то ли судно-док:
Честно сказать, поначалу я затруднялся точно определить тип, хотя и проработал некоторое время на отчественном лихтеровозе Алексей Косыгин. Как видите, за кормой имеется некое пространство, куда можно затолкнуть лихтер (Лихтер (голл. lichter) грузовое несамоходное морское судно, используемое для перевозки грузов с помощью буксирных судов) и затем поднять его на вертикально двигающейся платформе. Грузовая платформа обслуживается мощными лебедками, их тоже видно по бортам судна. Судя по этому, перед нами лихтеровоз типа Sea Bee (морская пчела). В советские времена в Дунайском пароходстве было два таких лихтеровоза - не удивлюсь, если это один из них. В то же время там видна какая-то вертикальная линия, делящая судно на подозрительно равные части. Вполне возможно, что это ворота, и тогда перед нами плавучий док. Как бы то ни было, это грузовое судно, окрашенное в военно-морские цвета и перевозящее военные грузы. В лихтер, кстати, можно запихнуть пару танков Абрамс, а то и больше. Баржи на дунайских лихтеровозах имели грузоподъемность 1200 тонн.
Вот так оно выглядит с другого ракурса и, между прочим, там можно заметить нечто, весьма напоминающее два лихтера (видите между трубами прямоугольные, абсолютно не обтекаемые конструкции?). И ясно видно грузовую платформу на корме:
Волевым решением утверждаю, что это лихтеровоз. Удовлетворенные, смотрим дальше.
Тут даже видно название на корме, и Википедия на чистом английском языке подсказывает, что это USS Arleigh Burke - головной корабль из серии эсминцев УРО. Вступил в строй в 1991 году. Предназначен для защиты групп надводных кораблей, в особенности авианосных соединений.
Вокруг корабля видно плавучее ограждение - это явно не защитный периметр, скорее это защита окружающей среды от возможного разлива топлива. Другие корабли такого ограждения не имеют - видимо, здесь ведутся какие-то ремонтные работы.
Дальше что-то непонятное. Масса разнообразных антенн, оружия не видно, зато имеется вертолетный ангар и большая вертолетная площадка, и что-то вроде аппарели на корме. Это должно быть что-то десантное.
Попробуем поискать. Американцы шифруют десантные корабли буквами LPD, а на борту виден номер 15, так что ищем USS LPD-15. Ответ: это у нас транспортное судно-док USS Ponce - единственный корабль в составе флота, названный в честь города в штате Пуэрто-Рико. Хотя это и не штат вовсе, а свободно-ассоциированное государство. Взяли вот и совершенно свободно ассоциировались с США. А скорее всего, это их самих ассоциировали и даже не спрашивали...
Корабль введен в строй в 1970 году, так что современным его назвать нельзя. Две паровые турбины толкают его со скоростью 21 узел - не очень быстро, зато топлива, наверно, жрет немерено. Для 70-го года это было нормально, а теперь бы поставили дизеля. Везет в себе 900 морпехов - ого! А длина его всего 173 метра, ширина 32 - где они, бедные, там ютятся... Вооружение чисто оборонительное. Ангар, оказывается, не приспособлен для содержания вертолетов (тогда для чего?), зато на площадке можно держать шесть Си Кингов.
К слову, каждый USS имеет собственный сайт в интернете, вот такая там открытость. Внешняя, конечно, ничего серьезного там найти не удастся. Можно посмотреть фото кораблей, историю строительства и службы, и даже старые судовые роли - список моряков, на нем служивших. Когда корабль в море, семьи моряков могут посмотреть, в каких именно морях находятся их близкие. И передать координаты корабля интересующимся лицам ... шутка.
А вот уже более современный десантный корабль:
Википедия подсказывает, что это LPD-17 San Antonio. На сайте корабля сказано, что он заложен в 2000 году, спущен на воду в 2003, а введен в строй аж в 2006 - ты смотри-ка, не только у нас бывают долгострой, однако. Длина 208 м, ширина 32, силовая установка - 4 среднеоборотных дизеля общей мощностью 41 600 л.с., скорость 22 узла. Говорил же, дизеля надо ставить! Использована технология "Стелс", все антенны запрятаны в две конструкции, которые названы Advanced Enclosed Mast/Sensor - а я думал, что только наши военные любят всякие мудреные сокращения, типа "прибор № ...", который на поверку оказывается обыкновенным рубильником, даже без защитного кожуха. Может увезти за тридевять земель и высадить на берег 800 морских пехотинцев со всей их техникой и вооружением. С его палубы могут влетать не только вертолеты, но и транспортные самолеты вертикального взлета Osprey. Внутри также прячутся два десантных судна на воздушной подушке. Стоит эта игрушка (это уже из наших источников) 800 млн ам рублей - по одному миллиону на каждого пехотинца. Может, просто взять да поделить на всех?
Еще один интересны факт: при строительстве однотипного USS New York была использована сталь, полученная из обломков башен Торгового Центра. Символ.
Здесь вокруг корабля не ограждение, а именно заграждение - это на случай, если кто-нибудь вознамерится протаранить корабль Соединенных Штатов. В прежние времена (а первый раз я побывал здесь в 1995 году) таких предосторожностей не было, а теперь все боятся террористов. А вот и патруль:
Странно, что без пулемета. Промчался мимо, я помахал рукой и на всякий случай максимально широко улыбнулся.
А вот тут может быть бомба, причем на такой скорости этот катер запросто перепрыгнет заграждение:
Но это не наши проблемы. Едем дальше.
Дальше у нас два однотипных корабля с номерами 55 и 60. Во время учебы в ДВВИМУ (сейчас это заведение гордо носит название Морской Университет) у нас был курс военно-морской подготовки. Торговый флот запросто становился военным, и все такое. Так вот, насколько я помню из курса ВМП, такую характерную надстройку имеют крейсера УРО типа Тикондерога, выступающие под обозначением CG. Значит, запрашиваем USS CG-55 - получаем USS Leyte Gulf (CG-55) is a Ticonderoga-class guided missile cruiser Смотри-ка, угадал!
Назван в честь морского сражения в заливе Лейте в Филиппинском море, где американцы и японцы здорово надрали друг другу задницы. Японцы впервые массово применили тактику камикадзе, но американцы в итоге выиграли и с присущей им скромностью навали это "самым масштабным сражением в истории". Ее близнец называется USS Normandy.
Англоязычная Википедия на этот раз весьма скромно описывает корабли, дает только общие сведения: построен, участвовал, все еще служит. Тогда сделаем запрос на нашем, великом и могучим языке. Результат гораздо лучше, но тоже не очень подробно.
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A... Впрочем, ясно что штука серьезная.
Еще один крейсер такого же типа, на этот раз вид с кормы
А вот и молчаливые, тихие и невидимые убийцы:
Тут я пас, ни номера ни названия не видно, а по силуэту мне не догадаться, что это такое. Исходя из некоторого изящества корпуса, думается, что это многоцелевые лодки, тип «Лос Анджелес». Ракетоносцы «Огайо», пожалуй, должны быть потолще. У «Вирджиний» и «Сивулфа» рубка имеет характерный загибон, так что это точно не они. Хотя, вон та, которая повернулась к нам кормой, как-то отличается от других - но снимок, как назло, получился не очень четким. Что-то меня отвлекло, рука дрогнула... Как бы это не немецкая Тип 212 с воздухонезависимой силовой установкой... но как ее сюда занесло?
А это, по-моему, опять эсминец. Пробуем USS DDG-79, получаем ответ на русском языке USS Oscar Austin (DDG-79) - 29-й эскадренный миноносец из серии запланированных к 13 сентября 2002 г. 62-х эсминцев УРО типа «Арли Бёрк», Замечательная вещь Интернет!
Длина 153 м, ширина 20 м, водоизмещение 6600 т, скорость мксимальная 32 узла и крейсерскя 20 узлов, экипаж 330 человек. Задачи те же самые, что и у других эсминцев - защита ударных авианосных групп от разнообразных противников, соответственно и вооружение очень разнообразное. В основном ракетное. Но имеется и пушка:
Это 127-мм орудие, скорострельность 20 выстрелов в минуту (ни чего себе!), дальность 33 км, а если пальнуть активно-реактивным боеприпасом, так целых 115 км (еще раз ничего себе).
Теперь мы опять наблюдаем вспомогательное судно, на этот раз это USNS Laramie (T-AO-203) is a Henry J. Kaiser-class underway replenishment oiler. Хотя в описании присутствует слово oiler, то есть топливозаправщик, на самом деле это судно можно назвать снабженцем в очень широком смысле слова. Таких судов построено 18 штук, и они подвозят боевым кораблям все что нужно. Перегрузка происходит на ходу, на скорости до 18 узлов и при волнении моря до 6 баллов. Экипаж там смешанный, большая часть - гражданский народ.
Эх, приглашали меня однажды в американский впомогательный флот! В шутку, конечно, но все же я гордо отклонил это приглашение. На всякий случай. Мы в те времена еще ходили на берег тройками.
Теперь очередная загадка. Это опять что-то десантное: на корме явно доковая камера, взлетная палуба имеет совершенно другую конфигурацию нежели у авианосца, не видно ни катапульт ни фигишеров. Номера на борту не видно, но рискну предположить, что это LHA - Landing Helicopter Assault, или "ударный десантный вертолетоносец" (любят они это слово assault! Все бы им ударять.) Почему я так думаю - потому что далее мы увидим еще один вертолетоносец, на этот раз с четко видимым номером LHD-5, и это уже более новый корабль. Если я прав, то это должен быть USS Nassau, он базируется как раз на Норфолк. Кстати, на сайте этого корабля сказано, что в октябре этого года командованием кораблем приняла женщина. Ok USA!
Второй из оставшихся кораблей этого класса живет в Сан-Диего, на Тихоокеанском побережье.
У меня всего один снимок, причем с неудачного ракурса. Видимо, он меня не заинтересовал.
А вот и следующий экспонат: USS Bataan (LHD-5) is a Wasp-class amphibious assault ship
LHD означает Landing Helicopter Dock, а у нас его называют универсальный десантный корабль. Dock - это док, наверно все знают что это такое. При высадке десанта корма, как сказано, "затопляется вниз" - интересно, а как еще? - кормовые ворота открываются, и все что было приготовлено внутри для вероятного противника, выплывает наружу. А еще используются вертолеты, самолеты вертикального взлета Osprey, катера на воздушной подушке, и кроме того - в отличие от LHA - на борту имеются штурмовики вертикального взлета Харриер. Вот один из них на другом снимке:
А вот другой корабль того же типа, вид сбоку:
и более крупные планы (зря, что-ли, у меня 18-кратный зум?):
Надпись на рубке на последнем снимке гласит Beware of jet blast and rotors - берегись выхлопов реактивных двигателей и вращающихся роторов. Уже по одному этому можно судить, каким средствами располагает корабль =))
Ну и наконец, изюминка нашей коллекции - атомный авианосец USS Dwight D. Eisenhower (CVN-69)
Тут и комментировать нечего, просто смотрим:
Все!
До новых встреч!