Париж 1

Feb 05, 2025 08:30

Париж 1

Приезд. Среда, 02.10.2019.

Linie 14 Bercy направление Saint Lazare до Saint Lazare.
Пересадка на Linie 12 направление Front Populaire (Aubervilliers) до Marx Dormoy.
Метро на Rue de la Chapelle. Двигаться к перекрёстку с Rue Ordener (уходит вправо), Rue Riquet (уходит влево) и Rue Marx Domroy (идёт прямо). Повернуть налево на Rue Riquet до улицы Rue l’Olive (уходит влево).
Отель De La Poste.

На самом деле мы были в Париже почти 6 дней. Но день приезда (прибытие около 14:00), когда нужно было заселяться и день отъезда (отбытие в 16:00), когда некуда было деть чемодан, можно не считать. В день приезда, кроме решения бытовых вопросов типа заселения, разведки местности на предмет магазинов и питания, я сделал лишь одну глупость - попытался во FNAC купить билеты в Лувр. Я получил некий чек, который потом в Лувре отвергли. Когда я попытался получить деньги назад, менеджер сказал, что билеты я, видимо, потерял, потому что не вручить их мне не могли. Нужно сказать, что я не знаю французского, а мой английский, равно как и английский менеджера, оставляли желать лучшего.
Отель De La Poste представляет собой обычное довольно тесное 6 этажное здание без лифта и с узкой винтовой лестницей. Нас заселили на 5 этаже в крошечном номере с пролёженной кроватью и таким узким проходом в собственный туалет и душ (роскошь, которой могли похвастаться отнюдь не все номера, в отеле были туалеты на лестнице), что я неизбежно цеплялся за стоящий там стул.
Нужно сказать, что города я, собственно, не видел. У нас был список объектов посещения, между которыми мы перемещались на метро, т.е. под землёй. И лишь иногда мы шли относительно небольшое расстояние по поверхности и тогда я имел удовольствие видеть вполне обычные дома большого города, в основном 19 века.

I. День 1. Четверг, 03.10.2019.

1. Эйфелева башня.

Linie 12 направление Mairie d’Issy до Saint Lazare.
Пересадка на Linie 9 направление Pont de Sevres до Trocadero.
Eiffelturm.

В первый день по настоянию любимой жены мы с утра отправились на смотровую площадку на Трокадеро, где любимая жена купила бесчисленное количество реплик Башни. Фото Эйфелевой башни я публиковать отказываюсь, поскольку её и так все видели. Могу только сказать, что она производит весьма внушительное впечатление. Даже с расстояния в полкилометра она очень большая. Одновременно она не «толстая», если можно так сказать. Основная масса железа занимает по высоте 20 - 25% башни. У неё довольно привлекательный тёмный цвет, нечто среднее между тёмно-коричневым и тёмно-зелёным. И только подходя поближе замечаешь ржавчину, которая, правда, почти не выделяется на общем фоне. При приближении её размер становится всё более подавляющим. Человек рядом с Башней практически незаметен. Там велись какие то работы (впрочем, как это довольно часто в Париже, было только загорожено и что то сложено, никаких людей). Да и подъём на башню стоит баснословно дорого (25€ за подъём на верхнюю площадку). Так что мы туда не пошли, а свернули налево и пешком дошли до Дома Инвалидов. Это около 2 км.

2. Дом Инвалидов.

От смотровой площади Palais de Chaillot вниз по Avenue Gustave V de Suede. Далее через мост Pont d’Iena и налево по Quai Branly, мимо Музея Первичного Искусства народов Африки, Азии, Океании и Америки (Musée du quai Branly), мимо Palais de l’Alma и Pont d’Alma. Направо по Avenue Bosquet мимо Посольства Болгарии, и налево на Rue de l’Universite. Прямо через перекрёсток с Rue Malar, прямо через перекрёсток с Rue Jean Nicot, мимо Avenue Sully-Prudhomme (уходит влево), прямо через перекрёсток с Rue Surcouf, прямо через перекрёсток с Boulevard de la Tour-Maubourg, прямо через перекрёсток с Rue Fabert и направо на Avenue du Marechal Gallieni.
Hôtel des Invalides. 12€. 10:00 - 18:00.

Дом Инвалидов это весьма внушительный комплекс зданий, в котором сейчас расположен Музей Армии. Впрочем, если я не ошибаюсь, там до сих пор в одном из зданий живут ветераны армии.


https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775451276222003&set=pcb.2391576944503159&type=3&theater&ifg=1
Фото 1 - Фасад Дома Инвалидов со стороны Авеню Маршала Галиени.

Центральная часть фасада с изображением Людовика 14 на коне выглядела так, как будто её построили вчера - вычищенная почти до бела. Но остальное было в обычном нормальном состоянии. Мы не пошли в музей (это потребовало бы много времени), а прошли через внутренний двор, взглянули на не слишком примечательный интерьер Собора и прошли к Могиле Наполеона. Над входом в Собор поместили довольно мрачную статую Наполеона, она даже и в солнечный день выглядит весьма хмурой и чёрной - ни дать, ни взять пушкинский «Каменный Гость».



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775451336221997&set=pcb.2391576944503159&type=3&theater&ifg=1
Фото 2 - Внутренний двор центральной части комплекса Дома Инвалидов, ныне Музей Армии.



https://dynamic-media-cdn.tripadvisor.com/media/photo-o/13/b2/c4/32/eglise-saint-paul-saint.jpg?w=1200&h=1200&s=1
Фото 3 - Интерьер Собора Святого Людовика.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775451492888648&set=pcb.2391576944503159&type=3&theater&ifg=1
Фото 4 - Статуя Наполеона над входом в Собор со двора.

Вход в Гробницу Наполеона расположен с противоположной стороны Собора. И туда нужно брать полноценный музейный билет, как если бы ты хотел посетить его весь. Несмотря на парадный вид фотографии, вход расположен на пыльном и тесном дворе, на другой стороне которого находятся (возможно, временно?) какие то непонятные промышленные или строительные устройства. Гробница расположена на 2 уровнях. Внизу находится сам саркофаг Наполеона и кое какие захоронения неизвестных мне военных. Саркофаг выполнен из великолепного огромного тёмно красного камня (это не порфир, как многие думают, а доставленный из России, из Карелии, шокшинский кварцит), который не портят даже три более светлые полоски несколько с боку. Подойти к нему нельзя, поэтому масштаб оценить не легко. Но он весьма велик.
Вход во внутреннюю крипту с саркофагом охраняют 2 гранитный война в добрых 3 человеческих роста высотой. Вообще везде гранит и мрамор, всё весьма торжественно и одновременно весьма сдержанно.
Вверху расположено ещё несколько захоронений. Это пара членов семейства Наполеона и прежде всего его сын Жозеф, помещённый туда по приказу Гитлера. Кроме того там поместили несколько захоронений, не имеющих отношения к Наполеону. Прежде всего это могила Вобана, которого я после прочтения его труда и, в неменьшей степени, после знакомства с его проектом коституции, весьма уважаю. Став в 1703 маршалом и тем самым получив привелегию неприкосновенности, Вобан подал королю Людовику 14 (!) план конституционной монархии, один из первых документов подобного рода вообще. Далее, там находится могила маршала Фоша, главнокомандующий во время Первой Мировой Войны (которую французы как никак выиграли) и Роже де Лилля, автора Марсельезы, перенесённая в Дом Инвалидов в 1915.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775451579555306&set=pcb.2391576944503159&type=3&theater&ifg=1
Фото 5 - Вид на Собор Святого Людовика сзади.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775451629555301&set=pcb.2391576944503159&type=3&theater&ifg=1
Фото 6 - Саркофаг Наполеона.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775451739555290&set=pcb.2391576944503159&type=3&theater&ifg=1
Фото 7 - Могила Вобана.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775451849555279&set=pcb.2391576944503159&type=3&theater&ifg=1
Фото 8 - Могила Фоша.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775451982888599&set=pcb.2391576944503159&type=3&theater&ifg=1
Фото 9 - Могила Жозефа Наполеона.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775452086221922&set=pcb.2391576944503159&type=3&theater&ifg=1
Фото 10 - Алтарь над могилой Наполеона.

3. Пантеон.

От La Tour Maubourg Linie 8 направление Balard до la Motte Picquet Grenelle.
Пересадка Linie 10 направление Gare d’Austerlitz до Maubert Mutualite.
От метро по Rue de Carmes, прямо через перекрёсток с Rue Ecoles, прямо через перекрёсток с Rue Ecole Politechnique (уходит влево) и Rue de Lanneau (уходит вправо) на Rue Valette до Place du Pantheone.
Panthéon. 9€. 10:00 - 18:00.

Около Дома Инвалидов мы сели на метро и поехали в Пантеон. Он находится, можно сказать, посреди Сорбонны, прямо рядом с Факультетом Финансов. Снаружи он украшен довольно мало. Только вход говорит о том, что это важное место. Впрочем, для места упокоения людей это вполне нормально.
Здание состоит из двух уровней. Верхний уровень украшен множеством фресок среднего качества на тему истории Франции. Там так же имеется монумент в честь Национального Собрания, а перед ним - маятник Фуко.
Захоронения находятся на нижнем уровне. Под зданием находится довольно разветвлённая система подземелья, именуемая криптой. Первыми в ней были захоронены Вольтер и Руссо, а рядом скромно Суффло - архитектор здания. Кроме того, прямо при входе в Крипту имеется захоронение сердца Гамбетты. Все остальные могилы находятся в глубине (метров в 50 от входа), они все одинаковые и представляют собой этакие небольшие белые и никак не украшенные саркофагики.
Пантеон в целом меня несколько разочаровал. Я думал, что там всё должно быть забито под завязку. Но там ещё полно места, причём довольно много могил принадлежит каким то никому неведомым графам-сенаторам.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775460022887795&set=pcb.2391589811168539&type=3&theater&ifg=1
Фото 11 - Пантеон, общий вид.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775460132887784&set=pcb.2391589811168539&type=3&theater&ifg=1
Фото 12 - Пантеон, общий вид интерьера.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775460216221109&set=pcb.2391589811168539&type=3&theater&ifg=1
Фото 13 - Пантеон, памятник Национальному Собранию. Перед ним маятник Фуко.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775460306221100&set=pcb.2391589811168539&type=3&theater&ifg=1
Фото 14 - Пантеон, одна из бесчисленных фресок, «Жанна Д‘Арк ведёт войска на штурм крепости».



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775460466221084&set=pcb.2391589811168539&type=3&theater&ifg=1
Фото 15 - Пантеон, памятник и могила Вольтера.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775460626221068&set=pcb.2391589811168539&type=3&theater&ifg=1
Фото 16 - Пантеон, вид подземелья с могилами.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775460726221058&set=pcb.2391589811168539&type=3&theater&ifg=1
Фото 17 - Пантеон, могилы Гюго, Дюма и Золя.

4. Сен Дени.

Linie 10 направление Boulogne Pont de St-Cloud до Duroc.
Пересадка на Linie 13 направление Saint-Denis Universite до Basilique de St-Denis.
От метро по Place du Caquet, прямо через перекрёсток с Rue Jean Jaures, дальше до Place Vicror Hugo и через площадь до Rue de la Legion d’Honneur.
Saint-Denis. 9€

У нас после Пантеона ещё было время, так что мы выполнили мою заветную мечту и съездили в Сен Дени, усыпальницу французских королей. Собор представляет собой первое в мире по настоящему готическое здание, относящееся к 13 веку. Фасад здания на протяжении веков менялся, последняя реконструкция, выполненная Виолле-ле-Дюком в 19 веке, изображает его в виде примерно 13 века. Вход в малоинтересную переднюю часть собора свободный, а за вход в заднюю часть с погребениями взимают плату.
В соборе имеются могилы более чем за 1300 лет, примерно с 6 века. Но изображения чаще всего не современны погребению, а сделаны много позже, хотя и в средневековьи. В Революцию довольно многое было разграблено и уничтожено, и заменено на копии уже только в 19 веке. В частности, был полностью восстановлен фасад, формально относящийся к 13 веку. Внутри же здание удивительно аутентично, сохранились многие витражи 14-16 веков. Те части, что не сохранились, заменены на этакие изображения - стеклянные панно с рисунком.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775460819554382&set=pcb.2391589811168539&type=3&theater&ifg=1
Фото 18 - Собор Сен Дени, фасад.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775460912887706&set=pcb.2391589811168539&type=3&theater&ifg=1
Фото 19 - Витражи алтарной части Собора.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775460989554365&set=pcb.2391589811168539&type=3&theater&ifg=1
Фото 20 - Одна из двух роз Собора с изображением родословной Христа.

В основном могилы королей представляют из себя их изображения в полный рост, при беглом осмотре довольно похожие друг на друга и в таком состоянии, будто их сделали вчера.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775461066221024&set=pcb.2391589811168539&type=3&theater&ifg=1
Фото 21 - Захоронения королей, общий вид.

Резко из этого выделяется прежде всего надгробье Дагоберта 1, умершего в 7 веке. Надгробье же создано лишь в 13 веке. Надгробье уникально, потому что изображает путешествие души короля в ад, а не в рай. Правда, на верху святые таки отправляют душу по назначению.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775461142887683&set=pcb.2391589811168539&type=3&theater&ifg=1
Фото 22 - Надгробье Дагоберта 1.

Кроме того, выделяются 4 гробницы. Гробница Людовика 16 и Марии Антуанетты представляет собой просто их фигуры в полный рост, склонённые в молитве на уровне зрителя. Гробница Франциска 1 находится справа у стены. На верхнем уровне мраморного сооружения изображен король со своей первой супругой и детьми. Внутри сооружения король и королева как положено лежат на смертном одре.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775461232887674&set=pcb.2391589811168539&type=3&theater&ifg=1
Фото 23 - Гробница Франциска 1.

Гробницы Генриха 2 (с женой Екатериной Медичи) и особенно Людовика 12 (с женой Анной Бретонской) представляют собой свободно стоящие сооружения со множеством фигур. Причём, если сверху король и королева чин по чину в одежде, то внизу, внутри гробницы, они изображены голыми, без всякого пиетета, даже в известной стадии разложения.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775461366220994&set=pcb.2391589811168539&type=3&theater&ifg=1
Фото 24 - Гробница Людовика 12 и Анны Бретонской.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775461499554314&set=pcb.2391589811168539&type=3&theater&ifg=1
Фото 25 - Людовик 12 в своей гробнице.

Захоронения находятся и внизу, в крипте Собора. Из них я бы выделил могилу Людовика 14 и могилу симпатичного мне Генриха 4.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775461636220967&set=pcb.2391589811168539&type=3&theater&ifg=1
Фото 26 - Захоронение Людовика 14.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775461792887618&set=pcb.2391589811168539&type=3&theater&ifg=1
Фото 27 - Могила Генриха 4.

В Соборе похоронены не только короли. В частности, этой части удостоен Бертран дю Геклен, военачальник во время столетней войны.
Кроме могил, в Соборе хранятся кое какие королевские регалии. Раньше они хранились там все, но потом их в основном перенесли в Лувр. Прежде всего это Орифламма, боевое знамя французских королей. Правда, современная Орифрамма является достаточно поздней репликой, оригинал был окончательно утерян в Седьмом Крестовом Походе (а до того его теряли ещё 4 раза). Кроме того, хочется упомянуть золотой скипетр Карла V.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775461962887601&set=pcb.2391589811168539&type=3&theater&ifg=1
Фото 28 - Орифламма Сен Дени.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775462116220919&set=pcb.2391589811168539&type=3&theater&ifg=1
Фото 29 - Навершие золотого скипетра Карла V 14 века.

II. День 2. Пятница, 04.10.2019.

4. Лувр.

Linie 12 направление Mairie d’Issy до Concorde.
Пересадка на Linie 1 направление Chateau de Vincennes до Musee de Louvre (2 остановки).
Louvre. 15€. 9:00 - 21:45.

Ну что сказать про Лувр? В здании 944 пронумерованных помещения. Говорят, что если потратить 1 минуту на осмотр каждого экспоната Лувра, понадобится 20 лет. Без перерывов на обед, сон и туалет. Что ты тут скажешь? Это не смешно. Всё увидеть физически невозможно. Хоть и не начинай. К тому же прямой обход то и дело закрыт и посетителей отправляют обратно, так что в какой то момент теряешь ориентацию даже и с планом. К тому же экспозицию, похоже, постоянно перетасовывают. Во всяком случае Мону Лизу мы видели совсем не там, где она значится по документам. Здание состоит из 2 связанных друг с другом только через центр крыльев и по мне начинать нужно было бы с одного и двигаться через центр к другому. Но нет, вход в центре и тебе предоставляют выбор, идти налево, направо или прямо. Впрочем, на самом деле выбора нет. При входе стоит указатель к Моне Лизе и все бегут туда.
Мы явились в Лувр примерно в 8:30 и очередь составляла не более 20 метров. Билеты мы купили молниеносно. Но музей весьма быстро заполняется и в конце концов выглядит, как базарная площадь в разгар торговли, даже и залы с археологическими находками.
Разумеется, как все, мы побежали на 2 этаж смотреть Мону Лизу. Организовано там всё было как при прощании с дорогим покойным - посмотрел, сфотографировал и убрался. Никакой толпы, постоянное течение народу. Я не стану приводить её фото, это было бы смехотворно. Лично у меня сложилось впечатление, что народ дурят. По сравнению со своими изображениями Мона Лиза гораздо более «пятнистая», если можно так сказать. Впечатление такое, будто она побита лишаем. Не знай я точно, решил бы, что это не очень удачная копия. К тому же картину поместили в довольно глупый антураж, в зал, украшенный фресками Рубенса, посвященными браку Генриха 4 с Марией Медичи. Особенно впечатляет изображение ироничного Генриха в образе Геркулеса (работа Туссена Дюбройля, Toussaint Dubreuil), с которым у него нет решительно ничего общего (хотя Генрих и не был дохляком).



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775468999553564&set=pcb.2391597884501065&type=3&theater&ifg=1
Фото 30 - Рубенс, Генриху представляют портрет Марии.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775469146220216&set=pcb.2391597884501065&type=3&theater&ifg=1
Фото 31 - Туссен Дюбройль, Генрих 4 в образе Геркулеса.

Признаюсь честно, я уже не помню, где мы бродили в течении 5 часов. Мы как то попали к Венере Милосской, в зал Ахеменидской культуры, в галерею итальянских живописцев Возрождения и всё такое. В хранящейся в музее античной скульптуре прежде всего поражает сохранность. Статуя Артемиды Версальской выглядит так, как будто её создали в 19 веке, в не 2000 лет назад.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775469242886873&set=pcb.2391597884501065&type=3&theater&ifg=1
Фото 32 - Артемида Версальская.

Поэтому я лучше приведу здесь наиболее интересное (на мой взгляд) из того, что мы видели, вне зависимости от порядка осмотра и не отвлекаясь на какой нибудь всем известный портрет Бальдасара Кастильоне работы Рафаеля.
Итак, замечательный автопортрет всё того же Рафаеля с другом. Рафаель на заднем плане.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775469349553529&set=pcb.2391597884501065&type=3&theater&ifg=1
Фото 33 - Автопортрет Рафаеля.

Далее, королевские регалии.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775469419553522&set=pcb.2391597884501065&type=3&theater&ifg=1
Фото 34 - Корона Людовика 15.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775469532886844&set=pcb.2391597884501065&type=3&theater&ifg=1
Фото 35 - Корона Наполеона.

Далее, обожаемая мною Ника Самофракийская. Для великолепной стремительной (иначе не скажешь) скульптуры в Лувре сделали прекрасную инсталляцию на лестнице. Действительно, очень удачно и впечатляюще.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775469602886837&set=pcb.2391597884501065&type=3&theater&ifg=1
Фото 36 - Ника Самофракийская.

Далее, единственная картина Босха в Лувре, Корабль Дураков. По мнению Босха дураки живут вполне не дурно - еда, питьё, музыка, отсутствие помощи утопающим. Вот, правда, не знаю, завидует Босх или осуждает.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775469816220149&set=pcb.2391597884501065&type=3&theater&ifg=1
Фото 37 - Иероним Босх, Корабль Дураков.

Далее, средневековая эротика, Габлиель д‘Эсте (любовница Генриха 4, справа с кольцом) с сестрой.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775470092886788&set=pcb.2391597884501065&type=3&theater&ifg=1
Фото 38 - Портрет Габриель д‘Эсте в ванне.

Далее, «Астроном» Вермеера. Это явно тот же человек, что изображен на картине «Географ», хранящейся во Франкфурте в Штеделевсом Институте.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775470222886775&set=pcb.2391597884501065&type=3&theater&ifg=1
Фото 39 - Вермеер, Астроном.

Далее, поразившая меня античная голова, представленная как «Кассий». Один из убийц Цезаря представлен здесь как человек беспощадный и непреклонный.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775470336220097&set=pcb.2391597884501065&type=3&theater&ifg=1
Фото 40 - Кассий.

Далее, не очень обычный портрет работы Гирландайо. В те времена весьма неохотно изображали отклонения от нормы, тем более с такой симпатией.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775470466220084&set=pcb.2391597884501065&type=3&theater&ifg=1
Фото 41 - Гирландайо, Портрет старика с внуком.

Далее, удивительно реалистичный для своего времени (14 век!) портрет короля Иоанна II Доброго. Добрый король проиграл англичанам битву при Пуатье и оказался у них в плену, где он, правда, пока страна собирала за него гигантский выкуп, жил как король - сплошные банкеты и удовольствия.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775470562886741&set=pcb.2391597884501065&type=3&theater&ifg=1
Фото 42 - Король Иоанн II.

Далее, Мадонна канцлера Ролена Яна ван Эйка, на которой канцлер несколько похож на Путина. Или, если угодно, Путин несколько похож на канцлера. Во всяком случае я не могу отделаться от впечатления, что канцлер вот вот спросит у Мадонны документы. Вид у него довольно недоверчивый.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775470712886726&set=pcb.2391597884501065&type=3&theater&ifg=1
Фото 43 - Ян ван Эйк, Мадонна канцлера Ролина.

Ну и наконец, портрет одного из выдающихся людей своей эпохи.



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=775470872886710&set=pcb.2391597884501065&type=3&theater&ifg=1
Фото 44 - Ганс Гольбейн Младший, Портрет Эразма Роттердамского.

После 5 часов блуждания любимая жена запросилась домой. Я мог бы продержаться ещё минут 30-40, как мне кажется, хотя колени уже вопили о пощаде. Как бы то ни было, мы отправились домой. Сколько мы увидели? Вероятно, около 1/3 всего. Хотя точно я и не скажу.

города, путешествия

Previous post Next post
Up