Этим фильмом начинаю небольшую ретроспективку фильмов с участием
Кирка Дугласа. Далеко не в хронологическом порядке, но моя ретроспектива и не претендует на полноту.
Картина была снята на киностудии Лукс Филм, продюсерами стали Дино Де Лаурентис и Карло Понти. Режиссировали аж двое, а сценарий писал целая группа авторов, в том числе и Ирвинг Шоу. Актёрский коллектив состоял практически полностью из итальянцев, за исключением исполнителя главной роли, плюс ещё одной голливудской знаменитости, во всяком случае будущей -
Энтони Куинна, сыгравшего здесь, пожалуй, самого серьёзного соперника царя Итаки, Антиноя.
Насколько полно и точно фильм воспроизводит на экране поэму Гомера, не берусь судить, поскольку первоисточника, увы, не читал. Разве что роман норвежца Эйвинда Юнсона "Прибой и берега", написанный по мотивам, да и эту книгу держал в руках страшно подумать, как давно. Действие картины начинается практически уже рядом с финалом, - многочисленные женихи, домогающиеся руки Пенелопы, требуют определиться с днём свадьбы, а в это время Одиссея выбрасывает на берег острова, которым правит царь Алкиной. Скитальца обнаруживает царская дочь Навсикая в бессознательном состоянии, потерявшим память.
Он не может назвать ни собственного имени, ни своей родины, но зато удивляет двор феакийского правителя благородными манерами и осанкой, а вскоре и своми атлетическими подвигами.
Также назначается и день его свадьбы с Навсикаей, но тут у нашего героя следует целая серия вспышек-воспоминаний, из которых мы узнаём, что приключилось с ним во время многотрудных и опасных странствий по морю. Перед нами, сменяясь, предстают, во всяком случае, главные события этого затяжного путешествия:
пленение отправившейся на поиски провианта команды мореплавателей с самим капитаном во главе одноглазым громилой Полифемом, рискованное прохождение острова сирен, пребывание во владениях заморочившей хитроумного Одиссея своим волшебством коварной Цирцеи...
Как бы то ни было, боги - или кто там ещё - приостанавливают поток различных несправедливых напастей, в течение 10 лет беспрерывно валившихся на сына Лаэрта.
Почти уже решённые, казалось бы, оба неуместные бракосочетания оказываются последовательно расстроены. Не только Одиссей вновь демонстрирует свою подрастерянную было хитроумность, но и его жена Пенелопа, все эти 10 лет верно дожидавшаяся его, тоже оказывается не лыком шита, когда наступает самый критический момент. Зло жёстко и бескомпромиссно наказано, торжествует справедливость гуманистов с мечом в руке (по определению какого-то из Маннов, если не ошибаюсь).
Подытоживая, могу сказать, что сейчас снимают пеплумы и поцветистее, но этот - для 54 года - тоже был блокбастером очень приличным...