Dec 13, 2013 20:29
Это вторая прочитанная мной книга писателя. Но у меня есть сильное подозрение, что и последняя...
Аннотация утверждает, что в этом романе "соединились психологическая драма и политический триллер". Действительно, заявки и на то, и на другое имеются. Главный герой, безымянный журналист, получает допуск к засекреченной проблеме особо жестоких детей, хладнокровно убивающих взрослых. Ему даже разрешают посетить некую лабораторию, где проводятся соответствующие исследования; он завязывает знакомство с одним профессором, являющимся не последней спицей в этом колесе. А потом затевает и собственное расследование. Такова общая канва. Выведенная по о-очень пёстрому полотну.
Дело в том, что криминально-триллерный зачин, едва наметившись, тут же тонет в пучине семейных разборок журналиста, его сексуальных похождений, воспоминаний о трудной и тяжёлой юности, не менее безысходной службе в армии и проч. Далее, правда, автор и вставит тройку кровавых эпизодов в нарастающее нагромождение всяческой беспросветности и чернухи, но ничего от настоящего триллера и в этом нет. Триллер мог бы получиться, если б Прилепин повел повествование в духе Сергея Алексеева - Александра Трапезникова, с неожиданнами поворотами туго закрученного сюжета, с неизбежными обманками и ложными следами, уводящими героя в сторону с единственно правильного пути, по которому он всё же, пусть и медленно, пусть и ценой огромных усилий и потерь, но тем не менее неуклонно продвигается вперёд, к раскрытию зловещей тайны, разоблачению заговора сил тьмы и повержению их во прах... Или по крайней мере - к собственной гибели, героической, но такой необходимой для спасения и общего счастья оставшегося в живых человечества... Нет, ничего этого в "Обезьяне" нет. Настоящий триллер убит на корню, поскольку Прилепин, наверно, не умеет писать триллеры. Тут другой жанр - нуар, очень чёрный нуар. Или, нет, скорее, трэш. Очень мусорный трэш.
Вдобавок и написанный в традициях советской прозы 20-30х годов прошлого века - языком цветистым и сумбурным; с героями, отличающимися поведением алогичным и сугубо иррациональным, ведущими друг с другом сумбурные, алогичные диалоги.
Персонажи, кстати, сплошь и рядом подонки и моральные уроды, что выглядит странно на фоне заявления писателя в какой-то из его публицистических заметок, что он-де никогда не встречал плохих русских людей...
Помнится, книги одного писателя, пережившего на своём веку много и даже умершего за свою последнюю книгу, были названы в своё время "праздничным словом". А вот этот роман Прилепина я бы назвал "похмельным словом", "словом с бодуна". Мне было неприятно его читать, я выдержал это испытание до конца только лишь "из принципа" - через "не хочу", потому что "надо"...
И ещё. Кажется, книга эта по выходу в свет получила какую-то весьма увесистую литературную награду. Что ж. Это доказывает лишь то, что и такие награды в последнее время раздают у нас по блату, по знакомству. С реальными достоинствами опуса связи может и не быть.
Прилепин,
Чёрная обезьяна