Поверьте, хотя в это и трудно поверить, вот не всегда у власти оказываются отъявленные негодяи, лицемеры и прожженные циники. Российский император Павел Первый и король Баварии Людвиг Второй - тому примеры. Наши герои жили в разных эпохах и странах, но то, что их роднит - оба были романтиками и мечтателями в свое жестокое время, за что оба были признаны своими современниками, по меньшей мере, чудаками (как Павел), а то и сумасшедшими (как Людвиг).
Как утверждал доктор З.Фрейд, корни характера человека растут из детства. Наш первый герой родился 1 октября 1754 года.
Согласно тогдашней монаршей традиции, практически сразу после рождения Павел был отобран царствующей императрицей Елизаветой Петровной от папеньки (будущего императора Петра III) и маменьки (будущей императрицы Екатерины II Великой) и передан на воспитание сначала интеллектуалу Федору Бехтееву, а затем либералу Никите Панину.
Елизавета Петровна настрого наказала: "...воспитаннику внушить, что тот будущий мужчина и Царь!" Следуя указаниям, Федор Бехтеев во время занятий применял особый метод, соединявший забаву с учением, и быстро научил великого князя чтению и счислению при помощи игрушечных солдатиков и складной крепости. Позже Бехтеев подарил Павлу гигантскую карту Российского государства с надписью: «Здесь видишь, государь, наследство, что славные твои деды победами распространяли». По воспоминаниям современников, рассматривая эту карту десятилетний Павел сказал: "Эдакая землища, что, сидючи на стуле, всего на карте и видеть нельзя, надобно вставать, чтоб оба конца высмотреть...".
Сменивший Бехтеева, автор первой русской конституции Никита Панин настоял, что бы наследника учили истории, географии, арифметике, Закону Божию, астрономии, иностранным языкам (французскому, немецкому, латинскому, итальянскому), русскому языку, рисованию, фехтованию, танцам.
Перелом в судьбе восьмилетнего Павла произошел в 1762 году, когда в результате гвардейского переворота братьев Орловых папенька - император Петр III был отстранен от власти и затем убит в Ропшинском дворце, а власть фактически узурпировала маменька, которая взошла на российский престол под именем Екатерина II.
Вот, кстати, как выглядел тот самый Ропшинский дворец менее года назад. Сейчас выглядит хуже, обвалились колоны, но это так, поворчу, раз к слову пришлось.
С этого момента Павел стал для практичной и циничной немки Екатерины не столько сыном и родной кровиночкой, сколько конкурентом на трон и живым укором об убиенном супруге. По этой причине мама не пускала сына заниматься "взрослыми" делами. Позже она запулила сына в Гатчину, оставшуюся от скоропостижно скончавшегося своего любовника Григория Орлова, где задолго до строительства Михайловского замка Павел фактически создал "детскую игрушку монументальных размеров" - миниатюрную модель империи со своими порядками, свои войском и флотилией. Гатчинский дворец сейчас выглядит получше Ропшинского и парк шикарный.
Также как и Павел, Людвиг родился в семье наследника престола, правда произошло это почти, что на 100 лет позже (25 августа 1845 года), а престол был по размерам не чета российскому - баварский.
Удивительное дело, но Павел появился на свет в Летнем дворце императрицы Елизаветы Петровны, на месте которого он через 40 лет построит дворец своей мечты - Михайловский замок. В свою очередь, Людвиг провел свое детство и юность в замке Хо́эншвангау в Южной Баварии, рядом с которым позже он возведет главное свое детище, наверное пришедший к нему во снах и грезах сказочный рыцарский замок Нойшванштайн.
Воспитание Людвига было вполне надлежаще: для развитая физических сил он проходил строгую гимнастику, его познания обогащались лучшими учителями Мюнхена, его эстетическая сторона воспитывалась едва ли не на лучших в свете образцах художественного мира, сосредоточенных предками Людвига в Мюнхене. Вместе с тем, мальчик был необщителен, замкнут, скрытен, горд и мечтателен. Оставаясь более одиноким, он предпочитал проводить время в фантастических картинах своей мечты. Тем более, что этой мечтательности способствовала вся обстановка, окружавшая юного Людвига в замке Хо́эншвангау. Папа Людвига Максимилиан II Баварский был большой покровитель искусств. Купленный по случаю, полуразрушенный во время наполеоновских войн, замок XIII века Хо́эншвангау был заново отстроен им в средневековом вкусе, характерном для эпохи романтизма.
Внутреннее убранство замка изобиловало изображениями из саги о лебедином рыцаре Лоэнгрине.
И вот представьте себе, как на этого мечтательного 18 летнего мальчика с пухлыми губками и волнистыми волосиками свалилась королевская корона.
Бавария была в то время хоть и конституционная, но всё же монархия. В Европе доминировал циник и прагматик прусский канцлер Бисмарк, стальными гвоздями сколачивавший будущую Германию. А вот Людвига это мало интерисовало и с самого начала своего правления он занялся вопросами развития культуры и уже спустя только два месяца после своей коронации лично познакомился с композитором Рихардом Вагнером.
Вагнер станет для Людвига кумиром и личным другом на многие года. Король финансировал практически все постановки опер Вагнера, включая музыкальный оперный триллер "Кольцо нибелунга", оперы "Тристан и Изольда" и "Золото Рейна". Заметим, что Голливуда еще не было, до изобретения кино братьями Люмьер оставалось еще более 30 лет, но щедро финансируемые Людвигом феерические постановки Вагнера производили на публику не меньший эффект. Вот, что творилось 22 сентября 1869 года на примьере оперы "Золото Рейна" в Мюнхене.
Забегая чуть вперед, скажем, что став королем в 18 лет, Людвиг Второй умрет в 41 год. А вот у нашего Павла Петровича только в 42 года жизнь то и начнется. Жизнь Императора Всероссийского.
Еще девятилетним Павел сформулировал качества, необходимые монарху: владение собой, доброта и добродетельность, справедливость и беспристрастность, забота о процветании народа и стремление государя проникнуть в сердца поданных. А реализовывать на практике эти свои так и оставшиеся детскими и такими наивными идеи Павлу Первому пришлось только через 30 лет.
Первым делом после своей коронации Павел решил восстановить справедливость и папу положить рядом с мамой. Дело в том, что первоначально Пётр III был похоронен безо всяких почестей в Алесандро-Невской лавре, а не в императорской усыпальнице - Петропавловском соборе Петропавловской крепости. Формальным основанием для этого было то, что Петр III так и не был коронован. Просто не успел, задушили.
Поэтому сразу после кончины Екатерины, по приказу Павла I останки папы были перенесены сначала в домовую церковь Зимнего дворца, а затем в Петропавловский собор.
Петра III перезахоронили одновременно с погребением Екатерины II; император Павел при этом собственноручно произвёл обряд коронования праха своего отца. Одновременно император решил "наказать" оставшихся в живых убийц своего отца: граф Алексей Орлов и князь Барятинский весь путь траурной процессии несли за гробом императорские регалии Петра III.
И это было единственным наказанием от Павла: ни плаху палача, ни даже "двушечку" убийцы не получили. Зато можно было элементарно загреметь за решетку, а то и в Сибирь за ношение круглой шляпы или бакенбардов! Одно слово, романтик!
Кстати первым Павла назвал "романтическим нашим императором" А.С.Пушкин. А вот Наполеон писал про него "русский Дон Кихот", намекая одновременно и на шутовской, и на рыцарский образ Павла. Ну, а какой же рыцарь без замка. И вот 26 февраля 1797 г. на месте снесенного Летнего дворца Павел самолично кладет первый камень Михайловского замка.
Обрядность, символика здесь максимальные: возводится окруженный рвом замок старинного, средневекового образца, цвета перчатки прекрасной дамы (фаворитки Анны Лопухиной-Гагариной), которой царь-рыцарь поклоняется; расходы же на замок превышают самые смелые предположения: сначала было отпущено 425 800 руб., однако затем суммы удесятерились, и в течение трех лет ежедневный расход на строительство составлял десятки тысяч рублей.
Заметим, что рыцарские замки, окруженные заполненным водой рвом, да ещё и с подъемными мостами через ров в Европе не строили уже как лет сто. Ниже Михайловский замок на картине Александра Бенуа.
Если вершиной строительной деятельности Павла I стал Михайловский замок, то для Людвига II апофеозом "сказочных" замков, созданных по его замыслу, стал расположенный в предгорьях баварских Альп, на отвесной скале с видом на горное озеро замок Нойшванштайн (лично я примерно месяц до + месяц после поездки в Баварию тренировался произносить это слово, постоянно в середине получалось "швайн", насмотрелся советских фильмов про немцев в детстве наверное). Замок ну очень красивый! Вот собственно и замок.
А вот это горное озеро рядом с ним.
Видом замка и озера так был очарован побывавший здесь в своё время П.И.Чайковский, что, как считается, именно в этом месте у него возник замысел "Лебединого озера".
Для строительства замка ушло 465 тонн мрамора, 600 тонн цемента и 400 тысяч тонн кирпича.
Так как Людвиг II был большим поклонником новейших технологий, при строительстве была задействована самая передовая техника XIX века: паровой кран и локомобили - передвижные паровые двигатели, прототипы автомобилей . В самом замке присутствовал водопровод, проведенный на каждом этаже, центральное паровое отопление, электрическая система телефонов и т.д. Самыми роскошными помещениями замка были тронный зал и певческий зал.
Однако Людвиг любил проводить время, мечтая в одиночестве в этом маленьком искусственном гроте.
Тем временем баварское правительство в Мюнхене было сильно встревожено тратами короля на все эти дворцы и замки, а Нойшванштайн был последней каплей. Быстренько состряпали заочное врачебное заключение о психическом расстройстве Людвига II и объявили его недееспособным и "неизлечимо душевнобольным". Короля арестовали прямо в спальне его любимого замка и отвезли под охраной в замок Берг рядом с Штарнбергском озером.
На следующий день Людвиг отправился на вечернюю прогулку по замковому парку, расположенному на берегу озера. Его сопровождал профессор психиатрии фон Гудден, глава комиссии, диагностировавшей безумие баварского короля. Когда король и профессор не вернулись к ужину, их бросились искать. Трупы нашли только в 23 часа на мелководье почти у самого берега. Сейчас на этом месте установлен памятный крест, а на берегу построена часовня.
Мы были месте гибели короля уже на закате и парк производил жуткое и гнетущее впечатление. Настолько гнетущее, что моя впечатлительная половина оставила на скамейке доверенный ей для переноски iPad.
По официальной версии король пытался покончить с собой (ну а как же, псих ведь), а профессор хотел ему помешать, но только тоже утоп. В эту версию верили только те, кто её придумал, да и то с трудом.
Если точная картина произошедшего вечером 13 июня 1886 года на берегу Штарнбергского озера остаётся до сих пор неизвестной, то события, развернувшиеся в Михайловском замке в ночь на 12 марта 1801 года известны почти поминутно. И все благодаря запискам, оставленным не только очевидцами тех событий, но и их непосредственными участниками.
Уже упоминавшейся художник Александр Бенуа так писал о Павле: "Обреченная жертва, он всю свою недолгую жизнь сознавал эту обреченность и пытался вырваться из-под гнета этого ужаса." Последний заговор против Павла (а таких заговоров было до этого несколько) возглавили всё приближенные к Императору люди: сделавший карьеру на похищении княжны Таракановой, бывший неаполитанский авантюрист и основатель Одессы, адмирал флота Российского де Рибас; вице канцлер Н.Н.Панин (любимый племянник любимого учителя и воспитателя Павла); уроженец латвийской Бауски, ранее рижский, а затем петербургский генерал-губернатор и глава тайной полиции (считай, глава ФСБ) граф П.А.Пален; зять генералиссимуса Суворова граф Н.А.Зубов, а также его братец П.А.Зубов, последний фаворит Екатерины II; и наконец будущий участник Бородинского сражения и начальник главного штаба у Кутузова, а пока только командир Изюмского легкоконного полка Л.Л.Беннигсен. Весьма примечательный состав участников, поневоле поверишь в высказывание одного нашего совсем не романтичного современника: "Все люди делятся на две группы: враги и предатели!" Ну, а выгодоприобретателем этого заговора был конечно великий князь Александр Павлович. Считается, что накануне той роковой ночи хитрый Пален доложил Павлу о "раскрытии" заговора, да и намекнул, что дескать во главе злоумышленников то стоит сынок старшенький.
Скорее всего, именно это известие и привело Павла в состояние той самой обреченности. Ближе к полуночи группа непосредственных киллеров в количестве 12 человек, ведомая Беннигсеном и Платоном Зубовым легко проникла в казалось бы не преступный замок вот через эту дверь.
Спальня Павла располагалась на втором этаже, там где балкончик.
Быстро поднявшись по винтовой лестнице, (сейчас она выглядит вот так)
разгоряченные шампанским и важностью своей "миссии", заговорщики ворвались в личные спальные покои императора. (При внуке Павла Александре II в спальне устроили часовню)
Накануне, следуя совету графа Палена, Павел приказал удалить караул от конногвардейцев (единственному из полков гвардии, оставшемуся верным Павлу, офицеры остальных участвовали в заговоре), а также забить дверь, ведущую из его спальни в спальню "ненадежной" императрицы, тем самым лишив себя последнего пути к отступлению. Все произошедшее далее в спальне можно описать одной фразой из известного исторического анекдота: "Император Павел Первый умер от апокалиптического удара ... золотой табакеркой в висок!" Грязную работу выполнили младшие офицеры: грузинский князь Яшвиль (орудовал табакеркой), а также майор Татаринов и офицер Измайловского полка Скарятин (душили офицерским шарфом). Павел сопротивлялся изо всех, что было сил и принял смерть мужественно, как и подобает рыцарю и главе Мальтийского ордена.
Картинка преукрашена, на самом деле императорская кровать выглядела не так роскошно
Тем, что Павел сопротивлялся, как мог, своим убийцам и объясняется, что труп был обезображен.Тело императора пришлось тщательно гримировать, что бы хоть как то соблюсти приличия при похоронах. На голову натянули столь ненавистную шляпу с круглыми широкими полями (почему то на рисунке не показана), а шею обмотали шарфом
Да, вот такая вот грустная судьба романтиков на троне. А по мне, уж пусть романтик, чем упырь, прости меня Господи!
P.S. Кстати про утеряный в октябре прошлого года iPad на месте гибели одного из "романтиков на троне" - Людвига II Баварского. Примерно недели полторы после публикации вышеизложенной истории и спустя год после утери получаю на почту сообщение из городка Берг, как раз рядом с одноименным замком, куда заслали "сумашедшего" короля. Сообщение из органа самоуправления этого маленького городка Берг, дескать нашли Ваш iPad, не хотите ли Вы его забрать? Удивительная ИСТОРИЯ, не правда ли? Может быть Людвиг подсобил, а?