ОПЯТЬ ВЛАСТЬ В РАВЕННЕ МЕНЯЕТСЯ ИЛИ КТО ТАМ ПРЯЧЕТСЯ ЗА ЗАНАВЕСКАМИ?

Aug 06, 2015 00:06

В давнившем фильме «Свадьба в Малиновке» есть такой персонаж - дед Нечипор в гениальном исполнении замечательного актера нашего питерского БДТ Евгения Лебедева. Когда в Малиновку заходят красные, Нечипор напяливает буденовку с красной звездой, а когда красные ВРЕМЕННО покидают Малиновку и в станицу въезжают тачанки «пана атамана Грицана Таврического», Нечипор стаскивает буденовку и прячет ее за пазухой, грустно приговаривая: «Опять власть меняется!»



Во все времена смена власти приводила, как правило, к разительным, а иногда и к парадоксальным переменам. Судите сами.

На рубеже IV-V веков нашей эры Римская империя была уже не та, что раньше. Прежде всего она разделилась на две части: Западную и Восточную, при этом, если Восточная империя бурно развивалась, то Западная откровенно загнивала. На то были как внутренние причины (чехарда на троне, сменилось девять императоров), так и внешние - Западную Римскую империю лихорадили постоянные набеги варваров.



Именно это и послужило причиной того, что столицу Западной Римской империи в 402 году перенесли из Рима в Милан, а затем в Равенну, которую в то время окружали непроходимые топи и болота, защищавшие город от захватчиков.

Странные были эти варвары, напавшие на Западную Римскую империю.



Их немытые и нечесаные полевые командиры стремились не просто грабить и жечь римские виллы, они хотели жить в этих виллах, как НАСТОЯЩИЕ римляне. Очень их тянуло к комфорту и теплым сортирам. Готовность варваров переходить на сторону врага и приспосабливаться к римским интересам - один из удивительнейших феноменов того времени. Этот процесс в конце концов привел к тому, что в V веке войска Западной Римской империи практически целиком состояли из варваров, а командовал войсками самый что ни на есть варвар Одоакр. Кончилось это естественно тем, что Одоакр сместил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула и объявил себя королем Италии! (вывод: внимательно следим за переменами в нашей родной рабоче-крестьянской армии). Вот изображение Одоакра



Восточная Римская империя была не в восторге от таких новоявленных королей и отправила в Италию карательную экспедицию, которую возглавил кто? Правильно, варвар Теодорих: клин клином вышибают. Хотя, надо отдать должное, Теодорих был в значительной степени «окультуренный» варвар, так как в юности провел 10 лет в Константинополе в качестве заложника. Война с Одоакром заняла 5 лет и закончилась мирным договором. Однако Одоакр рано радовался. Во время торжественного банкета, который проходил  в Равенне в ознаменование перемирия, Теодорих лично разрубил Одоакра одним ударом меча от ключицы до бедра, заметив при этом: «У несчастного не было в теле костей». Варвар он и есть варвар! А вот и изображение Теодориха



Захватив Равенну, а затем и всю Италию, Теодорих не спешил передавать ее под власть императора Восточной Римской империи, а объявил себя правителем Италии и правил почти 30 лет. Будучи сторонником римского устройства государства, он сохранил выработавшейся в Империи бюрократический аппарат: судебные, муниципальные и финансовые учреждения. Кроме того, будучи варваром-прогрессистом, Теодорих сделал христианство своей государственной религией, правда в ее арианской, а значит еретической, с точки зрения константинопольского православия, интерпретации. Сначала Теодорих терпимо относился к православию, но потом начались гонения и преследования. И, в конце концов, издали указ, который запрещал православную веру.

Своей столицей Теодорих выбрал Равенну, украсив ее красивыми зданиями, храмами и роскошным собственным дворцом. От дворца сохранилось не много, вот собственно и все, что осталось.





Зато сохранилось изображение дворца в изумительной мозаики на стенах построенной во время правления Теодориха базилики Сант-Аполлинаре-Нуово. Эта базилика располагалась неподалеку от дворца и была придворной базиликой Теодориха. Очевидно от того, что Теодорих в юности много лет провел в Контантинополе, он имел особое пристрастие к мозаичным украшениям. Так вот, мозаики Сант Аполлинаре Нуово - самый крупный мозаичный ансамбль эпохи Теодориха.





Первоначально весь интерьер базилики , включая апсиду, был украшен мозаиками. Последние уцелели лишь на боковых стенах большого нефа, где они располагаются тремя ярусами. В верхнем ярусе мы можем увидеть двадцать шесть сцен из жизни Христа (на левой стене чудеса, на правой - Страсти), ниже, между окнами, представлены фигуры пророков, а еще ниже, над аркадой, изображены дворец Теодориха и Порто ди Классе (старинной римской гавани, из которой собственно и вырос город Равенна) , из которых выходят мученики и святые жены, направляющиеся к восседающим на тронах Христу и Богоматери.









А вот собственно и изображение дворца.





Бросается в глаза надпись на фасаде дворца - Palatium (Палатин), так назвался центральный из семи главных холмов Рима высотой 40 м, одно из самых древнезаселенных мест в Риме. Тем самым Теодорих тонко намекает на свое правопреемство римским императорам. А где же сам Теодорих? Его не видно, а сам дворец задрапирован такими веселенькими занавесочками. Позвольте, а что это за отпечатки чьих то рук на колоннах дворца?







Как показали современные исследования, на фоне дворца и стены Порто ди Классе находились фигуры, которые были уничтожены при более поздней переделке мозаик. Эти фигуры изображали людей из свиты Теодориха.

Предполагается, что на фоне центральной арки дворца была представлена фигура самого Теодориха, а во фронтоне - группа из трех фигур (Теодорих на коне посреди богинь городов Рима и Равенны). Таким образом, при переделке фигуры Теодориха и его приближенных закрыли занавесочками, но на колоннах остались руки закрытых людей.

Изменилась и сама концепция композиции, к Христу и Богоматери первоначально подходили не мученики и мученицы, как сейчас, а возглавляемые Теодорихом и его супругой процессии остготских придворных.



Что же произошло с мозаиками?

Когда в 526 году Теодорих умер, ему был построен вот такой величественный мавзолей.



Внутри мавзолея находился вот такой шикарный саркофаг.





После смерти Теодориха, как водится, начались смуты, восстания и беспорядки. Этим воспользовался византийский император Юстиниан Великий, который решил подчинить себе Италию и уничтожить королевство остготов. Через 14 лет после смерти Теодориха, войска византийского генерала Велизария осадили Равенну и после непродолжительного штурма овладели городом. С этого момента и на 200 лет город прочно вошел в состав Византийской империи.

Первой заботой, которая была у новых властей, византийских чиновников и духовенства, это искоренить все, что только напоминало об узурпаторе и еретике Теодорихе. Его останки были выкинуты из мавзолея, а на стенах базилики Сант Аполлинаре Нуово исчезли его изображения.

Специалисты говорят, что, судя по всему, мозаики переделывали те же мастера, что и были авторами первоначальных композиций. Почему остались руки на колоннах, остается загадкой. То ли схалтурили, то ли нам привет послали из глубины ИСТОРИИ.

Византия, базилика, варвары, Одоакр, Равенна, византийская мозаика, Рим, Теодорих

Previous post Next post
Up