Сегодня мне хочется рассказать о самой большой в Югре воздушной гавани, его услугами пользуется в среднем около 3000 человек в день, отсюда ежедневно взлетают и садятся в среднем полсотни самолётов и вертолётов - это место Аэропорт Сургут!
В рамках большого блог тура по Югре блогеры из разных городов смогли посетить место где рождается полёт!
Немного Истории
История аэропорта берет свое начало с 1931 года, тогда еще в село Сургут прилетел первый самолёт. В 30-е годы прошлого столетия аэропорт принимал грузы и почту для нужд села. В 1957 году он начал принимать современный по тем меркам самолёт Ан-2.
В 1964 году был создан Сургутский объеденный авиаотряд который в первый же год перевез 20 тысяч пассажиров.
В 1971 году создается транспортное подразделение самолетов АН-24, а так же вертолеты МИ-4 постепенно меняют на современные МИ-8. Открыт стратегически важный рейс по маршруту Сургут-Москва на самолете ТУ-134.
В январе 1991 года приказом по Министерству гражданской авиации Ордена Трудового Красного знамени Сургутский Объединенный Авиаотряд стал фирмой «Сургутавиа» - филиалом авиакомпании «Тюменьавиатранс» ныне авиакомпания UTair
Официальная дата образования открытого акционерного общества «Аэропорт Сургут» как самостоятельного юридического лица - 7 февраля 1994 года.
1. Схема расположения стоянок ВС
Первыми шагами в развитии современного аэропорта стали шесть новых стоянок для ВС типа ТУ - 154, которые были построены и введены в эксплуатацию в 2000 году. В следующий год были введены в эксплуатацию современная система светосигнального оборудования фирмы «IDMAN», новый аэровокзал (сектор вылета) пропускной способностью 660 пассажиров в час, в том числе и международный сектор с пропускной способностью 150 пассажиров в час. С введением в эксплуатацию международного сектора Аэропорт получил статус международного. Благодаря администрации ХМАО и администрации города Сургута был проведен капитальный ремонт ВПП (2003 г).
В 2004 году была произведена реконструкция и сдан в эксплуатацию сектор прилета, благодаря чему ОАО «Аэропорт Сургут» приобрело сразу два аэровокзальных терминала, архитектурно и технически объединенных в единый современный аэровокзальный комплекс. В этом же году была произведена реконструкция ГСМ.
2006 год стал следующим этапом модернизации аэровокзала: были приобретены телетрапы пьедестального типа немецкой фирмы «Тиссон Групп», которые соответствуют всем современным техническим характеристикам.
2. Телетрапы.
В марте 2007 года была внедрена и действует автоматизированная система регистрации пассажиров «Купол».
На сегодняшний день «Аэропорт Сургут» - крупнейшее предприятие в регионе, имеющее статус ведущего аэропорта в регионе, на протяжении нескольких лет. «Аэропорт Сургут» занимает 19 место по пассажиропотоку.
Об экскурсии
На экскурсии по аэропорту Сургут мы смогли побывать в интересных местах и познакомиться с тем как проходит регистрация пассажиров и багажа и многое другое.
3. Рабочее место так называемого регистратора: Человек к которому подходят все (ну или относительно все с учетом того что появилась электронная регистрация) пассажиры перед прохождением досмотра и посадкой в самолёт
4. Наверное каждый пассажир сталкивался с таким моментом когда багаж уже с прикрепленной биркой уезжает в недра аэропорта, дак вот по ту сторону стены в аэропорту Сургута стоит обычный интроскоп который проверяет ваш багаж
5. Далее по ленте он отправляется в тележки и грузиться в самолёт
Очень давно хотел побывать тут и посмотреть что же внутри. Честно скажу интересного мало, но всё равно прикольно побывать там где неступала нога ни одного пассажира :)
6. Экскурсия продолжилась после досмотра и выходом на посадку осмотром телетрапов
7. С трапа открывается отличный вид на перрон
Вообще очень удобно зайти прямо с аэровокзала в самолёт, без всяких автобусов и пр.
8. Блогеры в телетрапе.
9. Сам же телетрап управляется с помощью вот этого пульта, тут сидит специально обученый человек, и когда воздушное судно подъезжает он регулирует высоту выхода и как бы присасывает трап к самолёту
Далее мы отправляемся опять в аэровокзал и уже третий раз начинаем проходить досмотр и выходим на перрон!
Тут душа веселеет и я начинаю рассказывать некоторым примкнувшим блогерам про аэропорт.
О авиакомпаниях
На сегодняшний день аэропорт обслуживает около 15 различных авиакомпаний среди них
10. Авиакомпания Скол
11. Чартерная авиакомпания Ай Флай
12.
13. Саратовские Авиалинии (СарАвиа)
А также такие компании как Аэрофлот, Таджик Эйр, Эйр Бишкек, Газпром Авиа, Северный Ветер, Норильская (Красноярская) авиакомпания Норд Стар, Руслайн, Авиалинии Молдовы, Оренбургские авиалинии и др.
В прошлом сюда летала авиакомпания Когалым Авиа, ныне она работает на чартерных направлениях возя туристов в южные страны из Московского аэропорта Домодедово
14. Упоминание о ней стоящей на хранении Ту-154
Особого внимания заслуживает авиакомпания UTair - основной перевозчик аэропорта Сургут
Рейсами этой компании отсюда можно улететь:
в аэропорты Внуково и Домодедово, а также без пересадок добраться до таких городов как Анапа, Барнаул, Белгород, Березово, Геленджик, Грозный, южный город Краснодар, Сочи, Красноярск, Махачкала, Минеральные Воды, Мыс Каменный, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Игарка, Томск, Белоярский, Уфа, Ханты-Мансийск и Тюмень!
В международном направлении эта компания выполняет регулярные рейсы в такие города:
Баку, Донецк, Ереван, Кишинев рейсом с красивым номером 777 можно отправиться в столицу Украины, Киев (аэропорт Борисполь), Ленкорань, Львов, Симферополь и Худжанд
Так-же UTair выполняет чартерную программу выполняет в Турецкую Анталью
Другие компании отсюда выполняют свои полёты в города
Анталья, Астана, Бангкок, Волгоград, Бишкек, Душанбе, Кишинев, Красноярск, в Московский аэропорт Шереметьево ежедневно выполняет рейсы Аэрофлот, Ош, компания Северный Ветер выполняет чартерную программу в Санью, Пхукет, Худжанд, авиакомпания ОренЭйр выполняет чартерную программу в города Хургаду, Шарджу и Шарм Эль Шейх, в сибирский город Томск можно отправиться авиакомпанией Томск Авиа.
Кроме того авиакомпания ЮТэйр регулярно выполняет вахтовые рейсы такие города как Уфа, Самара, а также в недано открывшийся современный аэропорт Талакан располагающийся в Ленском районе республики Саха (Якутия)
Для любителей Российской авиации есть возможность прокатиться рейсом ЮТ145 за 3 т.р. на самолёте Ан-24 и побывать в столице Югры городе Ханты-Мансийск, время в пути 1 час.
Техника
Аэропорт Ежедневно обслуживают десятки специальных транспортных средств.
Блогерам показали и рассказали как работают эти машины.
15. Современный регулирующийся под тип ВС Трап
16. Тягач
17. Топливозаправщики, ежедневно это машины заправляют самолёты авиа-керосином
18. Снегоуборочная техника, служит для оперативной очистки снега с полосы, а также диайсер который обрабатывает самолёт специальной жидкостью от обледенения
19. В работе...
20. Блогер, Путешественник, участник
Зимнего споттинга в аэропорту Сургут 3 ноября 2012 и просто отличный человек
alexcheban 21. Заправка с большим логотипом UTair
22. Ну и знакомый каждому авиапассажиру перронный автобус - также неотъемлемая часть любого аэропорта. Его вместительность порядком 110 человек, имеет 6 дверей по 3 с каждой стороны
23. Именуется это транспортное средство как "Кобус"
24.
В аэропорту Сургут имеется своя поисково спасательная служба. Которая несет дежурство 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
Создана эта служба для ликвидации чрезвычайных ситуаций, спасение людей при крушении воздушного судна, устранение возгорания и пр.
Норматив от поступление сигнала, до прибытие на место пришествия - 3 минуты
Регулярно в СПАСОП проходят учения, где на специальном самолете отрабатываются все действия которые могут произойти.
25.
Далее наша делегация отправляется смотреть вертолёт Ми-26, по пути перед нами открывается большое поле аэродрома.
Технические Характеристики аэропорта Сургут
взлетно - посадочная полоса длиной 2792 метра, шириной 60 м, включая укрепленную обочину по 7,5 м с каждой стороны, на сегодняшний день аэродром допущен к приему по 1 категории ICAO обоими курсами (73, 253), для всех типов воздушных судов; класс аэродрома - Б;
режим работы - круглосуточный; имеются семь рулежных дорожек, перрон на 31 место для стоянки воздушных судов; аэровокзал пропускной способностью на вылет 600 пассажиров в час, в том числе 150 пассажиров в час в международный сектор; склад ГСМ общим объемом резервуаров для хранения авиатоплива 13 800 м.куб., для других видов горюче - смазочных материалов - 2000 м.куб; при аэропорте также имеется железнодорожный сливной тупик с возможностью слива одновременно 16 железнодорожных цистерн; сертифицированная лаборатория; новый фильтрационный пункт, укомплектованный оборудованием немецкой фирмы «Mess - und - Fordertechnik»; а также грузовой склад площадью 376,4 квадратных метра, склады временного хранения таможенного груза общей площадью 1547,8 квадратных метра.
На территории аэропорта имеются 2 Ангара, и стоянки как для большегрузных Вертолётов так и для небольших транспортных Ми-8, Ми-171
26.
про UTair
Группа Ютэйр - это крупнейшая авиационная группа осуществляющая деятельность на четырех континентах. В группу входят компании "ЮТэйр-Экспресс", "ЮТэйр-Украина", "ЮТэйр-Карго", "Турухан" "Нефтеюганский ОАО", "Восток", Helisur, UTair Europe, UTair South Africa, UTair India, "ЮТэйр-Инжиниринг" и др.
Авиакомпания ЮТэйр входит в тройку лидера Российского рынка авиаперевозок. ЮТэйр совершает рейсы по 110 направлениям. География полетов компании охватывает Европейскую часть страны Сибирь и Дальний Восток. Ежедневно воздушными судами авиакомпании выполняется более 300 рейсов.
Генеральный директор компании Андрей Мартиросов
На сегодняшний день воздушный флот "ЮТэйр" насчитывает более 200 самолётов
Среди них:
27. Ан-24
28. АТR-72-500
29. Вмещает в себя 70 пассажиров, дальность полёта 1650 км, крейсерская скорость 510 км/ч
30. АТРочка готовиться вылететь в Омск
31. Боинг 737-500 его вместительность 114 человек, дальность полёта 3200 км, и крейсерская скорость 820 км/ч
32. Так же в компании имеются несколько самолётов - флагманов советского авиастроения Ту-154, который в ближайшем будущем будут выведены из парка компании.
33. В тот момент когда мы с Блогерской бандой ездили по аэропорту на перроне стояло 2 самолёта этого типа, это именной 85056 "Байбаков" и мой любимый 85013 с которым где только не встречался
34. Очень жаль что их скоро не будет... Хотя пассажиры другого мнения...
35.
36.
Так-же в парке компании имеются самолёты: Боинг-767-200, Боинг-737-800, 737-400, 757-200, Ту-134, АТР-42, CRJ-200
Очень скоро парк компании пополниться новыми самолётами компании Airbus тип будет A-321
МИ-26
Наш автобус подъехал к следующему месту экскурсии - стоянка вертолётов Ми-26
Сразу же блогеры прозвали эту машину "Гигантолётом" за его огромные размеры
37. Разбрелись кто куда..
38. Парочка наших организаторов на фоне гигантолёта: Настя Кириллова и Руслан Сафин :)
Было очень приятно когда мне некоторые блогеры задавали вопросы, на которые я с удовольствием и по хозяйски отвечал :)
39. Ми-26 это крупнейший в мире серийный транспортный вертолёт, грузоподъемность 20 000 кг, на сегодняшний день в парке авиакомпании UTair по данным бортового журнала Уютное Небо 25 таких машин.
40.
41. Кабина
помимо Ми-26 в парке компании имеются такие типы вертолётов:
Ми-10 (летающий кран) - 5 ед.; Ми-171 (Ми-8АМТ) - 55 ед,; МИ-8МТВ - 67 ед,; МИ-8Т (самый массовый) - 166 ед,; AS-350 B3 (аська)- 5 ед.; AS-355 - 3 ед.; BO-105 - 4 ед.; Robinson R44 - 11 eд.
Пока часть блогеров лазала в Ми-26 я услышал в сканере знакомые фразы вылетающего борта:
Пилот: Сургут Руление ЮТэйр 139 информация Янки, разрешите запуск на Омск....
Часть блогеров подошла ко мне и начали задавать вопросы, а не запрещено ли мне слушать этот приемник :) На что я ответил стандартно, ибо правда вопросов подобных поступает слишком много :)
АТРка порулила на исполнительный и я приготовился её снимать, а тем временем в эфире звучит
Пилот "ЮТэйр 139 к взлету готов!"
Диспетчер: "ЮТэйр 139 взлёт разрешаю! всего хорошего!"
Пилот: "ЮТэйр 139 взлетаю! доброй смены!"
Вал восторга послышался от подобных фраз у стоящих рядом блогеров!
42. А АТРка покидает Сургут и улетает в Омск
43. После чего мы все дружно садимся в автобус и едем к Боингу
44. И так Boeing 737-524 с бортовым номером VP-BXU имеет возраст 19 лет, первый свой полёт этот лайнер совершил 14 февраля 1994 года, до ЮТэйр работал в американской компании Контенентал Эйрлайнс
45.
46. В этот раз я сделал такой кадр :-) место куда убирается шасси
47. Чисто Паксовский кадр XD при заходе в самолёт снимать крыло
48. В очередной раз удалось побывать внутри
49. И сделать такой вот кадр :) пока у меня такие фоты есть только на земле...
50. Кабина пилотов - по традиции попадаю туда одним из последних! Если обратить внимание на некоторые приборы то можно увидеть такие оранжевые полоски на которых написано ОFF для чего это, я незнаю
После чего мы прощаемся с боингом так как скоро ему в полёт, а мы отправляемся в цех бортового питания
51. Напоследок снимаю Ан-24
О цехе бортового питания
На территории аэропорта Сургут располагается Цех Бортового питания "ЗапСиб-Кетеринг"
Который непосредственно перед вылетом воздушного судна обеспечивает питанием.
Это предприятие изготавливает более 200 видов рационов питания, предоставляемых пассажирам бизнес, эконом-комфорт, экономических классов, а также для экипажей.
52. Тут готовят небесную еду :) в данный момент идет сортировка, и буквально через час она окажется в самолёте (в том боинге в котором мы недавно были) который полетит в Москву
об этом я позже расскажу
На этом моменте наша экскурсия подошла к концу и мы отправляемся на выход.
Об авиадиспетчерах
Картина об этом аэропорте была бы неполной без рассказа о диспетчерах Сургутского центра ОВД которые руководят движением воздушных судов, контролируют работу наземных служб, но к сожалению на этот объект Блогерам не спотерам вход запрещен! :) Шутка! Там кипит работа и такая толпа её может запросто нарушить, однако в ноябре прошлого года мне удалось там побывать и сделать несколько кадров, рассказ об этом и многом другом можно
ПРОЧИТАТЬ ТУТ53. Покидая перрон
После всех наших полётов и похождений состоялась большая дегустация бортового питания в ресторане Таверна
Где мы вдоволь наелись, напились и наговорились :)
Подводя итоги
Это был не споттинг, а экскурсия для блогеров, которую я так долго ждал и которая прошла на Ура!
Впервые за несколько споттингов в Сургуте мне удалось посетить Цех Бортового питания, побывать там куда уезжает багаж пассажиров, ну и наконец полетать на вертолёте!
И еще...
54. хочу показать человека который организовывал подобные мероприятия совместно с авиакомпанией ЮТэйр - Руслан Сафин, один из тех людей и благодаря которому Аэропорт Сургут славиться самыми массовыми интересными мероприятиями как "официальный споттинг!. Человек воистину заслуживающий большой похвалы!
В состав ОАО "Аэропорт Сургут" сегодня входит не только сам аэропорт, но ещё несколько филиалов (Ноябрьский, Березовский, Мыс Каменский, Тазовский, Нефтеюганский, Аэропорт Талакан).
Есть структурные подразделения - Ханты-Мансийский сервисный центр, Тобольский центр авиатопливообеспечения.
Также есть удаленные заправки авиатопливом на юге Тюменской области, Краснодарском крае, в Иркутской и Свердловской областях, Республике Коми и на Ямале...
Аэропорт продолжает работать и развиваться, а наша делегация блогеров и одного споттера покидает это место что-бы еще когда ни будь вернуться, ведь Аэропорт Сургут - Это место добрых встреч и недолгих расставаний!
Огромное спасибо я выражаю авиакомпании UTair и лично Елене Галановой, Насте Кирилловой, Ане Малаховой
Аэропорту Сургут и Руслану Сафину, а также директору Дьячкову Евгению Вячеславовичу
Организатор блог-тура и "Нефорума блогеров" -
Станислава Двоеглазовапри поддержке
Правительства ХМАО, администрации
г. Сургута и
Сургутского районаПартнеры:
- официальный перевозчик
- генеральный информационный партнер
- транспорт
Гостиница "Кедр" - размещение в гостинице
- 3G интернет
Спасибо за Внимание!