День 16-17. Пер.Вулканологов - Ключи - Елизово

Oct 06, 2013 10:34

31.07.2013-01.08.2013

Домик Вулканологов - Ключи. Вышли в 4.40 утра одного дня, пришли около 7.30 утра другого. Много времени потеряли на ручье и на горе при разведке местности

С целью наверстать день, упущенный при блужданиях по леднику, а так же чтобы не терять времени и успеть побольше посмотреть, было решено пройти расстояние от перевала Вулканологов до Ключей за 1 день. Обычно группы ходят это расстояние за 2 суток, но мы поисковики, люди привыкшие не спать по 2 дня и при этом чесать лес в поисках потеряшки, подумали, что фигня война и пройдём без проблем. Теоретически можно было идти не до Ключей, а до базы Вулканологов, что км на 10-15 ближе, но немного в другую сторону, а от туда заказать такси до Ключей, но реально ли это и сколько это будет стоить - мы тогда не знали.

Оставив все лишние вещи, в том числе газ и бутылку со спиртом с надписью ОН, попрощались с домиком и вышли из него около 4.40. Идти было легко и просто, намного проще, чем когда по леднику поднимались: во-первых с горки, а во-вторых мы не проваливались в ледяную кашицу. Кроме того нас грела мысль о скорой еде.

Лентикулярное облако над Ключевской

Восход разгорается над ледником Шмидта

Плоская Дальняя, Плоская Ближняя. Нам прямо и направо

Камень в огне

При спуске мы не стали спускаться до самого низа языка, а держались правее, и там нам пришлось обходить трещины внушительных размеров и ещё немного поперелезать через снежные горы. Возможно, если дойти до самого низа, а потом свернуть направо, дорога окажется проще.

Облака над Богдановича

Смычка Богдановича и Антарктиды. Отсюда видно, что поднимись мы чуть выше тогда, обойдя те трещины, к перевалу Вулканологов дошли бы по ровной дороге

Проекция

Солнце выглянуло из-за Ключевской около 9 утра, а к этому времени мы были уже на середине ледника Антарктида - ледяного панциря, соединяющего ледники Богдановича и Эрмана.

Сам ледник Антарктида конструкция довольно ровная и для ходьбы очень приятная, ближе к перевалу Среднему правда стали попадаться горки из снега, пепла и грязи, но карабкаться на них нам пришлось всего пару раз, в остальных случаях мы пользовались довольно широкими проходами между ними, а так же руслами ручейков.

Камень и Толбачик

Перевал Средний строго между горами Плоской Ближней и Средней

Ключевская, Камень и Полина. Настолько гладкая поверхность на Антарктиде есть, но чаще всё же присутствуют небольшие холмики и рытвины

Чуть левее - перевал Средний, строго по центру гора Средняя, на заднем плане коптит Шивелуч

Стоит отметить, что в Ключи категорически стоит идти через перевал Средний, а не через ледник Эрмана. Это получается и быстрее, и безопаснее. Сам ледник Эрмана со стороны производит впечатление довольно грозное - огромные ледяные торосы, трещины между ними, чем-то напоминают дикую часть ледника Богдановича в кубе, только тянется он аж до 1200 метров над уровнем моря. Теоретически пройти там конечно можно, но вряд ли это получится сделать быстрее, чем за 3-4 дня, да и удовольствия вы никакого не получите. Одним словом, Минздрав не рекомендует.

Вдалеке ледник Эрмана. Вживую выглядит очень грозно

Перевала Среднего же бояться вовсе не надо - набор высоты от основания до гребня со стороны Ключевской составляет всего 50 метров, а вид открывается очень неплохой.

Ключевская и Камень

Вид с перевала Средний

После перевала необходимо двигаться по Срединному леднику (леднику Среднему, отростку ледника Эрмана, кто как называет) в сторону озера Богдановича и стоянки на нём. Можно идти по леднику до конца, обходя трещины, скользя и проваливаясь в грязь, а можно читерить, как это сделали мы и пройти по травке. Сразу после окончания горы Средней справа, на левом берегу реки, есть узкая полоска травы, которая со временем расширяется и выведет вас прямо к приюту на озере Богдановича. Точку я там не поставил, но если идти по нашему треку - всё будет отлично, во всяком случае, если с августа 2013 года там ничего не изменилось.

Начало ледника Срединного. Дальше это обычный грязно-сыпушный ледний, только чуть желтее, чем Богдановича

Сложно представить наш восторг, когда мы сошли с ледника и ступили на настоящую землю - с цветами, красками, зеленью. Мысль о том, что в ближайшее время нам по леднику не ходить и на нём не жить грела и гнала вперёд.

Начало зелёнки

Полоса зелени

Вид в сторону приюта на озере Богдановича. Сам приют в низине, а вам левее, между невысоких горок

Около 15.40 оставили приют на озере Богдановича по правую руку, перешли через микро перевальчик, встали на ручей и пошли вдоль него в сторону Караульной.

Приют Богдановича

Открывающийся вид доставлял: мы были на огромном плато, внизу, прямо под нами были видны Ключи (цивилизация!!!) и река Камчатка, справа Срединный Камчатский хребет, а сзади блестела на солнце Ключевская.

За горами видно Ключи и реку Камчатку

"Спящая Красавица", как её называют местные, за Ключами. На самом деле гора Харчинская

Ключи

Ключевская

Око

Озадаченные вопросом, идти ли нам по ручью Столбовому, или есть какая дорожка меж стланника - мы забрались на горку. Не найдя ответа на свой вопрос решили пойти по руслу пересохшего ручья, чтобы потом с него свернуть на военную дорогу. (как оказалось впоследствии это было единственное правильное решение). Столбовой дался нам довольно тяжело: приходилось постоянно прыгать к камня на камень, да ещё и в темноте, да ещё и с отбитыми ногами. К тому же на ручье единожды встретился обрывчик около 2 метров, что также отняло силы и время. В русле иногда встречались следы человека, собак и медведей, что также стимулировало к дальнейшему продвижению. Кроме того, сил придавала появившаяся в ручье мегафоновская сотовая связь, сразу стали приходить смски от друзей из серии "ты где, что делаешь?".
Часам к 5 утра мы вышли к предполагаемому месту соединения дороги и ручья. Поднявшись по весьма вертикальному склону и доверившись карте, стали буриться через лес и траву, высотой метра 2,5. Как впоследствии оказалось, делали мы это зря, и до точки, где нужно свернуть налево, не дошли буквально метров 200. (Координаты точки сохранил, всё во вложении). Далее нужно подняться по искусственно сделанным ступенькам, держаться правее по тропинке, и метров через 70 вы должны выйти на отличную военную дорогу.
По ней необходимо двигаться прямо до первого перекрёстка, и на нём продолжить движение прямо (хотя кажется, что налево дорога лучше и вообще ведёт туда, точка перекрёстка так же во вложении). Далее прямо до Т образного перекрёстка, на который вы заходите с нижней стороны и упираетесь в военный аэродром за забором. Далее два варианта: либо делать нехилый крюк, либо срезать через лес. В связи с тем, что времени было около 7, а наш автобус, как мы посмотрели в Елизово, трогался в 8, решили срезать через лес. Дорогу нашли интуитивно: выходите на Т-образный перекрёсток, поворачиваете направо, проходите метров 40 и поворачиваете налево по тропинке в лес. По тропинке всё время прямо, пересекаете дорогу с КПП с правой стороны, идёте дальше прямо, видите бетонные плиты - обходите - вы в Ключах.

Сами Ключи являются довольно милым населённым пунктом, дома преобладают деревенские.
Когда мы дошли до автобусной остановки, предварительно закупившись продуктами, выяснилось, что:
1) автобус наш не в 8, а в 10, расписание изменили
2) все билеты (ок. 1200 рублей с носа) на оба автобуса были раскуплены ещё вчера
Пришлось договариваться с водителем, и за счёт того, что не все ехали прямо до Елизово, нам удалось поехать, и даже сидя не на полу.
В момент выхода в Ключи ноги объявили забастовку и идти дальше категорически отказывались. Кое-как договорившись с нижними конечностями доползли до центральной площади, откуда отходят автобусы, разулись и стали поедать купленное в магазине. Вид у нас был слегка дикий, поэтому местные абсолютно справедливо подозрительно косились на нас. Самые активные спрашивали где были, откуда пришли, и не надо ли нас куда подвезти. К сожалению, все ехали максимум до Эссо, а в таком состоянии ловить попутку мы были морально не готовы.

Сели в автобус, позвонили в местный ПСО и сказали им о том, что группа успешно завершила маршрут, позвонили хозяевам квартиры и сказали, что хотим остановиться у них сегодня и завтра. Кстати, с хозяевами мы провернули ещё одну обоюдно-выгодную штуку: ещё раз перебрав рюкзак, составили пакетик к вещами, которые в первом походе не пригодились бы точно (купальники и т.п.), отдали его хозяевам и пообещали, что как вернёмся обязательно остановимся у них.
По приезду в Елизово сходили в магазин и устроили себе вечером пир на весь мир, но объелись так, что и половины не съели. На вкус еды к нам в окно постучалось вот такое чудо, которое было накормлено молочной продукцией и оставшимся сублимированным мясом.

Голодное Чудо

Мораль: дойти за день от перевала Вулканологов до Ключей реально, особенно если встать пораньше. Но в Ключах мы краем глаза видели рекламу такси, значит теоретически можно пройти меньшее расстояние до базы Вулканологов и от туда доехать на машине. Если у кого-то есть информация по этому вопросу - буду очень рад, если поделитесь.

Содержание
Дальше  -  День 18. Тихий океан, Халактырский пляж

Камень, Камчатка, ледник Антарктида, перевал Средний, Ключевская, Ключи, ледник Срединный, приют на озере Богдановича