В 2020 году монументальный фолиант журналиста Александра Кушнира "100 магнитоальбомов советского рока" переиздается спустя двадцать лет после выхода в свет. Отличная возможность добыть культовый раритет для личной библиотеки!
Книга, за которой идет охота
Затерянный в Москве
С этой книгой я познакомился в 2000 году, когда во время производственной практики в Москве жил в квартире брата - гитариста Юрия Цалера. "Мумий Тролль" были на летних гастролях, жилье занимал я один. За стеной выла одуревшая от гиподинамии собака, которую хозяева днями напролет не выпускали на прогулку. По батарее чем-то тяжелым долбила старушка снизу. На телефон периодически поступали звонки от фанатки "МТ", которая звонила в любое время дня и ночи, чтобы просто помолчать в трубку.
Я ставил на проигрыватель пластинку Джона Колтрейна, ложился на диван и читал "100 магнитоальбомов советского рока", глотая главу за главой. Конечно, описанную эпоху я не застал в силу возраста. Но сама субкультура, связанная с гитарами/барабанами/кассетами/пластинками, всегда была мне близка, потому что мои старшие братья играли в рок-группе. Альбомы, упомянутые в книге, были на слуху. Здесь было много про Свердловск. И даже магнитофонные кабели с пятиштырьковыми разъемами на обложке - они свои, родные!
Александр Кушнир на книжной ярмарке в 1994 году. Он уже что-то задумал...
Время мечтателей и авантюристов
Александр Кушнир совершил подвиг. Детально, вкусно и с любовью он описал сотню легендарных магнитоальбомов на основе личных изысканий в рок-самиздате, поездок по стране и разговоров с участниками и очевидцами событий. Энтузиазм исследователя и радость открытий ощутимы в каждой строчке. Среди героев - прославленные "Аквариум" и "Машина времени", "Наутилус Помпилиус" и "Кино", "Телевизор" и "Звуки Му", "Браво" и Майк Науменко. Но не только. В "100 магнитоальбомах" прописалась такая экзотика, как первая в СССР христианская рок-группа "Трубный зов", прото-рэп "Часа пик", нововолновый декаданс "Оберманекена", команда с дивным названием "Стук бамбука в 11 часов". И десятки других, не менее замечательных имен!
Эта энциклопедия читается, как детектив. Сколотить банду, отрепетировать, выступить, записаться, выпустить альбом и донести до слушателей - для "сыновей молчаливых дней" все эти рутинные стадии творческого процесса оборачивались рискованной авантюрой на грани с нарушением закона. Это книга о смелости. О бескомпромиссном служении. О братстве. И, конечно, о рок-н-рольном раздолбайстве среди всеобщего абсурда, о патлатых святых и мучениках, нарушителях спокойствия, которые просто хотели классно проводить время и играть любимую музыку. О кипучей молодой энергии, которой нипочем никакие запоры и запреты.
Автору пришлось переслушать километры пленки
Назло Вавилону
Читать "100 магнитоальбомов советского рока" - значит совершить головокружительное путешествие во времени по периоду с 1977 по 1991 годы, когда "сгорали усилители, разбивались об пол самопальные гитары, динамики вылетали из колонок, зрители - из окон, администрация - с работы". Географически книга охватывает территории от Украины, Латвии и Эстонии до Дальнего Востока с остановками в Москве и Ленинграде, на Урале, в Поволжье и Сибири. Стилистический разброс - от "Радио Африка" и "Сладкой N" до "Русского поля экспериментов" и "Банановых островов". Колоссальное наследие и уникальный исторический документ, сведения из которого не найти больше нигде !
И самое главное, как жива музыка, описанная на этих страницах, так жива и сама книга. Она дышит, поет и вдохновляет. Призывает открыть для себя (или переслушать) золотое старье. Заставляет задуматься о ценности творчества, искренности и новаторства - в эпоху победившего потребительства и мертвого пластика. Пожалуй, в наши дни это послание не менее важно, чем в годину расцвета подпольной студии звукозаписи Андрея Тропилло. Или в 1999 году, когда вышел первый, ныне давно разобранный по рукам и бережно хранимый читателями тираж "100 магнитоальбомов".