Гурманы за пюпитром

Oct 31, 2019 23:51


Радость от удивительной музыки и услаждение вкусовых рецепторов - сильные наслаждения, данные человеку. И кто знает об этом лучше великих композиторов? Россини изобретал соусы из трюфелей, Бах славил кофе, а Стравинский мог вкушать мед в любое время суток.



Несите трюфели и фуагра!

Россини. Кулинар из Пезаро

Джоаккино Россини - главный гурман среди композиторов. Согласно легенде, за свою жизнь он плакал лишь дважды: когда слушал скрипичную игру Паганини и когда уронил в озеро фаршированную трюфелями индейку. Если бы Россини не написал ни одной оперы, он все равно вошел бы в историю - в качестве великого кулинара.



Что заставило 37-летнего баловня судьбы после шумного успеха «Вильгельма Телля» вдруг бросить сочинение опер? Возможно, виной тому кулинария и гурманство. Одну из арий оперы «Такред» Россини написал за несколько минут, пока на плите закипал рис - арию «Di Tanti Palpiti» так и прозвали «рисовой». Россини писал музыку и прямо за столиком в римских кабачках, а с премьеры своего «Севильского цирюльника» попросту сбежал, чтобы записать рецепт нового салата.

В 1855 году Джоаккино Россини переселился в Париж. Своих гостей великий композитор потчевал изысканными блюдами собственного изобретения и винами, от которых ломился его погреб. Король Португалии, большой поклонник Россини, жаловал ему бутылки из собственных запасов.



Россини изобрел около полусотни блюд: например, салат «Фигаро» из вареного телячьего языка, пасту «Россини» (в короткую шприцем вводится паштет из фуагра) и, конечно, до сих пор не вышедшее из ресторанного обихода «Турнедо Россини» (жареная вырезка с паштетом из гусиной печенки и соусом из мадеры). В мировую кулинарную практику даже вошло понятие a la Rossini - его используют, когда в одном блюде используются и трюфели, и фуа-гра, которые Россини очень любил.

«Я могу сравнить трюфели только с оперой Моцарта «Дон Жуан»: чем больше их вкушаешь, тем большая прелесть тебе открывается!» Джоаккино Россини



Пиво есть? А если найду?

Гендель. Едок поневоле

В путешествиях по Европе Георг Фридрих Гендель был вынужден оплачивать огромные счета за еду, за что Гектор Берлиоз назвал его «бадьей, полной свинины и пива». Согласно последним данным, дородный гений эпохи барокко налегал на еду вовсе не из-за обжорства, а из-за генетического заболевания - он просто не мог контролировать свой аппетит. Однажды на приеме Гендель вышел из-за стола, сославшись на вдохновение и необходимость записать пришедшую на ум мелодию. Когда один из гостей решил взглянуть, как работает гений, он увидел в комнате Генделя, уплетающего фазана с портвейном!



Выпил кофе - и за работу!

Бах. Первая в истории реклама кофе

image Click to view



Иоганн Себастьян Бах так любил кофе, что между 1732 и 1734 годами создал специальную «Кофейную кантату». Великий композитор писал эту музыку по заказу кофейного дома Циммермана в Лейпциге. В то время кофе в Германии считался сомнительным зельем, и целью Баха и либреттиста Христиана Фридриха Хенрики была реабилитация их любимого напитка. Не случайно в текст арии кантаты попали такие слова: «Ах! Как сладок вкус кофе! Нежнее, чем тысяча поцелуев, слаще, чем мускатное вино!»



Люблю я макароны!

Пуччини. Голодный студент

Джакомо Пуччини рассказывал матери о своих студенческих буднях в Милане: «Во второй половине дня, когда у меня есть деньги, я иду в кафе. Часто я не хожу туда, так как все слишком дорого. Но я не голодаю. Я готовлю себе тонкий отвар минестроне, и желудок удовлетворен». Когда Пуччини разбогател и поселился в тосканской деревушке Торре дель Лаго, он открыл клуб, в котором подавал друзьям макароны с угрями и жареных фазанов и куропаток, собственноручно отстрелянных у озера.



Ты - не ты, когда голоден!

Шопен. Кулинарный патриотизм

Фредерик Шопен обожал зразы, польское блюдо из кусочков нарезанной говядины, фаршированное овощами и яйцами. После того как он покинул Варшаву, чтобы никогда туда не вернуться, он особенно полюбил все польское. Живя в бедной части Вены, Шопен выразил в письме родным свой восторг от обеда на вилле знакомого доктора: «Доктор Малфатти - редкий человек, который внимателен к каждому. Если мы приходим, чтобы пообедать с ним, он ищет для нас польские блюда!»



Мяска хочется...

Вагнер. Вегетарианец?

Рихард Вагнер слыл вегетарианцем, но иногда все-таки позволял себе мясо. В декабре 1873 года он рассказал жене Козиме случай из своей молодости, когда в Богемии ему довелось поучаствовать в охоте. Он выстрелил, не целясь, но новичкам везет: Вагнер попал прямо в заднюю ногу бегущего зайца. Охотнику был представлен его трофей, но тот поклялся никогда больше не есть мяса. Впрочем, воспоминание не помешало Вагнеру в тот же день позвать жену на обед и полакомиться жареными зайцами.



А ну-ка покажи свое белье!

Малер. Шпинат и шерстяное белье

Будучи молодым последователем Вагнера, Густав Малер перенял и вегетарианство своего учителя. Во время визита в Моравию в 1883 году композитор шокировал певцов хора, когда присоединился к ним на вечеринке в гостинице. Правда, вместо вина он заказал себе воды, а вместо мяса - шпинат и яблоки. Под конец Малер начал убеждать хористов, что шерстяное белье спасет Западную цивилизацию. У гениев свои причуды!



Закурить не найдется?

Брамс. Кофе - только натуральный!

Однажды в ресторане Иоганнесу Брамсу подали кофе, смешанный с цикорием. Когда по требованию композитора ему принесли два пакетика цикория, Брамс разочарованно спросил: «И это все, что у вас есть?» Получив положительный ответ, он спрятал пакетики в карман и попросил, наконец, приготовить настоящий кофе. В музее Брамса в австрийском Мюрццушлаге можно увидеть и личную кофе-машину великого человека: многие годы Брамс начинал утро в пять утра крепким кофе и сигарой.



Стравинский читает книгу о вкусной и здоровой пище

Стравинский. Мед если есть, то его сразу нет!

Игорь Стравинский и Сергей Рахманинов в одно время жили в Санкт-Петербурге, но ни разу не встречались до переезда в Калифорнию в 1940 году. Рахманинов хотел подружиться со своим коллегой. Однажды Стравинский лег спать после работы над оркестровой сюитой «Четыре норвежских настроения». Внезапно он услышал шаги на крыльце. Открыв дверь, Стравинский увидел мрачную фигуру Рахманинова, который принес большую кадку меда. Дело в том, что на недавнем обеде Стравинский заикнулся о том, насколько он любит мед, и Рахманинов решил порадовать композитора, несмотря на поздний час!

«Желудок - это дирижер, который управляет огромным оркестром наших страстей. Есть, любить, петь, переваривать - по правде говоря, это и есть четыре действия комической оперы, которую мы называем жизнью. Тот, кто позволит ей пройти без наслаждения ими, - не более чем законченный дурак». Джоаккино Россини

музыка, классическая музыка, композиторы, еда

Previous post Next post
Up