Новая статья для рубрики "Путешествие" журнала "Кантри Парк" -
о первом тропическом острове в жизни робкого домоседа. )
(Фото не мои, слайдов из той экспедиции под рукой нет.)
ОСТРОВ СОКОТРА КАК ИНИЦИАЦИЯ
У краеугольного камня Афразии
Назвать остров Сокотра у Африканского рога одним из наиболее странных мест на Земле - значит ничего не сказать. Это просто самое странное место планеты. Фантастические пейзажи с эндемическими растениями, миллионы лет эволюционировавшими здесь в полной изоляции... А когда-то этот остров в качестве краеугольного камня соединял собой два гигантских массива суши в единый суперконтинент, который палеогеографы называют Афроевразией, или Афразией.
Мне немыслимо повезло: Сокотра стала первым из тропических островов, которые я посетил в исследовательских экспедициях. Задав сразу верхнюю планку требовательности к новым маршрутам. Но как ни забавно, эта удивительная встреча не была в историческом плане чем-то уникальным. В моём научном институте считалось обычным делом послать молодого специалиста на «боевое крещение» именно на Сокотру.
Институт мой, располагавшийся в Керчи, назывался ЮгНИРО - Южный НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии, и занимался черноморско-азовским бассейном, Индийским и Южным (Антарктическим) океанами. В советское время он входил в отраслевую систему из нескольких институтов, где остальным, соответственно, были подведомственны океаны Тихий, Атлантический и Северный Ледовитый.
Эта вторая моя большая экспедиция была посвящена исследованию биоресурсов Аденского залива на базе научного траулера «Комета Галлея». За океанологическую часть программы отвечал гидролог Юрий Трушин, за биологическую - автор этих строк. Одним прекрасным утром, после трёх месяцев изучения йеменского шельфа на промежутке от Баб-эль-Мандеба до восточного района Хадрамаут, мы двинулись на юг, на Сокотру, которая также принадлежит Йемену.
При приближении остров всё сильнее напоминал добрый шмат аравийского берега: узкая полоска пляжей и скал, а за ними - огромные песчаные дюны или сразу же обрывы высокого плато. Наверху на фоне неба угадывалась зубчатая кромка древесных крон крупных растений. Треть растительности на Сокотре - эндемики, и как правило, это виды достаточно странного облика.
Было легко представить, как когда-то тектонические процессы разрывали Афразию на две части. Как, сперва маленькая и незаметная, трещина через плоскогорье ширится, всасывая сбоку океанический прибой, и как затем неровные каменные стены, ставшие Африкой и Азией, но ещё сохраняющие в себе очертания друг друга, в течение миллионов лет отдаляются друг от друга со скоростью несколько сантиметров в год.
...Европейцы, открывшие для себя Сокотру не столь давно, знают её как каменистое плато с редкими оазисами, на большей своей части лишённое источников воды. Между тем, имя острова намекает на его райское прошлое. Основное объяснение названия - через санскритское Dvīpa Sukhadhara «Остров Блаженства»: в античные времена он был знаменит как источник благовоний. У арабов Двипа Сукхáдара сократилась до Сокотры (подобно тому, как другой индоокеанский остров с названием на санскрите, Двипа Самýдера, стал Суматрой), зато у эллинов, более чутких к красоте и полнозвучию иностранных слов, обе части индийского названия слились в «Диоскуриаду». Эта «народная этимология» была довольно удачной: ведь мифические братья Диоскуры, к которым апеллирует греческое название, являются покровителями путешественников.
Есть, кстати, ещё одна версия происхождения имени «Сокотра», тоже говорящая о его былой значимости: от арабских слов suq "рынок" и qotra "капающее благовония". Ещё в I веке до н.э. греческий историк Диодор Сицилийский называл Сокотру основным поставщиком мирры и ладана в масштабах всей ойкумены. Остров был начальной точкой аравийской «дороги благовоний», в чём-то аналогичной Великому Шёлковому пути. Здесь селились в основном греки, арабы и индийцы - главные торговцы тех времён. Современный сокотрийский язык принадлежит к одной из ветвей семитской семьи - группе современных языков Южной Аравии, при этом в нём много заимствований из греческого и индийских языков, а также из суахили.
Несмотря на малочисленность островитян, у них давно сложилась богатая поэтическая, прозаическая и песенная традиция. В сокотрийских сказках, богатых местным колоритом, учёные-фольклористы видят связи с культурными традициями народов Средиземноморья, от Древнего Египта до ранней Европы.
Переломным моментом в культурной истории острова некоторые считают посещение его апостолом Фомой. Как ни парадоксально, но это было кораблекрушение, которое Фома потерпел у берегов Сокотры по дороге в Индию в 52 году после р.Х. Он обратил живших тогда на острове греков в христианство и построил первую здесь церковь из обломков своего корабля.
Но вернусь к собственному скромному визиту...
Ближе к вечеру «Комета» бросила якорь в миле от северного побережья острова, напротив лагуны, где, судя по карте, располагалось небольшое селение. Как только затих корабельный двигатель, мы с Трушиным и несколькими людьми из корабельной команды погрузились на лодку и двинулись в направлении лагуны. Вечерело, и белоснежный коралловый пляж между бирюзовой водой и нависающим бурым обрывом плато, казалось, светился собственным флюоресцентным светом. Под моторкой на фоне песчаного дна мелькали одиночные кусты кораллов и чёрные квадратные спины мант, забредших на мелководье поохотиться на мелких рыбёшек.
В центре дуги заливчика несколько темнокожих фигурок возилось в прибое - по-видимому, женщины полоскали бельё. При нашем приближении они схватили свои корзины и побежали вверх по пологому склону. Было такое ощущение, что мы - первые здесь белые пришельцы, и представляем собой несомненную опасность. Накатил какой-то детский азарт.: сюжет жутко напоминал что-то из старинных приключенческих книг для юношества. Я стоял на носу лодки и просчитывал про себя: успеем ли приблизиться к берегу до момента, когда дамы исчезнут из вида? В руках моих, правда, не было бинокля, а в карманах - стеклянных бус и прочих драгоценностей для натурального обмена. В таком легендарном образе и запомнил себя в этот первый в жизни, как сказано выше, визит на тропический архипелаг.
Догонять испуганных леди мы, разумеется, не стали - но, конечно, не из равнодушия ко всему прекрасному, а просто из нежелания общаться потом с их кавалерами или мужьями. Спрыгнув в воду, вытащили моторку на берег и разбрелись в стороны, собирая ракушки каури и другие готовые морские сувениры. Видовой состав брюхоногих моллюсков несколько отличался от того, с которым мы имели дело в континентальном Йемене. А между тем, до ближайшей точки покинутого нами аравийского побережья - мыса Рас-Фартак - было всего 240 морских миль. До Сомали, остававшейся на западе от нас, было и того меньше, порядка 150 миль.
Огромные чёрные зонтики, видневшиеся вверху над краем обрыва, вне всяких сомнений были драконовыми деревьями. Я подавил желание немедленно вскарабкаться на плато поень расселинам крутого склона, чтобы увидеть вблизи эти легендарные растения, о которых до тех пор приходилось только читать. В сумерках эта авантюра была бы смертельно опасной, так что скалолазание пришлось отложить на следующий день.
Как я уже сказал, Сокотра была изолирована от живого мира остальной планеты как минимум несколько миллионов лет. В сочетании с особенностями ландшафта и климатическими условиями, это сформировало здесь уникальную флору и фауну. Недаром остров включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Животные-эндемики Сокотры, как правило, для неопытного глаза не очень заметны - помимо двух видов летучих мышей и одной землеройки, это в основном мелкие птицы. Сокотранский стервятник, крупный хищник (а точнее, падальщик) несколько неопрятной наружности - местная разновидность обыкновенного, или египетского грифа. Зато упомянутые гигантские, до десяти метров высотой, зонтики над плато - ботанический символ или даже бренд Сокотры, самое знаменитое её растение: сокотрово драконово дерево, она же драцена киноварно-красная. Ствол драцены обильно ветвится в верхней своей части, и тесно прижавшиеся друг к другу султанчатые ветки составляют в совокупности подобие плотной грибной шляпки. При надрезе кора драцены источает смолистый сок красного цвета, который быстро застывает, превращаясь в багровую камедь. Сокотрийцы издавна применяют драценовую камедь во врачебных и косметических целях.
В медицине используются и многие из местных видов алоэ, их целебный сок называется сабур. Термин этот происходит от арабского слова «терпение», поскольку алоэ, как суккулент, известно своей способностью долго обходиться без воды. И драцена, и алоэ легко размножаются черенками, в чём я смог убедиться довольно скоро. Дело в том, что из каждой экспедиции я стараюсь привезти образцы экзотической флоры (данная история происходила в период, когда вывоз растений с Сокоторы ещё не был запрещён). А вот веточки других сокотрийских эндемиков - бутылочных деревьев дорстении гигантской (вопреки пафосному названию, едва достигающей в высоту трёх-четырёх метров) и адениума сокотранского - укореняться упорно не хотели. Хотя, например, первая из них - близкий родственник жизнелюбивого фикуса, у которого корни при острой необходимости может пустить любая часть организма, чуть ли даже не цветок...
Любопытно, что названия биологических видов и связанные с ними мифы зачастую много говорят о древних взаимосвязях между странами и народами. Название той же драцены, например - греческое: δράκαινα переводится буквально как «самка дракона». Однако легенда, объясняющая это имя, происходит из Индии. По легенде, на острове Сокотра в древние времена жил кровожадный дракон, который питался кровью слонов. Но в один прекрасный день особенно крупный слон свалился на дракона и раздавил его. Смешавшись, кровь вампира и жертвы оросила окружающую почву, из неё-то и выросли деревья, названные драценами... Через связанную с Сокотрой красочную мифологию отчётливо проглядывает важная роль краеугольного камня или, точнее, перекрёстка на пути мировых культур, которую остров играл ещё в давние эпохи.
...Впереди нас ждали два месяца работы на сокотрийском шельфе и многочисленные вылазки как на сам остров, так и на мелкие островки, сопутствующие Сокотре - Дарсу, Самху и Абд-эль-Кури, составляющие вместе с ней одноимённый архипелаг Сокотра. За это время произошло много разных любопытных событий и даже приключений. Правда, большинство из них были связаны не с самим островом, где мы отдыхали от работы, а с морем. Ситуации были самые разные: от наблюдения «зелёного луча» в момент между ныряниями за кораллами и первой встречи в той же ситуации с крупной акулой - до обнаружения в траловом улове редчайшего вида акулы карликовой и освобождения, силами всего экипажа, корабельного винта от намотавшегося на него трала... Обо всём этом как-нибудь будет повод рассказать отдельно.
____