Цей текст українськоюКременец - небольшой районный центр в 70 километрах от Тернополя. В городе и его окрестностях находится множество достопримечательностей. Но мало кто знает, что в Кременце расположено одно из крупнейших и старейших еврейских кладбищ Украины.
Туристы обязательно посещают Кременецкий замок, любуются панорамой города с горы Бона и осматривают Иезуитский коллегиум. Это обязательная программа. Некоторые из приезжих даже заходят в местные музеи и гуляют по дорожкам ботанического сада. Но почти никто из них не знает, что недалеко от центра города расположено уникальное еврейское кладбище котором более пяти веков.
Евреи поселились в районе Кременца еще в 1438 году, когда получили грамоту от Великого Литовско князя. К концу XIX века они активно работали в основном в бумажной промышленности, сапожниками и плотниками.
По переписи населения 1939 года еврейского община насчитывала 6619 человек. Максимальный процент еврейского населения составлял 36% в 1931 году.
Вид с кладбища на Кременец
Цитата из Википедии:
"Многие мацевы, сохранившиеся на еврейских кладбищах Украины и Молдовы, поражают воображение богатством декора, разнообразием символики и свидетельствуют об искусстве еврейских мастеров-каменщиков.
Символы, которые изображались на мацевах, отображали религиозный и общественный статус умершего, его профессию, личные достоинства и тому подобное. Например, руки над зажженными свечами или горящие свечи в субботних подсвечниках изображались на могиле женщины, потому что именно в ее обязанности входило зажигания субботних свечей; открытая книга или несколько корешков книг - могила раввина или автора религиозных произведений; гусиное перо - переписчика священных текстов; ножницы - портного; цепочка или другие украшения - ювелира; коробка или кружку для сбора пожертвований, рука, которая подает милостыню, указывали на щедрость покойного и тому подобное. Даже смерть сказывалась определенными символами: разбитая посуда, надломленная свеча, перевернутый потухший светильник, рука, ломающая ветку (только на надгробиях женщин). Количество плодов на ветвях указывало на число детей умершей, а на девичьих надгробиях число цветков соответствовало прожитым годам. Изображение на надгробии звезды Давида (шестиконечной звезды) получило распространение лишь в самом конце XIX в. - начале XX века. "
Вид части кладбища. Фото сделано в 2018 году с противоположного склона.
В 2017 году Обществом по сохранению еврейских кладбищ в Европе при финансовой поддержке правительства Германии была установлена новая ограда вокруг кладбища и входная калитка.
Масштабное исследование кладбища было проведено в 2019 году.
Известно, что один из старейших городов Украины, Кременец был населен жителями еврейского происхождения еще в 1438 году, а польская Ешива действовала в Кременце в 15-16 веках. В течение XVI века еврейская община города постепенно расширялась и процветала, и к середине века раввинские представители начали собираться на крупных ярмарках для ведения бизнеса для еврейских общин. Эти конференции стали называться Советом четырех земель. Волынские представители были из Острога и Кременца. Среди известных евреев XVI и XVII веков были раввин Мордехай бен Авраам Яффе и рабби Самсон бен Бецалель, брат Иуды Лев бен Бецалель, пражский Махараль.
К концу XIX века евреи составляли около 37 процентов населения города.
Во время Холокоста нацисты уничтожили Кременецкую еврейскую общину. Кроме тех, кто уехал до войны, и 14 уцелевших, все 15000 евреев, проживавших в Кременце в 1941 году, были убиты.
Кроме кладбища от евреев в Кременце осталось не так много артефактов: старая синагога сегодня используется как автобусная станция, а в краеведческом музее хранится фотографическая коллекция.
До Холокоста в городе насчитывалось 18 синагог.
Современный автовокзал - перестроенная синагога XVII века
А следующей нашей остановкой будет Кременецкий замок. Не переключайтесь!
Замок в зимнем тумане
Чтобы не пропустить новый пост, подпишитесь на мою страничку в Facebook: