Он мечтал о порядке, он ненавидел жизненный хаос. Он восстал на случайность и произвольность и предикат их «вдруг» со тщанием всех рассудочных сил. «Единое на потребу» был ему разум, знавший законы. Мыслить суть быть, считал он, быть значит мыслить. Я живу мысля, он растолковывал; я живу не когда, скажем, ем еду, но когда отдаю себе в том отчёт. Мир - в разуме; и закон - строй, норма, мера, порядок - есть царь над всеми, смертными и любыми бессмертными, а поверх - совершенный логический высший символ, НЕОБХОДИМОСТЬ как неминуемая стена, не внемлющая молитвам, строй очевидностей, общепризнанных истин, вроде, что дважды два даст четыре, хоть ты убейся. Главное - уяснить ту стену и ей покорствовать, руша Deus ex machina, то есть блажь, прихоть. Главное - возводить на здравых первоосновах, коим покорствует даже бог (возьмись такой).
Бог есть логика, чистый разум, рациональность, власть интеллекта. Он, как Цельс, лютовал, встретив тех, в коих вера не сводится к знанию, но враждует с ним, и мнил чудо палачеством и насилием над порядком вещей, над мозгом, автором космоса, для которого чудо точно плевок в глаза, в зоркость oculi mentis. Вот на таких людей есть оружие - диалектика, к коей нужно прибегнуть, дабы весь мир, склонясь, повторял твою истину как единственную, нудящую. Своевольным натурам, дерзким характерам, что опасны для разума, он готов был внушать закон: ты не веришь в смерть? - удостоишься казни, дабы уверовал; шестью пять не тридцать? - в кнут маловера, пусть исчисляет плети ударов; хаешь порядок? - в дом сумасшедших, дабы проникся жаждой порядка. Цель всех суждений, как и поступков, - в мысленной службе НЕОБХОДИМОСТИ, нет иных богов; и пока не стряхнуть с себя романтический вздор, не войти вполне в сферу чистых смыслов - истин не сыщешь, не установишь. Если есть «Яхве», «Сущее», «Нус», «Идея», «Бог из машины», «Будда», «Христос» etc., значит нет разума, что немыслимо. Есть лишь разум и сущность - НЕОБХОДИМОСТЬ, матерь законов. Надо любить ЕЁ. Человек - для законов, но не для жизни. Ищущий знания, разум чужд всякой жизни как произвольности; жизнь сведётся им в бытие по правилам. Люди станут не тело, не биомасса - но комплекс цифр. Зачем жизнь? И от бессмертия польза та лишь, если задуматься, что смерть портит oculi mentis - гидов по ясным, точным критериям, ведь умершему не внушить впредь должное. Мёртвый волен, самоуправен, как бы преступен… Впрочем, бессмертие - не для плоти, только для разума.
Бога нет, люди смертны, воля подсудна. Разум не смотрит, есть или нет душа: ему нужно, чтоб его слушали не упорствуя. Оттого он был девственник и носил только мытые в спирте вещи. Гадится, оскверняется жизнь, не разум, лучшая наша часть, pars melior nostra. Вечные истины - не для жизни, что загнивает, и не для бога, мёртвого на кресте своём. Он не знал (преднамеренно) «неклассической физики», посягавшей на догмы, модной с недавних пор, но per se исходящей из «дважды два четыре». Так, не иначе, - или нет разума, созидателя принципов. Допустить, что есть бог, сочиняющий истины, значит мозг убить. Произвола не может быть; в этом случае стал бы «бог из машины», кто бы крушил закон, утверждающий: то, что есть, - законно, необходимо, а не по прихоти. Всё должно быть здраво, рационально; бедствуют там лишь, где мало разума, в том остатке стихий, что клеймил он как «жизнь» и с чем с детства бился. Бескомпромиссный, он отрицал жизнь. Разум обязан был жизнь убить. Поэтому в бойнях уличных кошек силами ДЭЗов либо догхантеров он усматривал триумф разума, лишний раз жизнь стеснявшего. Жизнь - не стоила. Он боролся с ней. Если всё-таки отступал - не плакал. Да, не смеяться, сходно не плакать, но - понимать!
Не плакал, только кривился, зная железно: истина нýдит и убеждает. Неубеждающее неистинно. Быть в тепле убеждает? - значит, печь истинна. Стену разве пробьёшь лбом? - истинен сопромат. Смерть явна? - значит смерть истинна, не иначе. НЕОБХОДИМОСТЬ, если ты раб ей, радует. В чудеса не веря, он избегал «вдруг». Звался он «Кантемир» в честь Канта. Жизнь он не чувствовал: он жизнь мыслил. НЕОБХОДИМОСТЬ, коя упряма и беспощадна, - вот что есть истина. Бог Иакова, Авраама, Христа? Чушь. Разум - вот бог реальный! Истинно - что для всех, что признанно, что внедрилось без спроса даже в ум бога, если тот был бы. В вере лишь дерзости: мол, хочу и лбом сталь пробью. Чудеса отрицались им; бытие без остатка виделось в разуме, тайн не нужно. Люди уходят, принципы - вечны. Разве они для нас? Нет, но мы для них. Пропади homo sapiens - математика будет. Люди и боги - все склонят головы под чугунностью «дважды два четыре» (тщетно «подпольный» псих Достоевского фыркает), но не будет вовеки, что дважды два даст тридцать. Истина гнула и Парменида, и государства. Так, не иначе. НЕОБХОДИМОСТЬ в сём мире правит, и лишь смирение перед ней - свобода; смирным даёт она. Рок покорных водит, дерзких рок тащит. Набожным он советовал иллюстрировать веру прыганьем с крыши. Если потребна публике церковь - пусть это будет Храмина Разума, где священник Сократ. При всём при том, он уверен был: философия не должна творить без надёжной базы, Что философия? - калька, образ, прислуга НЕОБХОДИМОСТИ, плюс рентген её и оглядка, пристальная, послушная.
Он, живя в категориях, в коих мыслил, требовал, - от себя самого, естественно, - чтоб в любом его слове, жесте и действии утверждалось: жизнь исчислима, как математика. Он из частной конкретики ладил стать отвлечённостью, знаком общего, избывал «патологию», точно Кант, поставлением перед частным виселиц. Он хотел и себя слить в принцип, став отвлечённым био-понятием. Люди - вздор; сущность - в Разуме. Он писал «Обобщающую бионику» эры киборгов, электронных людей, компьютеров. Род людской исчерпался и прекращается, мнил он искренне, понимая инертную, пропитýю Россию ярким примером. Женщину тоже мнил он ничтожным - тем, чья роль кончилась. Если он трактовал её, то отнюдь не как особь и не как пол тем более, но как просто органику, днесь почти что ненужную. Времена грядут переломные! Он стремился к ним, не жалея себя ни прочих в этой ползущей в хаос вселенной, ведь на иное жизнь не способна. Он изводил жизнь в разум, мысля логично, что, если разумом всё пошло быть, им и венчается. Он тропил тропы Разуму. Он искал неизменный и идеальный ordo-connexio многих rerum
1, невыносимый собственно жизни, как она есть, но - истинный, где курьёз с капризом (и даже бог) бессильны, где правит тождество вещи - мысли. Он, воин разума, верил в прок порядка и в его благо в той страшной мере, что проклял чувства. Стать частью строя - вот в чём задача. Коль мир порочен, то от незнаний. Цель - мир выстраивать математикой. Цель - забыв про бессмертие «душ» и прочее, укрепить всё алгеброй, дабы приняли, что такой-то - тридцать второй, такая-то - двойка с третью, то - сто девятое, а вон то - миллионное. Он сводил жизнь к формуле, дабы жизнь избыть. Поэтому, что б ни делал он и куда б ни ехал, мыслил разумно, целенаправленно.
1 Связь-порядок вещей (лат.).