Школа по мотивам Макаренко

Jul 11, 2019 13:59

(до 500, максимум до 600 человек, если больше, то директор будет путаться в учениках).
Младшая школа: 1-3 классы, от 7 до 10 включительно;
Средняя школа: 4-7 классы, от 11 до 14 лет включительно;
Младшая и средняя школы - это «малыши» в терминах коммуны Макаренко.
Старшая школа: 8-10 классы, от 15 до 17 лет включительно и старше.
Исходно, младшая и средняя школа называются школьниками, они имеют совещательный голос на общих собраниях, не имеют решающего голоса, не могут избираться на командные и другие должности.

• Директор школы: - организует коллектив учителей
- и коллектив школьников.
Задача Директора и его коллектива:
- обучение детей наукам, знаниям и навыкам - учебный процесс.
- воспитание детей - то есть, морально-нравственный климат в коллективе и деятельность коллектива.
• Воспитатели (психологи) школы: - осуществляют ежедневное дежурство по школе, руководят работой дежурного класса, по своему выбору участвуют в общешкольных работах, если они есть, занимаются текущими школьными делами, которые требуют участия школьников, наблюдает за выполнением решений органов самоуправления школы.
• Учителя школы: - проводят учебные занятия, согласно учебного процесса.
- организуют дополнительные добровольные кружки, секции, факультативы - разновозрастные участники которых организуются в Отряды.
- могут быть руководителями одной или нескольких Учебных Групп (классный руководитель, куратор).
• Старшие Ученики (семпаи) - Школьный Актив - Они выбираются Директором и Советом Школы - это помощники Директора, Учителей и Учителей, ведущих дополнительные, добровольные кружки и секции, факультативы. Они составляют организационный Актив Школы и берут командование над Учебными Группами и факультативными Отрядами (то есть, играют роль классного руководителя, куратора группы или отряда), а возможно, берут и Шефство над отдельными Младшими школьниками и т.п.. Важно отметить, что Старшие Ученики - это не подмастерья в учебном процессе, они не делают уроки вместо или вместе с младшими, и они не подручные учителя, которые что-то делают по его просьбе, но их основная задача - это воспитание Младших школьников через становление и поддержание морально-нравственных традиций коллектива. Например, в армии иногда бывает, что поручения офицера относительно дисциплины в части и т.п. могут выполнять даже солдаты уголовного типа, что, очевидно, никак не приемлемо ни под каким предлогом. Из Актива Старших учеников, Советом Школы назначаются Командиры в Учебные Группы и Командиры факультативных Отрядов.
• Совет Школы - состоит из Директора, Учителей и Старших учеников Актива школы (командиров учебных групп и отрядов). СОВЕТ ШКОЛЫ решает все текущие вопросы и проблемы школы. Они организуют и учебный процесс, и вне учебную жизнь школьников, то есть их воспитание и досуг. Поэтому требование только профессионального качества членов Совета Школы является недостаточным. Необходимы так же и морально-нравственные качества, позволяющие направлять в нужное русло вне учебную жизнь школы, её психологический климат и деятельность коллектива школы. В некоторых случаях возможно и разделение ролей, когда учитель осуществляет преимущественно учебный процесс, а старшие ученики - обезпечивают воспитательный процесс, соблюдение норм и традиций школы. Назначает из старших школьников (или учителей) Дежурного Командира Школы на день.
• Дежурный Командир Школы - является вторым лицом после Директора школы и организует все текущие школьные дела и вопросы, если для этого не требуется решение Директора.
• Учебная группа - 10-15 человек (от 7 до 18) одного года обучения, если меньше или больше, то образуются кучки, которые откалываются от коллектива.
• Лекции - проводятся для многих групп одновременно.
• Уроки-семинары - проводятся для одной или 2-х, 3-х групп (по возможности).
• Учебный поток - из учебных групп одного направления от младших до старших.
• Учебный курс (класс) - учебные группы одного года занятий.
• Старшие учебные группы могут быть общими или тематически направленными с некоторым (не исключительным) преимуществом в разных сочетаниях:
1. естественно-научные (фундаментальные)
2. прикладные (технические)
3. общественные (художественные)
4. военно-спортивные (общественные)
• Командиры учебных групп (роль классных руководителей или кураторов группы) - это Учителя или Старшие Ученики из (Актива Школы) СОВЕТА ШКОЛЫ - они :
- организуют собрания своих учебных групп или отрядов,
- организуют или участвуют во внешкольных мероприятиях групп и отрядов,
- обезпечивают дисциплину и соблюдение морально-нравственных и других традиций школы в группе.
• Школьный совет может назначать из старших (и средних) школьников ШЕФОВ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ МЛАДШИХ И СРЕДНИХ ШКОЛЬНИКОВ. (Не только для проблемных, но и, по возможности, для всех.)
• временный Сводный Отряд - создаётся на некоторое время для проведения разового мероприятия или выполнения разовой работы, его командир назначается Советом Школы, преимущественно из старших школьников по принципу очерёдности, чтобы по возможности все Старшие школьники участвовали в организации отдельных мероприятий или работ.
• Общее собрание школы * (является основным воспитательным инструментом Директора).
== Решающий Голос имеют:
учителя, сотрудники, старшие и средние школьники от 15 лет, Остальные младшие и средние школьники присутствуют на собрании, но имеют совещательный голос, вместе или вместо младших школьников могут присутствовать их родители. Присутствие родителей оговаривается заранее, их голос совещательный, за исключением всех вопросов касающихся младшей и средней школы, без решающего голоса до 15 лет, в том числе вопросов организации учёбы, быта, дополнительного образования и других.
== Решает вопросы:
- выбора из числа школьников ответственных начальников за наличные школьные дела и выбора командиров учебных групп и отрядов и назначения шефов младшим школьникам.
- внешкольного досуга, образовательных, культурных и спортивных мероприятий, хозяйственно-бытовой жизни школы и распределения её бюджета. Исключая определённые гос. законом расходы, в том числе и исключая оплату труда учителей и сотрудников. Включая определение качества, объёма и поставщиков питания и другого школьного оборудования, в рамках гос. стандартов и бюджета.
- дисциплины,
- приёма в школу и исключения из школы, учитывая гос. обязательства по образованию населения.
- формирования учебных групп и отрядов.
- содержания учебного материала и дополнительного образования, в рамках гос. программ и стандартов.
- ход учебного процесса в школе и другие общешкольные или групповые вопросы и проблемы.
- рассматривает предложения, пожелания, критику и другие индивидуальные и групповые запросы.
- рассматривает качество поведения и преподавания в школе со стороны учителей и сотрудников. Исключая приём или увольнение и размер гос. оплаты труда учителей и сотрудников школы
-(В перспективе, после коррекции программ обучения и определения допустимых норм школьного труда.) Имеет право рассматривать и решать вопросы дополнительной производственно-хозяйственной деятельности школы с привлечением добровольного труда школьников.
• Задача Учебного Производства (в перспективе, после коррекции программ обучения и определения допустимых норм школьного труда):
- прежде всего воспитательная, так как коллектив учится морально-нравственным и организационным правилам, нормам общего труда для какой-то общественной пользы.
- результаты производства могут использоваться школой для пополнения её бюджета, вознаграждения участников или другой пользы.
• Общее собрание учебной группы или факультативного отряда
- решает прежде всего учебные вопросы,
- а также - те же вопросы, что и общее собрание школы, но относительно своей учебной группы (одногодки) или отряда (разногодки), кроме вопросов относящихся к ведению всей школы.

образование, прямая демократия, будущее общество, Макаренко, демократия

Previous post Next post
Up