Jul 11, 2019 13:48
Ранее, в тексте ниже, «актив школы» отличался от «актива коммуны - коммунаров» Макаренко и был вроде совета командиров и доверенных школьников, а школьники не делились на воспитанников (новичков) и коммунаров (актив), в общих собраниях участвовали родители младших школьников.
Проблема школы в том, что:
• участие родителей необходимо для воспитания, по крайней мере, младших детей. Родители имеют право влиять на выбор программы занятий, на проблемы взаимоотношений школьников в классе и взаимоотношений с учителем.
• Коммунные органы самоуправления в школе явно будут работать в сокращённом формате: САНКОМИССИЯ, ХОЗКОМИССИЯ, СОВЕТ ШКОЛЫ, ДЕЖУРНЫЙ КЛАСС, однако, их всё же следует создать из актива старших школьников. В санкомиссию входит врач, в хозкомиссию завхоз, в совет школы входят: директор, завуч, командиры классов и командиры отрядов доп.образования; дежурный класс организует работу общего собрания, реагирует на происшествия в школе и рядом во время перемен, и на другие события, требующие участия школьников, приказы КОМАНДИРА ДЕЖУРНОГО КЛАССА обязаны выполнять как все школьники, так и все учителя.
• Проблема и в том, что классы почти изолированы, и ещё больше изолированы разные возраста. Если в коммуне воспитанников принимают в коммунары старшие коммунары и они уже живут, работают, играют, идут в походы все вместе, то в школе это невозможно, так как, старшие не знают младших. Получается, что звание коммунара - актива, даётся директором, и его массовость теряет смысл, поэтому и был выбран институт Сэмпаев - доверенных, продвинутых, Старших Учеников, как помощников Директора, Завуча, Учителей.
Попытаемся, хоть как-то, исправить положение:
• АКТИВ, наверное, стоит отказаться от деления школьников на воспитанников с ограниченными правами и коммунаров. Начиная с 8 класса, с 15 лет все школьники получают значок школы, это значит, что они имеют решающий голос на собрании и могут избираться (или назначаться) командирами классов, а лишаются значка они на общем собрании школы, по представлению Директора, за какие-то недопустимые проступки.
• Родители младших и средних классов приглашаются на обычные классные собрания и на открытые общешкольные собрания и поднимают, и участвуют в обсуждении и принятии решений по важным для них вопросам, таким как: программа учёбы и поведение школьников, может быть, организационно - хозяйственные вопросы учёбы и быта школы.
• Для объединения классов. Прежде всего, это разновозрастные группы дополнительного образования (спорт, искусства, профессии) и разовые совместные походы на природу, совместные экскурсии, они организуются самой школой или при школе, как отряды в коммуне Макаренко, они разновозрастные, но по прежнему изолированные друг от друга, как и обычные классы. Здесь получается, что: * школьники ограничены рамками своей школы в выборе как направлений кружков и секций, так и школьными мастерами и тренерами, что не всегда хорошо; * и как и прежде в классе, школьники в кружке или секции вместе, только на время занятия, то есть, это не тот отряд, что коммуне Макаренко.
• Общешкольные работы в школьном дворе, экологические субботники по уборке территорий, по озеленению. Это могут быть небольшие работы, для которых СОВЕТ ШКОЛЫ создаёт СВОДНЫЙ ОТРЯД, командир которого назначается по очереди из старших школьников (или из школьного актива в случае проблем со школьниками).
• Разовые совместные походы на природу и экскурсии, организуются СОВЕТОМ ШКОЛЫ или СВОДНЫМ ОТРЯДОМ.
• Общешкольные праздничные мероприятия, которые готовятся или СОВЕТОМ ШКОЛЫ, или СВОДНЫМ ОТРЯДОМ.
• Регулярные ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ СОБРАНИЯ, КАК БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ, ТАК И С РОДИТЕЛЯМИ, с обсуждением реальных проблем: классов, секций, кружков, всей школы, включая школьный бюджет,
• Далее, это общешкольный летний лагерь - коммуна, порядки в котором будут буквально следовать «Методике воспитания» Макаренко. То есть, школа может организовать коммуну Макаренко не более чем, на 3 летних месяца, но и это, если родители не заберут своего ребёнка куда-нибудь с собой в отпуск, что, потенциально, может быть для него не менее полезно, чем школьный лагерь. При этом есть важная проблема занятий детей в летнем лагере, что они там будут делать, может ли это быть производство или дополнительное образование, спорт?
• И как компромисс с летним лагерем - несколько школьных дворовых отрядов, которые, однако, могут действовать не только летом, но и постоянно, однако, проблема занятий для такого отряда значительно больше, чем проблема занятий в летнем лагере.
Итак, мы видим, что полноценная коммуна Макаренко в школе никак не получается. А если мы переходим к интернату-коммуне, то ученики, возможно, теряют в потенциале внешкольного дополнительного личного образования. Однако, есть шанс наладить работу школьных органов самоуправления и общего собрания, причём желательно, чтобы все вопросы, касающиеся всей школы, как минимум, освещались бы на общем собрании, лучше если там определялось их решение, организация решений общего собрания, требующая участия школьников ложится на СОВЕТ ШКОЛЫ. Если школьное самоуправление сможет делать какие-то общешкольные дела, большие и малые, то в этом случае мы, скорее всего, сможем получить, полноценную школу Макаренко, если, конечно, дома, во дворе, вне школы жизнь школьников не окажется деморализующей их.
Создание отрядов предполагает внешкольную жизнь отряда: на производстве и на отдыхе, что для школы является проблемой и может отсутствовать. Так же, многие школьники будут заниматься внешкольным дополнительным образованием (спорт, искусства), что с большой вероятностью займёт всё их дневное время и эти кружки и секции могут быть разными у разных детей из одного класса. В результате, для таких детей образование отряда может оказаться практически невозможным, но, с другой стороны, для детей, которые не заняты дополнительным образованием, создание внешкольного отряда, включающего в себя дополнительное образование, весьма желательно.
образование,
прямая демократия,
будущее общество,
Макаренко,
демократия