Опыт применения торпед

Jan 25, 2024 11:44


Часть отчета, написанного в ноябре 1940 г. К тому времени РВМ становилось все более печально в плане перспектив контроля над торпедоносцами. Скоро у них и производство/распределение авиаторпед отожмут.

«I. Общие тезисы

Авиаторпеды с начала войны и до лета 1940 г. применялись редко и без успеха. Это было основано на малом количестве опыта, ( Read more... )

Авиация Второй мировой, Торпедоносцы

Leave a comment

filibuster60 January 25 2024, 05:52:27 UTC
> ...а высоту сброса - уменьшать
Интересно почему.

Reply

igor_ktb January 25 2024, 08:43:17 UTC

Там не уточняется. Наверное, чем ниже самолет, тем труднее он цель. Либо угол входа казался лучше.

Reply

filibuster60 January 25 2024, 09:21:27 UTC
Так в том-то и дело, что из текста мне понимается так, что нельзя уменьшать высоту сброса. Но ведь при уменьшении высоты сброса и угол падения торпеды в воду будет меньше. И сбить идущий ниже самолёт зенитками, ИМХО, сложнее.
Может, эта минимальная высота 40 м продиктована какими-то соображениями безопасности? Всё ж таки бреющий полёт, оценка высоты только индивидуально-визуальная (радиовысотомеров же ещё не было), чуть больше дал штурвал от себя - и кирдык... Не?

Reply

igor_ktb January 25 2024, 12:48:25 UTC

Попался еще такой момент в большом отчете по опыту использования торпед в KuFlGr 506: чем больше высота сброса торпеды, тем лучше наблюдается цель и качественнее рассчитываются параметры выстрела. Отсюда вероятно и росло требование кидать не ниже 30 м, иначе слишком большие погрешности в наблюдении

Reply

filibuster60 January 25 2024, 13:36:53 UTC
Надо будет подумать над этим. Чувствую некий изъян, но пока не формулируется.
По мне так особой разницы в наблюдении цели с высоты 30 м и 60 м нет. Курс цели (и курсовой угол цели) всё равно определяются ещё на подходе, с большей высоты.
Мне представляется, что кораблю не составляет особого труда уклониться от прямоидущей авиационной торпеды. Самый полный вперёд и поворот на курс, равный пеленгу на атакующий самолёт. Торпеда пройдёт мимо. Активное маневрирование всем ордером сорвёт любую атаку. А уповать лишь на зенитки - гиблое дело...

Reply

igor_ktb January 25 2024, 14:10:30 UTC

В отчете написано, что надо сближаться для определения параметров до 1500 м. Хотя это наверное скорее скорости касается, или там оценки длины.

Reply

filibuster60 January 26 2024, 01:03:18 UTC
Для уверенного сброса торпеды нужно знать скорости (свою и цели), курсовой угол цели, её осадку и (желательно) длину.
И лишь тогда можно ложиться на боевой, вычислив угол упреждения.
На всё про всё - считанные секунды. Поэтому не очень верится в подход с последующим доворотом и сбросом.
Впрочем, вылет торпедоносцев, как правило, производился по данным авиаразведки - т.е. генеральный курс, текущая скорость и корабельный состав цели были примерно известны.
Вот я не знаток тактики действий торпедоносцев, честно. Просто размышляю. Но 1500 м - что-то маловато, КМК. За сколько секунд пролетит торпедоносец эту 1000 м до сброса? Поэтому напрашиваются размышления про предварительный подход, определение параметров движения цели и лишь потом развороты и заход на боевой курс. От которого (повторюсь) цель достаточно легко может увернуться... Внезапная и неотвратимая атака торпедоносцев - это, на мой взгляд, что-то из кино. Или из штабных отчётов, которые на поверку внезапно оказываются не вполне точными (мягко скажем).

Reply

igor_ktb January 26 2024, 01:33:26 UTC

1000 м Не.115 пролетит где-то секунд за 15. Я не могу сказать, достаточно ли этого для прицеливания? Но отчет ведь писался на основании реального опыта пилотов и они реально в кого-то попадали (хотя и не так славно, как это описано в отчете, что неизбежно).

Кстати о высоте сброса пишут, что чем она ниже, тем выше должна быть скорость. Из-за слишком малой скорости машин 506 группы (не добирали даже 260 км/ч) им приходилось подниматься на 40-50, а подходящей высотой они считали 35 м.

Успех приносила полностью внезапная атака в темноте, когда Не.115 набирал высоту для сброса в самый последний момент, подлетая на 10 м со стороны темного горизонта. Обнаруживали их якобы только по вспышкам пиропатронов, сбрасывавших торпеду. Пишут, что если атаковали группой, 2 и 3 машины уже не могли попасть - цели уворачивались от их медленных торпед.

Reply

filibuster60 January 26 2024, 04:14:59 UTC
Скорость торпеды F5 - 33 узла (сопоставимо с лодочными электрическими торпедами G7e), высота сброса 15-25 м на 139 км/ч. У F5b (с конца 1941 г.) - 40 узлов (сопоставимо с парогазовыми G7a), высота сброса не более 120 м при максимуме 339 км/ч.
Вообще всё это вопрос очень интересный, конечно. Надо будет книжицу Широкорада про торпедоносцы полистать. Насчет тактики.

Reply

igor_ktb January 26 2024, 06:30:45 UTC

Во всех доках и отчетах скорость F5 дают 30 уз. Несколько раз встречалось и требование увеличить скорость хода. Дальше начала 1941 г. я пока недоизучал.

Про тактику я переведу конец отчета, раз уж это кого-то интересует.

Тех. характеристики торпед в отчете о торпедном оружии, сделанном для Люфтваффе в 1942 г., характеристики такие: F5b - 200 кг SW36, ударный взрыватель, 33 уз. - 3300 м, 40 уз. - 2000 м. F5w - 200 кг SW36, 2 маятниковых взрывателя, 1 такой же с SIC (можно ставить и на F5b), 40 уз. -2500 м. F5f - 160-180 кг взрывчатки, взрыватели от F5w, 40 уз. - 3000 м.

Характеристики простой F5 уже не указаны (или она F5a называлась, не помню).

Вы про Широкорада серьезно? Откуда ему знать тактику немецких торпедоносцев??

Reply

filibuster60 January 26 2024, 13:44:25 UTC
Характеристики торпед по данным, которые есть у меня ( ... )

Reply

igor_ktb January 27 2024, 02:43:31 UTC

F5 - 450-мм, масса 775 кг, заряд 200 кг пироксилина (Schiesswolle 18), скорость 33 уз., дистанция 2600 м. Установка глубины хода 0-12 м, угол стрельбы +-60 град. Особые устройства: промежуточное кольцо (Zwischenring - не знаю, что это такое, но в документах заостряют внимание как на важной детали), минимальная глубина сброса 23 м, скорость самолета 160-190 км/ч, высота сброса 45-50 м. Запас торпед на 1.4.39 - 236 штук.


... )

Reply

filibuster60 January 27 2024, 03:00:01 UTC
Ок. Спасибо =) время будет - разберёмся помаленьку. Хотя действия морской авиации немножечко не моя тема. Я всё больше уботами занимаюсь...

Reply

igor_ktb January 27 2024, 07:11:44 UTC

Я тоже плотно решил заняться ими только в прошлом году.

Reply


Leave a comment

Up