В связи с выходом статьи А. Кузнецова, решил и я написать кое-что по «спискам ГКЛ», тем более, что давно собирался. Все, конечно, более узко и простенько, не претендуя на раскрытие вопроса глобально.
Дело в том, что в одной из очередных баталий на Дзене привели мне в качестве примера то, как человек «поймал разницу в 25%» между «списками ГКЛ» и «фамилиями из Хольма». Ссылка вела на ЖЖ А. Фирсова, который в большом таком посте обозрел 185 случаев потерь с офицерами в сентябре 1941 г., взятые из справочника Л. Де Зенга и Д. Стэнки («Luftwaffe Officer Career Summaries»), который выложен на сайте у Хольма (
http://www.ww2.dk/lwoffz.html).
Название интересное - «Хирен официрен...». Неясно, то ли намек на то, что офицеры были херовые, то ли такое авторское прочтение немецкого слова Herren. В любом случае, сразу делается намек на подход к автора к работе. Однако, сам этот пост имел в названии цифру 2, т.е. был уже не первым. Поэтому я прошел по указанной там другой ссылке - на первый пост, посвященный тому же вопросу (
https://afirsov.livejournal.com/686072.html). Он касался не всего сентября, а только одного дня, 17.9.41. Сейчас я рассмотрю для затравки только этот первый пост.
Итак, автор дает нам 6 офицеров, у которых в этот день случались потери, если верить справочнику Де Зенга/Станки. Почему надо верить именно этому справочнику, а не документальным «спискам ГКЛ» - этот фундаментальный вопрос давайте оставим за скобками, хотя в двух случаях из 6 это будет важно.
По версии Фирсова, из 6 упомянутых личностей только одна, а именно лейт. Раш, имеется в пресловутых списках - а остальные ушли в небытие. Так прямо и написано «данных о потере в сводках ГКЛ нет».
Кажется, все верно, можно ссылаться и приводить в пример в качестве вопиющего факта чудовищной неполноты данных.
Однако, если попытаться задуматься и пойти проверить самому по этим таким-сяким спискам, выясняется, что еще трое из 6 - а именно Хорн, Масталлер и Найнц - в списках таки присутствуют. Просто данные эти были внесены позже - неясно, что помешало автору заметки пролистать таблицы чуть дальше, чем 17 сентября? Например, Масталлер зафиксирован 22.9.41, Найнц 20.9.41, а Хорна я забыл записать, он появился 24-го, что ли.
Таким образом, сразу 1 из 6 превращается в 4 из 6.
Что же с остальными 2? Один из них - командир JG 3 Лютцов. Почему-то Фирсов назвал его командиром JG 51, но то такое. Де Зенг/Стэнки пишут, что 17.9.41 Лютфов сел на вынужденную за вражескими линиями после попадания в радиатор, но «смог найти путь назад». Потеря эта загадочная - пропал целый командир эскадры, а про это нигде никто никак. Может кто-то из френдов пояснит? Дело усложняется тем, что кроме означенного справочника, я смог найти упоминание о потере 17.9.41 только в одном месте. В сводках этого нет, хотя на них надежда, конечно, была слабая, там про потери не любят. У Прина тоже ничего. В справочнике Де Зенга нет упоминания, что за самолет был - хотя например, для предыдущего похожего случая Лютоцва, 16.7.41, есть бортовой код машины. И эта потеря (16.7.41) уже есть у Прина, хоть там и не написано, что пилот был Лютцов.
Наконец, шестой случай - лейт. Ульрих, который «разбил Хе 111 из 2./KG 27 на аэр. Балта, даже не ранен». Здесь как раз встает вопрос - а почему он должен быть? Сам Ульрих не ранен, что кто-то был ранен - данных нет, степень повреждения аварийно севшего на АЭ Балти G1+GK неизвестна. Может у него просто лопнула шина, через час ее поменяли и самолет утром опять полетел бомбить? Почему этот случай должен быть в «списках ГКЛ»? Неизвестно.
В конце концов остается лишь один вопрос - что с Лютцовым, почему нет его? Т.е. 1 из 6 внезапно превращается в 5 из 6, что уже совсем другой коленкор.
О 185 офицерах, потерянных за сентябрь 1941 г., напишу попозже. В качестве спойлера: там то же самое. А. Фирсов пишет например о том, что «пропавшие данные» по большей части «периферийные части и ... Север». Далеко ходить не надо, уже 15 номер в его списке - облт. Хайне из IV.(St)/LG 1, которого «в сводке ГКЛ нет». А он есть, как тот суслик - записан 4.9.41, на 6-м листе. Особо пикантно, что в этом месте Фирсов начинает пинать какую-то нашумевшую книгу с поименным списком погибших, видимо приравнивая ее заодно к «спискам».