Не так давно я писал тут про морскую авиацию. Неизбежно, попытка изучить ее действия повлекла за собой и небольшое погружение в действия неморской авиации, действовавшей на море. Про нее я конечно тоже кое-что знал и до того, вроде фееричного случая с утопленным авианосцем. Но без деталей. Теперь знаю с деталями, и опять они сломали почти что мое прежнее восприятие! Я-то думал они там прямо с 1939 г. как начали рубиться, а на самом деле, ничего подобного.
Для начала, авиация для действий над морем в рамках самих Люфтваффе была в сентябре 1939 г. без всякого преувеличения в пеленках и сосала титьку. Фактически создали ее энтузиасты в виде специального штаба после майских учений того же 1939 г., и в 10-й авиадивизии всего-то и было что одна группа, I./KG 26. И насчитывалось в ней 32 самолета и 34 экипажа - только вопрос, сколько готовы действовать над морем? Как потом показала практика, не все сразу взлетели. KG 30 пока не существовало даже в списках боеготовности подразделений. Появляется она в виде I группы только 9 сентября в виде 20/13 самолетов и 24/12 экипажей.
Когда произошел казус с потопленным ARK ROYAL, 10-я авиадизия имела в I./KG 26 36/32 Не.111Н, 38 экипажей к ним, а также в I./KG 30 20 Ju.88, из них 13 боеготовых, 33/26 экипажей. Кроме того в последней группе было и 8/7 Не.111Н - видно из-за проблем с поставкой «юнкерсов» добивали до нужной численности чем могли. При всем при том, в бой против английских кораблей пошли всего 4 Ju.88 и один отряд «хейнкелей». Сколько это было в граммах, не попалось - может 9 самолетов, а может и 6. Кстати говоря, я для себя понял, как появился «потопленный авианосец». И так известно, что сам Рафик не виноват - пилот просто заявил, что бомба взорвалась где-то очень близко. А то, что авианосец ушел на дно путем сложных логических выкладок показывал FdL West Кёлер - на основании докладов своих разведчиков. Ему поверили, начали раздувать и сели в лужу в конце концов.
Фактически после этого 2 октября дивизия легким движением руки превращается в целый корпус. Надо сказать, что силы-то подросли заметно, по крайней мере на бумаге: теперь уже Гайслеру, командиру корпуса, подчинялись 2 группы KG 26, 1 группа KG 30 и 2 группы LG 1. Все, кроме KG 30 - на Не.111. В общем и целом это было 176 самолетов и 177 экипажей к ним, по большей части боеготовых. Вроде здоровенная силища, и 9 октября она пошла в бой против обнаруженных западнее Норвегии английских кораблей... Паттерсон пишет, что Гайслер применили 127 Не.111 и 21 «юнкерс» - вот только немногие смогли найти врага. В конце концов было заявлено 8 достоверных попаданий по тяжелым крейсерам бомбами 250 и 50 кг, плюс еще два вероятных. Один крейсер вследствие этого якобы горел. X авиакорпусу это стоило 4 потерянных самолетов, два экипажа интернированы и два погибли. Единственным реальным результатом стало то, что у ЭМ JUPITER сдохла машина и его пришлось буксировать. Человеческие потери - 1 кочегар с эсминца, видимо его выбросило за борт взрывом.
То есть первый блин вышел комом (авианосец), второй по сути дела тоже. Третий блин пекли 16 октября, когда 15 «юнкерсов» бомбили корабли в Ферт-оф-Форт - «хейнкели» туда благоразумно не послали. Здесь уже было что-то более-менее похожее на успехи. Хотя летели ловить HOOD (который оказался REPULSE), он уже встал в док, а доки бомбить фюрер пока не велел, чтобы не попасть по гражданским. Досталось другим кораблям - 2 крейсерам и эсминцу, все они были реально повреждены в разной степени, 16 человек погибло и умерло от ран. Немцы были контратакованы «спитфайрами» и потеряли две машины, причем обе - командования группы I./KG 30!
Уже на следующий день «юнкерсы» опять пошли в бой, на сей раз против Скапа-Флоу. Однако, сил было гораздо меньше, всего 4 самолета, и один опять был сбит зенитками. За ними последовало 11 Не.111 из KG 26 (еще 2 не долетели и вернулись). Жертвой налетов стал старый дредноут IRON DUKE, мирно доживавший свой век в качестве учебного блокшива. Он получил всяческие повреждения, 2 матроса погибло. На Не.111 напали «харрикейны», но сбить никого не смогли.
После этого налеты фактически прекратились. 21 октября 3 Ju.88 летали бомбить крейсер, якобы обнаруженный морскими разведчиками у Фламоборо Хед, но не попали. «Хейнкели» до конца месяца летали по одиночке на разведку, но ничего стоящего добыть не смогли, только понесли потери от английских истребителей. Число боеготовых самолетов резко сократилось: в KG 26 их осталось 54 (а было 72), в KG 30 - 10 из 20, имевшихся сначала. Видимо, темпы сокращения ударной силы немцев обеспокоили, и с этим связано уменьшение активности по портам.
В море же ничего не попадалось. 13 ноября применили новый тактический прием: полет на вооруженную разведку. Всего летало 13 самолетов (тринадцать тринадцатого! Там у них явно в приметы не верили) из 4./KG 26 и видимо штаба. В море они смогли обнаружить 7 боевых кораблей и несколько торговых судов, но в атаку из-за плохих погодных условий вышли только 2 машины. Как обычно, они похвалились попаданиями крейсер, который «загорелся», но на самом деле атакованные корабли Северного патруля повреждений не получили. С другой стороны, у немцев тоже никого не сбили.
Второй раз вооруженную разведку провели 9 самолетов 22 ноября. Целью для каких-то машин стал крейсер ПВО, но атака не удалась из-за слишком низкой облачности (ниже 1000 м).
Потом уже такие небольшие операции становились регулярными. Разведка что-то обнаруживала - и летело небольшое количество «хейнкелей», из-за трудностей обнаружения, даже по пеленгам, и плохой погоды часто в виде поисков. Так 25 ноября был атакован крейсер AURORA, прикрывавший конвои в Норвегию, его атаковали 11 самолетов из I./KG 26, причем не отрядом, а по одному. Хотя бомберы заявляли попадания, морские разведчики охладили их пыл наблюдениями со стороны: никаких попаданий.
7 декабря при попытке атаковать конвой 1./KG 26 наткнулся на истребители, потерял 2 машины и бежал. После такого поворота посланный туда дополнительно 3./KG 26 вообще развернули.
Вместо этого в конце года заново пересмотрели тактику. Теперь надо было летать там, где не было большой опасности от вражеских зениток и истребителей - подальше в море. Целей там тоже было меньше, но все еще можно было поймать мелочь - всякие траулеры, как рыбачьи, так и реквизированные в Royal Navy. И тут к пацанам наконец пришел успех! Я уже писал о нем в заметке про морскую авиацию. 17 декабря для действий на морских путях от северной Шотландии до Норвегии полетело 23 самолета - звено управления эскадры и I./KG 26, в том числе коммодор оберст Фухс. В другой группе полетел 1 самолет звена управления X корпуса и 8 самых подготовленных экипажей 6./KG 26. Результаты впечатляли: было атаковано 19 разных целей, 2 парохода потоплено и 3 повреждены, причем немцы даже якобы знали названия из радиоперехвата. Потерян был только один самолет 6./KG 26.
На следующий день операцию повторили, но в гораздо меньшем масштабе - всего 8 самолетов II./KG 26. У них было всего 2 атаки, 1 потопленный СКР и 1 поврежденный мелкий пароход.
19 декабря - летали 19 самолетов I./KG 26, 5 ударов по сторожевикам, из которых 2 утонули.
Реально за три дня этого блитца удары пришлись по многочисленным траулерам и мелким каботажникам, из которых не меньше полдюжины были потоплены, а еще несколько повреждены, в точных цифрах еще надо разбираться. Много человек было убито и ранено, а налеты заставили англичан срочно выдумывать патрули «бленхеймов» на угодьях траулерных флотов Гримсби и Лоустофта. Вот это уже однозначно был успех.
Однако хитрые немцы в то же место опять больше не полетели. 21 декабря они пытались полетать у Харвича, но погода оказалась слишком безоблачной. 22 декабря разведка была сорвана непогодой и английскими самолетами, и только 27 декабря II./KG 26 снова пыталась вернуться в район между Шотландией и Норвегией - но увы для них, все похерила плохая видимость.
Так они и закончили год, начав кампанию фактически провальными вылетами против боевых кораблей, но в конце концов нехило закошмарив рыбаков.
Кстати, еще раз убедился в том, что книга Паттерсона («Eagles over sea...») зачетная. Почти все написано по делу, хотя в конце 1939 г. он как будто устал писать подробно и все пролистнул одними минными постановками.