Jun 15, 2014 00:50
18. Доля мобилизованных в России была наименьшей - всего лишь 39 % от всех мужчин в возрасте 15-49 лет, тогда как в Германии - 81 %, в Австро-Венгрии - 74 %, во Франции - 79 %, Англии - 50 %, Италии - 72 %. При этом на каждую тысячу всех жителей, Россия потеряла 11 человек, Германия - 31, Австрия - 18, Франция - 34, Англия - 16. Так же, Россия едва ли не единственная не испытывала проблем с продовольствием. Германский немыслимого состава «военный хлеб» образца 1917 года в России и присниться бы никому не мог.
Не вполне ясно, каким образом к заслугам Николая II может быть отнесен большой размер территории России и численность ее населения. Разумеется, если 170-миллионная Россия несла тяготы войны приблизительно в той же степени, что и 40-миллионная Франция, то и доля мобилизованных в России была меньше, и относительная доля военных потерь была ниже.
Также очевидно, что Россия, один из крупнейших экспортеров продовольствия на международном рынке в мирное время, была лучше обеспечена продуктами питания во время войны, чем страны, их импортировавшие.
Нельзя сказать, чтобы Россия не испытывала проблем с продовольствием. К началу 1917 года правительство экспериментировало с продовольственной разверткой (еще очень робко), широко применяло таксацию цен на продовольственные товары (что приводило к исчезновению их из свободной продажи и перемещению на черный рынок), а с весны 1917 года планировало постепенно вводить карточную систему. Кстати, слухи о введении карточек на сахар с начала марта были одним из непосредственных поводов к рабочим волнениям, переросшим в Февральскую революцию. Ситуация усугублялась кризисом железнодорожных перевозок. Но очевидно, что все это было несравнимо с реальным голодом в Германии.
Достаточно умеренная военная нагрузка на экономику России (относительно Франции и Германии) не спасла страну от финансового, продовольственного, производственного и политического кризиса, начавшегося во второй половине 1916 года. Как бы не выглядели статистические сравнения этого кризиса в другими странами, его результат оказался самым ранним и самым сильным: это была Февральская революция. Политический и социальный строй оказались слабым звеном - революция в России произошла при такой степени развития продовольственных проблем и падения уровня жизни, при которой Германия и Франция (прошедшие эту стадию ранее) в полной мере сохраняли способность к борьбе. И именно то обстоятельство, что экономика России имела запас прочности, но не смогла его использовать, наводит на мысль о неадекватности государственного управления в военное время, и в первую очередь персональных действий Николая II, как важнейшей причине падения царизма.