Одним из любимых отечественных телефильмов поколения икс был детский музыкальный фильм «Приключения Электроника», снятый по мотивам фантастических повестей писателя Е.С. Велтистова. Этот шедевр вышел из подсознательных недр шестидесятников на фоне бурных дискуссий о «физиках и лириках», как писал поэт того времени Б. Слуцкий: «Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне. Дело не в сухом расчёте, дело в мировом законе». Наивные дети своего времени еще не знали, в какую лодку их тогда посадили отцы.
Мы же попробуем вынести на свет сознания ту метафору, что современники воспринимали исключительно в форме научной фантастики, ведь единственное, реальность чего мы не можем оспаривать, есть реальность символа. Итак, перед нами чистый разум, воля, сила, интеллект; он быстро обучается всему, где царят ум и правила. Архетипически Электроник представляет собой анимус или дух, дитя Творца и наследник закона, не случайно в книжном варианте повести помощником профессора была не женщина, а седой пожилой мужчина. Это совокупность мужского во плоти, обладая всеми качествами, так любезно ценившимися в людях советским народом той эпохи, увы, в реальности могла оказаться лишь роботом.
Другое дело Сыроежкин - оболтус, ему нравится гулять, прыгать, играть, и ничего не делать. Ключевым здесь является понятие игры: в игре есть порядок, игра рождает из себя порядок, но там нет строгих правил, ибо последние вырождают игру в состязание. Персонаж Сыроежкина олицетворяет фигуру внутреннего ребенка, которого растущему человеку необходимо сохранить, чтобы по окончанию взросления, не превратиться в машину-робота. Только через союз ребенка и анимуса на сцену жизни сможет выйти душа, именно тогда, сквозь сакральный союз троицы, мы и увидим человека.
Большинству людей приятно осознавать свою загадочность, уникальность, непохожесть на других, поэтому многие из них отвергают психологию как науку, ведь она, по их мнению, вылечит их от столь любимых сердцу отклонений, приведя к скучной и однообразной жизни. Как бы то ни было, но в психологии есть законы, готовые похвастаться не меньшим числом эмпирических подтверждений, чем законы Ньютона. И один из них гласит: исключаемое всегда растет в размерах. Советский Союз допустил одну маленькую ошибку - в мечтах о земном рае, совершенно забыв о земном аде, он хотел удалить из своих граждан неприемлемую сторону бытия: болезни, уродства, катастрофы, наркоманию, криминал, и прочее и прочее, надежно упрятав в тень психе.
Эту тень в фильме отражает коварный мафиозо Стамп и его подельники. Что же они хотят сделать? Они хотят выкрасть Электроника и использовать его в своих целях, тень хочет похитить анимус народа. Это верно как в случае личном, так и в коллективном: сценарий всегда повторяется. Когда подавленное достигает тех размеров, что уже не вмещается в хозяина, оно хочет завладеть его интеллектом, его духом, который и оживит тень, превратив её в демона. Я уже писал об этом в посте
Когда душа не на месте, и бессознательное Велтистова не исключение, выдавшее нам столь знакомый сценарий работы психики. Избежать столь фатального развития событий можно двумя способами: либо подкармливая время от времени своё вытесненное, либо однажды принять его в себя, интегрировать. К примеру, алкогольное опьянение по пятницам, клуб, оргии, блядское поведение, непристойные разговоры, прилюдное справление низменных потребностей, уменьшает тень, способствуя оздоровлению нации. Если мы не можем принять себя целиком, то пусть хоть изредка мы будем собой, хоть и в таком экзагеррированном виде из-за эффекта длительного накопления. Повторяю, если человек изначально в себе ничего не подавлял, ему не нужны оргии, он и так регулярно ебётся как хочет, танцует, смеётся, поёт, говорит сразу обо всем, что его волнует, не молчит, не обижается и т.д.
И вот Электроник похищен злодеями, связь с Сыроежкиным разорвана, и Стампу удается использовать Электроника в своих целях. Как же так вышло, что олицетворение силы, разума и воли, так наивно и глупо отдалось негодяю? Этот вопрос задают себе сегодня многие, ведь и вправду, как так получается, что умнейших и образованных людей разводят необыкновенно тупые мошенники, как ведутся доктора наук на манипуляции двадцатилетних пацанов? Вся хитрость в ребенке, он - гений манипуляций и обмана, он играет всем телом, изменчив и подвижен, ему чужда костная серьезность старика, за это качество ценили греки Одиссея, в котором жил ребенок. Они знали, что хитрость была прабабкой мудрости, без неё не стать царем.
Но и подельники Стампа - вчерашние Сыроежкины, эти бандиты были такими же детьми, с тем небольшим различием, что первые условно занимались социально приемлемым бездельем, а бандиты бездельем неприемлемым, теневым, т.е. криминалом. Не случайно нам показывают аллюзию «Сыроежкин на мопеде - выросший Сыроежкин - Ури на мотоцикле». В истории нашей большой страны Стамп выкрал Электроника в лихие 90е, когда тень обрела интеллект, тогда многие вчерашние Сыроежкины обогатились именно за счет интеллекта, одни Электроники встали на службу криминалу, другие, в гораздо большем количестве, разъехались по миру, продавая свои услуги за призрачную надежду однажды стать человеком.
И всё-таки, так почему же фильм был столь популярен? Психическая целостность манит людей, союз частей, ведь так не случайно Сыроежкин и Электроник задуманы похожими как две капли воды - их задача соединиться, став одним. В советском человеке был убит ребенок, была ложно противопоставлена инфантильность - ответственности, игра была замкнута в клетку понятий долга, в итоге Электроник побелел от перезаряда, а из-за тени уже не было видно Солнца. Все это привело к победе Стампа. Но не будем отчаиваться, однажды, может быть снова по подсказке маленького конопатого Чижикова, зазвонят вековые колокола старинных часов, разбежится нечисть и время снова пойдёт. Здесь следует пояснить, что в сказках так бывает, время пошло только в конце, до этого было безвременье. У детей нет времени, нет коридора планирования, нет завтра, дети живут одним днем. Вот и к концу фильма наступает типичный для сказки конец, когда все наконец-то складывается. Собака в символизме всегда олицетворяет дикое, агрессивное, либидозное, животное. Тот факт, что именно собака помогла Электронику в борьбе с тенью, и через нее Электроник поддерживал связь с Сыроежкиным, говорит нам о том, что только принявший в себе животную часть, позволяющий себе быть похотливым, агрессивным, злым, диким, может связаться со своим внутренним Сыроежкиным, ведь хитрость без силы может привести разве что к краже конфеты в супермаркете, а не Одиссее жизни.
Часы на старой башне начали свой ход. Время потекло. Все три сущности соединились в психе и началась жизнь. Осталась четвертая - душа, где трое собраны во имя её, то она всегда будет среди них. Душа придет к человеку или народу, когда он проделает этот сложнейший путь к себе самому. Возникнет любовная линия, соединяющая с финальным пятым элементом (как было в одноименном фильме Люка Бессона, я пропустил само человеческое тело как элемент, поэтому душа - элемент пятый). Желанный тысячелетиями Святой Грааль также есть чаша последнего соединения со своей душой.
Вот так, через сколько нужно пройти малышу: от первого крика новорожденного до пятого элемента, чтобы мы**, глядя на него, смогли однажды сказать: ecce homo.