«В самом деле, естественными науками давно уже доказано, что причиной образования тепла может быть или движение, или соприкасание с горячим телом, или световое излучение. Ими установлено было также, что солнцу самому по себе не присуще ни тепло, ни какое-либо другое из подобных качеств, порождаемых смесью элементов, как было доказано в них и то,
(
Read more... )
-- Остается, таким образом, признать, что земля нагревается от солнца исключительно благодаря световому излучению.
Reply
Reply
Я вижу пока лажу в фразах "солнцу самому по себе не присуще ни тепло, ни какое-либо другое..." и "излучение в наиболее полной мере воспринимается телами гладкими и прозрачными". Но это как раз посылки здесь.
Reply
Reply
(The comment has been removed)
У меня не вызывает симпатии, точнее вызывает антипатию, использование формальной логики в естественных науках, а еще в большей степени в социальных и гуманитарных. Текст Ибн Туфейля как довольно ранний и весьма смешной пример того, к чему это приводит.
Reply
Reply
Reply
<< Не понимаю этой твоей фразы: "...о солнце можно с равной степенью убедительности сделать два вывода: (1) солнце холодное, ... и (2) солнце теплое". Он в не делает выводов в этом фрагменте, а отсылает к факту, на который опирается -- солнце холодное.>>
Логический анализ работает так: если тело нагревает излучением, следует ли из этого, что оно не теплое. С необходимость не следует, поэтому «(1) солнце холодное, но излучает свет, которым нагревает землю, и (2) солнце теплое и излучает свет, которым нагревает». На основании чего можно исключить одно из двух утверждений? На основании свойств материи как таковой.
Reply
Или для правильного прочтения нужно переставлять местами посылки и выводы?
Еще вопрос: воздух доходит до сферы Венеры и дальше?
Reply
Reply
Reply
Попробую прочесть.
Reply
Reply
Смотри, мне показалось, что И.Т. рассуждает достаточно грамотно (в моем понимании -- не делаю общего утверждения). Он рассматривает все способы нагрева земли. И когда говорит о передаче тепла от нагретого тела, не просто рассматривает пару солнце-земля, но и пару воздух-земля. Про воздух выше Венеры спросил, потому что если бы это точно считалось так, то можно было бы рассуждать о передаче тепла (или его отсутствии) между землей и солнцем через этот посредник и соприкосновения. А он этого не делает.
Для меня в пользу твоего мнения, что И.Т. хочет доказывать то, что сам же постулирует априорной истиной, говорит какая-то зацикленность на теплоте солнца. Вот например, почему вместо: "...солнце не нагревает землю так, как горячие тела нагревают предметы, входящие с ними в соприкосновение, поскольку солнце не является само по себе чем-то горячим," -- не сказать, что земля просто лишь не входит в соприкосновения с солнцем? Неважно, горячее оно или нет. Отсюда, кстати вопрос про костер возник. Я понимаю, что бритвы Оккама еще нет. Но ( ... )
Reply
Ну, по моему пониманию (опыту) аналогия есть. Костер может нагревать на расстоянии. Костер в формате пожара даже на большом расстоянии. А к солнцу просто не удается приблизиться на достаточное расстояние. Можешь указать на текст, который бы мне пояснил, почему я в этом неправ?
Reply
Leave a comment