Стратегия Соединенных Штатов

Mar 03, 2016 19:28

Вот что получил на прошлой неделе в рассылке, не смог пройти мимо.

Вы думаете, "ведя исключительно оборонительные войны, увеличила территорию в сто раз" - это про Россию? Think again :))

Стратегия Соединенных Штатов

Автор: Джордж Фридман, редактор "This Week in Geopolitics"

Что особенно удивляет в американской стратегии - ее парадоксальная природа, тот факт, что каждое решение, найденное для устранения какой-либо угрозы, вызывает новую угрозу. С самого своего появления на свет Соединенные Штаты пытались защитить себя. США подходило к каждой угрозе с помощью постоянного расширяющего передвижения внимания и ресурсов; в результате оно уже охватывает весь мир. В итоге получается, что политическое, экономическое и военное поведение Соединенных Штатов постоянно оказывается наступательным.


Рождение нации: предназначенное для Манифеста “Предназначенности судьбы”

Представьте США в момент их основания. Колониальные Соединенные Штаты располaгались на относительно узкой полоске суши между горами Аппалачи и Атлантическим океаном. Коммуникации между севером и югом были довольно слабыми, а болшинство рек текло от гор к океану. Это не только затрудняло торговлю, но и мешало быстрому перемещению воинских подразделений в случае вторжения.

Таким образом, даже после объявления независимости Соединенные Штаты очень сильно зависели от морской торговли с Европой, и в особенности с Англией. Англия доминировала в Атлантике, особенно после победы над Наполеоном и разгрома французского военного флота.



У Соединенных Штатов имелись земли к западу от Аппалач, но они практически не были заселены. Ее седцем была узкая воточная полоска земли, прижатая к Атлантическому океану, которая была очень уязвима для британского флота, который мог проводить довольно амбициозные операции в любой точке побережья.

Флот - довольно дорогое удоволствие, и Соединенные Штаты не могла обеспечить свою национальную безопасность до тех пор, пока ее экономика не развилась бы драматически. Это было довольно сложно обеспечить в условиях, когда США оставались запертыми на восточном побережье. Но если они не имели возможность блокировать британскую военно-морскую мощь, значит нужно было получить стратегическую глубину - Запад.
На запад!



Земля к западу от Аппалачей была экстраординарной - не только из-за своей плодородной почвы, но и из-за наличия речной системы Миссисипи. Две великие реки, Миссури и Огайо, сливались в Миссисипи. К ним присоединялись множество более мелких, ни довольно важных рек, таких как Арканзас и Теннесси, которые впадали в Миссисипи, которая в свою очередь впадала в Мексиканский залив.

Самое экстраординарное в этом речном комплексе была его судоходность. Это значит, что практически любая часть земли между Скалистыми горами и Аппалачами могла не только производить сельскохозяйственную продукцию - а в дальнейшем и природные ископаемые, но и недорого транспортировать ее по рекам, и затем в Европу.



Соединенные Штаты получили в собственность Северозападные территории (на которых сегодня расположены штаты Огайо, Индиана, Иллинойс, Висконсин и часть Миннесоты) по Парижскому договору 1783 года. К 1800 большая часть этой территории была заселена и были сформированы новые штаты и территории. Однако эту землю было нельзя полностью эксплуатировать в связи с тем, что бассейн реки Миссисипи контролировался сначала испанцами, а затем французами   Ни те, ни другие не занимались серьезной колонизацией своих североамериканских владений, за исключением, разве что, французской Канады. Испанцев интересовали ценные металлы, французов - дорогие меха. Они не направляли поселенцев в эти места и, соответственно, не занимались расчисткой земли и ее культивированием.

Англичане колонизировали эти земли, а после независимости колонизацию продолжили Соединенные Штаты. Однако их территориям недоставало одной единственной вещи - Нового Орлеана. А без контроля над Новым Орлеаном, воротами из Миссисипи в окен, фермеры не могли получить доступ к мировым рынкам и попросту не смогли бы развиваться.

Город-Полумесяц: Ключ к Силе

Новый Орлеан был ключом к Северной Америке. Морские суда не могли подниматься далеко вверх по Миссисипи, а плоскодонные баржи, доставлявшие богатства Среднего Запада вниз по течению, не могли выходить в море. Новый Орлеан был построен в точке, где корабли и баржи могли безопасно встретиться. Груз перегружался с барж на корабли, которые доставляли его в Европу.

Само собой, прежде, чем это все смогло заработать, равнины между Скалистыми горами и Аппалачами должны были быть заселены и обработаны. Расширение на запад решало две вещи. Во-первых, оно давало громадную экономическую мощь. Во вторых, оно создавало необходимую стратегическую глубину.

В 1803 году Франция оказалась вовлечена в наполеоновкие войны за доминирование в Европе, и Наполеон не был сильно заинтересован.в Луизианских территориях. Для американцев же, а в особенности, для президента Томаса Джефферсона, эти территории стали навязчивой идеей. США купили территорию за $3 миллиона долларов, что даже в сегодняшних ценах выглядит абсурдной суммой - около $230 миллионов. В цену были включены вся река Миссисипи и Новый Орлеан.

Защита Нового Орлеана стала центральной задачей Соединенных Штатов. Во время войны 1812 года, когда британцы разрушили Вашингтон, они также атаковали Новый Орлеан. Будущий президент Эндрю Джексон сумел одержать победу над британцами и удержал контроль над Новым Орлеаном и Средним Западом. Город стал ключевым для американской мощи и благосостояния. Однако он также находился в опасности.

Американско-мексиканская граница проходила всего в 200 милях от Нового Орлеана. Чтобы защитить его, мексиканцев нужно было оттеснить подальше. И это не было беспочвенным страхом - США в то время имела довольно немногочисленную армию, размазанную по громадной территории. У мексиканцев была более многочисленная армия, и если бы они сумели сконцентрировать силы, они имели возможность захватить Новый Орлеан и тем самым удушить Соединенные Штаты.

В полном соответствии с классическим парадоксом американской стратегии, необходимость защитить Новый Орлеан вызвала атаку на Мексику, разбитую на две стадии.



Во-первых, Джексон попросил Сэма Хьюстона организовать американских поселенцев в северо-восточной части Мексики и разжечь восстание с целью как минимум блокировать доступ Мексики в регион, а при возможности, создать независимое государство, Республику Техас. Цель была достигнута в 1836 году, после того, как Сэм Хьюстон одержал победу над мексиканскими силами под командованием Санта Анны в битве при Сан-Хасинто, недалеко от сегодняшнего Хьюстона.

Вторая часть началась в 1846 году, когда Соединенные Штаты, имевшие уже больше военного потенциала, провели обширное нападение на Мексику, включая десантные операции, приведшие к взятию мексиканской столицы.

Американо-мексиканская война с позиции США достигла трех целей. Во-первых, она  более чем на столетие подорвала военный потенциал Мексики. Во-вторых, она создала барьер между Мексикой и Соединенными Штатами. После войны цепь пустынь и гор, располагавшаяся к югу от новой границы, очень сильно затрудняла какие-либо контратаки мексиканцев. Наконец, США получили контроль над всей северозападной частью территории Мексики, которая включала в себя сегодняшнюю Калифорнию. Это дало возможность обезопасить территорию Луизианы от любых возможных угроз с запада и закрепить Соединенные Штаты на тихоокеанском побережье. По сути, именно тогда наметились очертания нынешней континентальной части Соединенных Штатов.

.

Победа над Мексикой, присоединение Северо-Запада и отсутствие реальных угроз со стороны Канады позволило закрепить Соединенные Штаты на Североамериканском континенте, и тут же создало новые страхи - военно-морские угрозы в Тихом и Атлантическом океанах. США оказались защищенными от чего угодно, кроме враждебных действий военно-морских сил.

От моря и до моря… И что теперь?

И вновь оборона потребовала наступательных действий. Первый шаг был сделан в 1898 году, когда переворот на Гавайях позволил США закрепиться в единственном месте, с которого можно было угрожать континентальной территории. В то время корабли плавали на угле, для длительных переходов требовалось по пути создавать угольные “заправочные станции”. После того, как Перл-Харбор оказался в американских руках, ни один корабль из Азии не смог бы достигнуть Тихоокеанского побережья Соединенных Штатов.

В том же году США начали войну с Испанией, захватив Кубу и Филиппины. Захват Филиппин давал Соединенным Штатам первую базу для наступления в Восточном полушарии. Захват Кубы позволил гарантировать, что ни одна сила не сможет закрыть выход из Мексиканского залива, заблокировав таким образом Новый Орлеан.



Тем не менее, Соединенные Штаты по прежнему испытывали исконный страх перед Британией, которая являлась доминирующей военно-морской силой в мире; и хотя США строили собственный достаточных размеров флот, британцы по прежнему доминировали в Атлантике. Несмотря на нейтрализацию Кубы, Багамы по прежнему могли заблокировать выход из Мексиканского залива. Это стало символом американских страхов.

Необходимо отметить, что подобные угрозы, стоящие перед США, не были чисто теоретическими. Помимо угроз со стороны Мексики, британцы по прежнему контролировали территорию к северу от Соединенных Штатов, причем англичане значительно превосходили США в военной силе и были по имперски амбициозны. Соединенные Штаты по прежнему относились с подозрением по поводу британских намерений на Северо-Западе, но теперь еще и стали опасаться удара в южном направлении на Нью-Йорк и блокады Восточного побережья,

Ничего из этого так и не произошло, но американская стратегическая культура строилась на том, чтобы ожидать худшего развития событий и готовить соответствующий ответ. Интересно, что даже в 1920 году, когда Соединенные Штаты готовили военные планы для противостояния возможным потенциальным врагам, один из планов был на случай британского вторжения вниз по долине Гудзона.

Этот страх перед британцами не был разрешен до самой Второй мировой войны, когда Лондону понадобились американские эсминцы для защиты конвоев, доставлявших грузы в Британию. Соединенные Штаты предоставили им эминцы… но не бесплатно. Британцы должны были позволить США использовать все свои военно-морские базы в регионе - на Ньюфаундленде, Багамах, Ямайке, Санта-Люсия, Тринидаде, Антигуа, Британской Гайане и Бермудах. С учетом имевшихся у США ресурсов, использование этих баз давало возможность доминирования над ними.

Ленд-лиз, как это стали называть, по большому счету означало передачу Британией своих военно-морских подразделений в Западном полушарии Соединенным Штатам. В результате был передан контроль над Атлантикой по линии, начиная от Исландии (оккупированной США в 1940 году) через Бермуды к Тринидаду. Это давало США возможность контролировать все подходы к Америке со стороны Атлантики (как только разобрались с германскими подлодками), а также эффективный контроль над Карибским морем. Таким образом, США достигли цели контролировать все морские подходы к своей территории.



По мере роста мощи Соединенных Штатов, росли и их страхи. Северная Америка могла быть атакована только со стороны моря, однако создание массивного флота, могущего угрожать Соединенным Штатам, было бы очень затратным и требовало бы значительной технической базы. Лучшим способом победить такой флот было бы не дать никому возможности его создать. В данном случае, это можно было бы сделать, заставив потенциальных конкурентов переключить внимание и ресурсы с морского строительства на развитие назеных сил.

Стратегия сдерживания

Главным страхом Соединенных Штатов во время как Первой, так и Второй мировых войнах была возможность того, что одна единственная сила в Европе, Германия, будет способна завоевать весь континент. При отсутствии наземных угроз, Германия сможет свободно переключиться на строительство флота и бросить вызов США на море. Эти страхи привели к вмешательству США в Первую мировую войну, когда в первые недели после падения российского царя казалось, что германские войска будут быстро переброшены на запад и смогут одолеть британских и французских союзников.

Этот же страх привел к вовлечению США во Вторую мировую войну, одновременно против Германии и Японии. После победы над японским флотом и нейтрализации немецких подлодок, а также кооптации убывающего британского присутствия, США вышла из Второй мировой войны в качестве первой в мировой истории страны, доминировавшей на всех мировых океанах.

Мировы войны сцементировали контроль на морях в качестве единственно важного элемента американской стратегии. Жизненно важным следствием из этого было то, что США пришлось поддерживать баланс сил, особенно в Европе и Азии, который бы предотвратил строительство сильного морского флота у других.



Во время Холодной войны, Соединенные Штаты разработали стратегию сдерживания. Советский Союз должен был быть окружен со всех возможных сторон американскими союзниками, поддержанных американской мощью. Главной целью было предотвратить советскую экспансию в Европе и угрожать СССР возможной атакой по всему периметру.

Это также заставило Советы тратить громадные ресурсы на защиту своих сухопутных границ - ресурсы, которые в противном случае они могли бы использовать для строительства флота, достаточно сильного, чтобы пробиться через “точки удушения”, о которых я писал в статье "Размечая стратегию России". Развал Советского Союза, произошедший главным образом из-за тяжкого бремени, которым его военный бюджет лег на экономику, не сказать, чтобы очень вписывался в стратегию США.

После падения Советского Союза, у Соединенных Штатов не осталось стратегических противников. Появился новый страх того, что такой соперник рано или поздно возникнет - на этот раз из местных региональных гегемонов, которые могут вырасти в глобальные. Этот страх опять заключался в том, что у них рано или поздно появятся ресурсы для того, чтобы глобально бросить вызов Соединенным Штатам.

Лучшая защита…

Автоматическим ответом на появление любой подобной гегемонной силы, таким образом, было попытаться кооптировать, дестабилизировать или разрушить ее до того, как она сможет представить серьезную угрозу США. Участие в Балканской войне, уничтожение Саддама Хуссейна и конфронтация с Китаем по поводу его территориальных вод - все это вытекает из самой глубины этой американской стратегии.

Со времен Холодной войны американская стратегия уже несколько раз с совершенно случайными интервалами вовлекала США в разборки в Восточном полушарии. И тут они обнаружили один парадокс, ограничивающий их мощь. Соединенные Штаты обладают достаточной силой, чтобы уничтожить любую конвенциональную военную силу. Однако они не имеют возможности оккупировать и умиротворять страны. Инчае говоря, они могут разобраться с любой угрозой, но не способны стабилизировать страны, как это ранее получилось с Западной Германией и Японией.

Новой угрозой оказалось не военно-морская сила, а терроризм. Это не настолько большая, хотя и довольно болезненная стратегическая проблема, с которой США должны разобраться сегодня. Да, они не могут терпеть потенциальных гегемонов, таких как Россия, и вполне могут эффективно разрушить их военные возможности. Однако они не смогут справиться с последствиями подобных действий.

Таким образом, американская стратегия была глубоко встроена в структуру Соединенных Штатов еще с момента основания страны. Ее география постоянно создавала угрозы обороне, которые разрешались с помощью наступательных действий. Однако сейчас эта глубинная структура СШа создала новую проблему, которую историчски сложившаяся стратегия не в состоянии разрешить.

В конце концов, размер мощи США сам по себе генерирует такую угрозу. Каждая нация имеет свой стратегический почерк, свою манеру, с которой она подходит к решению стратегических проблем. До сего дня Соединенные Штаты были чрезвычайно эффективными в том, чтобы последовательно и элегантно справляться с угрозами. И сейчас, как и раньше, решение создает новую проблему.

Оригнал: http://www.mauldineconomics.com/this-week-in-geopolitics/the-strategy-of-the-united-states

P.S от меня: Вообще, наверное, любой экспансионизм можно объяснить попыткой защитить свои границы. Всегда можно найти соседа, который потенциально может уничтожить или значительно подорвать твою мощь; для устранения этой угрозы границу отодвигают, что в результате создает еще большую угрозу, так как длина границы и количество соседей увеличивается, ее становится сложнее обезопасить. В результате границу отодвигают еще дальше, что только увеличивает количество враждебных соседей и их совокупные потенциальные возможности. В результате получившаяся империя выниждена постоянно расти - до тех пор, пока не надрывается :))))

Можно сказать, это универсальный геополитический парадокс :))

Америка, политика

Previous post Next post
Up