Самолет на который мы посмотрим в музее это Boeing RB-47H/ERB-47H Stratojet. Всего было построено 32 самолета RB-47H для радиоэлектронной разведки (ELINT), а также еще три специализированных ERB-47H. Самолеты были разработаны для проверки защиты и сбора данных о радиолокационных и коммуникационных сигналах врага. Отсек для бомб был заменен герметичным отсеком, в котором разместились "Crows" или офицеры радиоэлектронной борьбы (EWO). На борту RB-47H было три "Crows" и два на ERB-47H. Отличительный выпуклый обтекатель заменил створки бомболюка. Самолеты сохранили хвостовую турель и были оснащены глушилками. Отличительной разницей между RB-47H и ERB-47H был антенный обтекатель под закругленным носом.
Первые RB-47H были поставлены в августе 1955 года в Forbes AFB, штат Канзас. Они были модернизированы в 1961 году по программе "Mod 44" или "Silver King" для обновления электронных систем и стали узнаваемы по большой каплеобразной капсуле для антенн ELINT на пилоне под фюзеляжем со смещением в одну сторону, а также по антенне в форме пилона под каждой консолью крыла за двигателями. Последний RB-47H, который должен был быть выведен из эксплуатации,
53-4296, был повторно активирован и оснащен обтекателем носа в стиле F-111 для испытаний авионики для General Dynamics FB-111 в начале 1970 годов. В музеях сохранилось всего два самолета RB-47H, на один из них мы и посмотрим (а первый мы уже видели).
Национальный музей авиации США,Дейтон все, что у меня есть по А-105 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет это RB-47H-1-BW Stratojet с военным номером 53-4299 и заводским 4501323 был поставлен в USAF в октябре 1955. Самолет служил в 55th Strategic Reconnaissance Wing с 1955 до своей отставки в 1966 году. Он служил в нескольких местах, включая Incirlik Air Base, Turkey, и Yokota Air Base, Japan. Он летал в миссии над СССР. Самолет попал в музей в 1998 году. После серьезной реставрации музейным персоналом, он попал в экспозицию в 2003 году в том виде, каким он был в 1960 году.
Немного истории:
1955 построен как RB-47H-1-BW компанией Boeing в Wichita, KS, USA.
1955 поступил на службу в United States Air Force с s/n 53-4299.
с октября 1955 по 1966 передан в 55th Strategic Reconnaissance Wing, Forbes AFB, KS.
1966 списан из United States Air Force.
в 1966 продан International Society of Vehicle Preservation, Salina Municipal Airport, KS.
1998 передан National Museum of the United States Air Force, Wright Field, Dayton, OH.
с 1998 по 2003 реставрировался.
нос и двигатели с самолета 52-0410.
14 марта 2003 помещен в экспозицию.
Проектирование разведывательного варианта бомбардировщика В-47В началось в марте 1951 года. Предполагалось, что это будет промежуточный вариант, пока в строй не вступит специальный разведчик RB-47E.
Для RB-47B решили использовать систему управления артиллерийским огнём А-5 и более мощные двигатели J47-GE-25. Что касается разведывательного оборудования, то была разработана специальная платформа с восемью фотокамерами. Эта платформа устанавливалась в бомбовый отсек, таким образом бомбардировщик можно было быстро переоборудовать в разведчик. Бомбовый отсек также требовал доработки: оборудовали люк между кабиной и бомбовым отсеком, проложили кабели для управления фотокамерами и трубопровод для подачи тёплого воздуха для их обогрева. Данная система могла использоваться только днём. Интересно, что RB-47B стали поступать к военным раньше, чем был испытан экспериментальный YRB-47B. Последняя версия служила для более глубокой отработки разведывательной версии В-47. Всего было переоборудовано 90 самолётов в версию RB-47B, которые поступили на вооружение в 91-е Авиакрыло стратегической разведки и в 320-е Бомбардировочное авиакрыло. В основном эти самолёты использовались как учебные, для подготовки экипажей специализированных RB-47E.
Это была специальная разведывательная версия, созданная на основе В-47Е. В отличие от прототипа, носовая часть была удлинена на 825 мм. Это позволило в герметичной кабине с кондиционированным воздухом разместить одиннадцать фотокамер и другое чувствительное оборудование.
В бомбовом отсеке всё бомбардировочное оборудование было снято, а вместо него установлены приспособления для выпуска осветительных бомб и специальных патронов фотовспышки. В кабине установили специальный видоискатель и систему управления камерами. Оборонительное оружие из пары 20-мм пушек с системой управления огнём А-5 было сохранено.
Самолёт имел систему дозаправки в воздухе, но, несмотря на это, ёмкость внутренних баков была доведена до 69750 л.
Как это ни удивительно, но на некоторых RB-47E вернулись к встроенной системе ускорителей RATO с 18 "бутылками".
Экипаж остался прежним - 3 человека, а с разведывательным оборудованием управлялся штурман-фотограф. Камеры имели автоматическое управление от фотоэлемента - в момент вспышки осветительной бомбы открывался затвор.
Таким образом, выпуская по очереди бомбы или патроны, можно было получить фотографии полосы местности большого размера. Первый RB-47E взлетел 3 июля 1953 года, а последний - в августе 1955 года. За этот период было выпущено 255 разведчиков RB-47E, из них последние 15 машин были закончены в версии разведчика погоды - RB-47K. Эти самолёты поступили на вооружение 7-го Авиакрыла стратегической разведки (No. 26, 55, 70, 90, 91, 301 и 305). Некоторое время в документах ВВС самолёт обозначался R-47E, без буквы "В". Это же можно сказать и о самолётах радиоэлектронной борьбы Е-47Е (тоже без "В").
Обозначение ЕВ-47Е применялось ко многим вариантам переделок В-47Е в самолёт радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Первоначально это был специальный контейнер, так называемой "Стадии IV". Этот контейнер имел несколько разведывательных приёмников типа AN/ALT-16, пару передатчиков помех AN/ALT-6B и предупреждающий обнаружитель РЛС облучения AN/APS-54. Кроме этого, в хвостовой части фюзеляжа поставили две установки для выброса дипольных отражателей AN/ALE-2.
Учения в 1957 года показали, что применение ЕВ-47Е могло освободить ударные В-47Е от постановки индивидуальных радиопомех. Во время учений армада из 30-40 ударных В-47Е, под прикрытием 14 ЕВ-47Е, "нападали" на северо-восточную часть США со стороны Канады. К восточному побережью Америки бомбардировщики подходили на высоте 7600-9150 м и направлялись к своим целям (Бостон, Нью-Йорк, Вашингтон и др. города на побережье). Самолёты ЕВ-47Е распределились на нескольких высотах и начали глушение. Ударные самолёты прекратили постановку собственных помех, выключили радиостанции и тихо спустились на высоту 300 м. На этой высоте они преодолевали средства ПВО, прикрывавшие цели. В районах целей В-47Е выполняли полупетлю с условным сбросом ядерной бомбы и также на малой высоте уходили из опасной зоны. Командование ПВО было вынуждено признать, что бомбардировщики выполнили свою задачу...
Следующая модификация для радиоэлектронной борьбы называлась "Стадия V". Для неё была разработана специальная герметичная капсула, которая устанавливалась в бомбовом отсеке. В этой капсуле размещались два специалиста радиоэлектронной войны, которых пилоты называли "вороны". Таким образом, экипаж составил 5 человек.
Капсула имела автономный источник электроэнергии, кислородную систему, освещение и систему кондиционирования. "Вороны" сидели бок о бок в хвостовой части капсулы в катапультных креслах, выстреливаемых вниз, через стеклопластиковый пол. В экстренных случаях покидание самолёта предусматривалось через входной люк. Для "воронов" дублировались показания компаса, высотомера, указателя скорости, а также часов и давления в капсуле. Была также связь с пилотами. При взлёте и на посадке "вороны" сидели в проходе, ниже палубы пилотов, а затем через люк проникали в капсулу. Электронное оборудование капсулы со стояло из одиннадцати приёмников-передатчиков помех, типа AN/ALT-6B, настроенных на разные диапазоны частот, а также по одному передатчику помех, AN/ ALT-7 и AN/ALT-8B. В случае "Большой войны" предполагалось, что ЕВ-47Е займут район между Москвой и Ленинградом, будут летать там "восьмёрками" и глушить советские РЛС, обеспечивая прорыв до трёх волн ударных самолётов. К счастью, это не было проверено на практике.
Ещё один вариант ЕВ-47Е (ТТ) был создан для разведки советских ракетных пусков. Для выяснения характеристик ракет, запускаемых в Капустином Яру и в Тюратаме (Байконур), создали специальный самолёт-разведчик ЕВ-47Е (ТТ). Кроме герметичной капсулы они имели длинные антенны, установленные по бортам носовой части фюзеляжа. Эти антенны иногда были похожи на большие зубочистки, а иногда - на гладильные доски.
Первый ЕВ-47Е (ТТ), из трёх построенных, был передан 55-му Авиакрылу стратегической разведки в декабре 1958 года. На ротационной основе пара таких самолётов находилась в Турции, на базе Инжерлик. Один-два самолёта всегда находились в боевой готовности. При поступлении информации о готовящихся пусках советских ракет они поднимались в воздух и летали на большой высоте вдоль советской границы. Если пуск предполагался в Капустином Яру, то маршрут проходил над Чёрным морем, а если в Тюратаме, - то вдоль советско-иранской границы. При взлёте ракеты её телеметрия фиксировалась не только нами, но и американцами.
RB-47H был версией самолёта с функциями разведчика и постановщика помех наземным РЛС. Первоначально хотели обойтись капсулой РЭБ с двумя операторами, но позже число "воронов" пришлось увеличить до трёх. Таким образом, экипаж достиг шести человек: командир, второй пилот, штурман - радарный навигатор и три оператора РЭБ. Запас дипольных отражателей достиг 380 кг.
Электронное оборудование сильно отличалось у разных самолётов. Наиболее примечательным был подвесной контейнер "Серебряный король", поступивший в эксплуатацию в 1961 году. Контейнер длиной 7,6 м и диаметром 1,5 м подвешивался сбоку фюзеляжа на специальном пилоне. В контейнере была установлена система AN/ALD-4, разрабатываемая с конца 1940 годов. Она была чрезвычайно сложна и содержала 200 кварцевых стабилизаторов частоты, позволявших перекрыть широкий диапазон радиоволн. Две сферические антенны устанавливались на концах контейнера, а принятая информация обрабатывалась и записывалась 15 процессорами. Кроме этого, имелись три чувствительных приёмника для поиска слабых сигналов.
По существу, "Серебряный король" удвоил объём информации, собираемой RB-47H. Пришлось даже построить специальное здание на базе Оффут для обработки поступающей информации и для дальнейшей передачи её другим подразделениям САК.
Первый RB-47H был передан 55-му Авиакрылу стратегической разведки в августе 1955 года, а последний - в январе 1957 года. Всего построено 35 RB-47H, причём три из них построили как специализированный самолёт электронной борьбы ERB-47H.
Пятнадцать RB-47H были переделаны в версию RB-47K. Кроме стандартного разведывательного оборудования, они несли приборы для забора проб воздуха и другое метеорологическое оборудование. Эти самолёты часто летали по всему миру, собирая метеоинформацию в интересах САК. Они широко использовались для взятия проб воздуха в разных частях мира после ядерных испытаний. Изучая эти пробы, можно было многое узнать о ядерном оружии противника (и не только). Этими самолётами контролировались испытания не только СССР, но и Китая, а также - Англии и Франции, хотя об этом американцы не любят вспоминать.
В 1963 году 36 устаревающих В-47Е были переоборудованы в самолёты-ретрансляторы. Они предназначались для поддержания связи между наземными пунктами и самолётами, находящимися в воздухе: бомбардировщиками, заправщиками и транспортниками. По всей территории США были развёрнуты 135 пунктов для связи с авиацией, а ретрансляторы EB-47L должны были обеспечить им устойчивость во время и после ядерных ударов. Ретрансляционная аппаратура размещалась в трёх герметичных контейнерах, расположенных в бомбовом отсеке.
Каждый контейнер имел радиосистему ARC 89 в диапазоне УВЧ и передатчик ART 42. Контейнеры имели систему наддува и систему охлаждения с одним выступающим воздухозаборником, расположенным на створке бомболюка, и одним совковым воздухозаборником, расположенным ниже, на оси самолёта. Система ARC 89 показала малую надёжность, как выяснилось, из-за плохого охлаждения. В полёте воздухозаборник обмерзал и охлаждение нарушалось. После установки обогрева аппаратура стала работать устойчивее.
В боевых условиях предполагалось, что EB-47L будет идти курсом, параллельным потоку бомбардировщиков, и ретранслировать им распоряжения с наземных командных пунктов. При подходе к территории противника они оставались в нейтральном воздушном пространстве, что освобождало их от необходимости прорывать систему ПВО. Все EB-47L были списаны в 1965-1966 годах.
Метеослужба ВВС США использовала в качестве разведчиков погоды специальные самолёты WB-29 и WB-50. В 1954-1955 годах возникла идея применить для этих целей более скоростные В-47В. Для пробы один из них переоборудовали в версию WB-47B в 1956 году. Самолёт оснастили необходимыми метеорологическими приборами, а также системой накопления и передачи данных с помощью телетайпа.
WB-47B исследовал ураганы, зарождающиеся в Атлантике, а также принимал участие в отработке первых метеоспутников, проверяя в воздухе поступающие от них данные. Несмотря на то, что из-за выработки ресурса самолёт имел ряд лётных ограничений (запрещались полёты ночью и проникновения в грозовой фронт), он зарекомендовал себя хорошо, так что последовал заказ на 34 подобных самолёта.
Первый метеорологический WB-47E был передан 55-й Эскадрилье метеоразведки 20 марта 1963 года. Машина имела весьма совершенный метеокомплекс, включавший доплеровский радар AN/APN-102 и радиовысотомер AN/APN-42. Обычные датчика влажности, давления и температуры также присутствовали. Всё это оборудование было объединено в систему обработки, хранения и автоматической передачи данных по телетайпу.
Для построения разреза атмосферы по высоте использовались сбрасываемые автоматические зонды AN/AMT-13. Несколько десятков этих приборов в специальной кассете поместили в кормовой части бомбового отсека.
Изюминкой проекта была система взятия проб воздуха и рассеянных в нём микрочастиц. Это была главная система самолёта, из-за которой всё и было затеяно. Агрегат для взятия проб размещался в передней части бомбового отсека. В нужный момент он выпускал в поток специальный чулок из фольги длиной 1,83 м и диаметром 0,6 м, на дне которого находился бумажный фильтр диаметром 457 мм. Микрочастицы осаждались на фильтре, и он вместе с окружающим воздухом, находящимся в фольге, втягивался назад и помещался в герметичную кассету.
В нужный момент можно было выпустить следующий чулок и т. д. Анализируя состав микрочастиц, проводили контроль над ядерными испытаниями как врагов (СССР, Китай), так и союзников (Англия, Франция). Ведь "разведчики погоды" летали не только вокруг США, но и во всём мире.
ЛТХ:
Модификация RB-47H
Размах крыла, м 35.36
Длина самолета, м 33.50
Высота самолета, м 8.50
Площадь крыла, м2 132.70
Масса, кг
пустого самолета 36630
нормальная взлетная 63049
максимальная взлетная 90000
Тип двигателя 6 ТРД General Electric J47-GE-25
Тяга, кгс 6 x 3266
Максимальная скорость, км/ч 975
Крейсерская скорость, км/ч 695
Практическая дальность, км 6437
Боевой радиус действия, км 2815
Практический потолок, м 12345
Экипаж, чел 6
Вооружение: две 20-мм дистанционно управляемые пушки в хвостовом отсеке