Grade II Libelle это однодвигательный учебный самолет, разработанный немецким инженером и предпринимателем Гансом Грэйдом. Самолет считается первым по-настоящему пригодным к полетам немецким самолетом с двигателем. 30 октября 1909 года Ханс Грейд получил воздушную премию Ланца со своим Libelle. Всего было построено 80 самолетов различных модификаций.
Мюнхен
Берлин
Немецкий музей и его филиалы,Мюнхен. Технический музей Берлина (Deutsches Technikmuseum Berlin (DTMB)). Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Оригинальный самолет был передан музею в 1917 году. А сам самолет 1909 года постройки. Насколько я понимаю, это единственный целый оригинальный самолет этой модели? Но похоже в Немецком музее есть и реплика и мы видим именно реплику с двухцилиндровым двигателем Moto Guzzi? Вроде даже эта реплика и летала, хотя так и не получила регистрационный номер.
После своего первого триплана Hans Grade проектировал и строил только различные монопланы (Grande Eindecker). Первым стал небольшой одноместный самолет Libelle (Стрекоза), оснащенный четырехцилиндровым двухтактным V-образным двигателем мощностью 16 л.с. (12 кВт). Двигатель так же разработал и построил сам Граде.
14 августа 1909 года инженер переехал в Борк и перевёл туда своё производство. 22 августа 1909 года он предпринял первый в Борке полёт на моноплане Libelle, созданном ещё в Магдебурге.
С Libelle Граде выиграл тогда весьма приличный приз - Приз Ланца (Lanz-Preis der Lufte), это были 40 тысяч рейхсмарок, обещанные первому германскому пилоту, который совершит полёт по траектории восьмерки длиной не менее 2,5 километров на самолёте чисто немецкой конструкции.
"Стрекоза" выполняла показательные полёты в Гамбурге, Бремене, Бреслау и Магдебурге. Несмотря на небольшие размеры и маломощный двигатель, самолет неплохо летал и даже строился в серии. Несколько машин было продано за границу. В Россию попало два экземпляра, один демонстрировался на Первой международной воздухоплавательной выставке в Петербурге в 1911 году, другой - на Кавказе. В конце 1909 года в Москве изобретатель Юрий (Юлий) Кремп построил самолет по образцу моноплана Граде.
В 1910 году в Борке создал самолётную фабрику Grade-Fliegerwerke Bork и основал первую лётную школу в Германии. До 1914 года было построено 80 самолётов и обучено около 130 курсантов. До начала Первой Мировой Ганс Граде построил еще несколько монопланов (Eindecker A, B, C, D E и Militär Eindecker) различного вида и назначения.
В сентябре 1910 года Граде совершил первый длительный полёт на моноплане, пробыв в воздухе 4 часа 30 минут. 9 апреля 1911 совершил первый перелёт по маршруту на триплане, установил на нём рекорд высоты - 1450 м.
18 февраля 1912 года пилот Герман Пенц осуществил первую доставку почты самолётом Ганса Граде из Борка в Брюк. 21 августа 1912 года Ганс Граде произвёл первое испытание своего первого гидросамолёта (Grade-Wassereindecker) на Бланкензее под Треббином.
В 1912 году император Вильгельм II наградил Ганса Граде Орденом Короны 4-го класса.
С началом войны компания Ганс Граде занималась в основном ремонтов военных самолетов. После Версальского договора (1919), запретившего Германии строительство самолётов, спроектировал малолитражный автомобиль и в 1922 году начал его производство. До 1927 года было выпущено около 2000 машин
Самолет в музее в Берлине это тоже реплика Grade II Libelle
ЛТХ:
Модификация Libelle Eindecker A Eindecker C
Размах крыла, м 10.20 8.00 12.00
Длина самолета,м 8.09 7.00 10.00
Высота самолета,м 2.08
Площадь крыла,м2 25.00 20.00 45.00
Масса, кг
пустого самолета 125 100 160
максимальная взлетная 200 200 280
Тип двигателя 1 ПД Grade 1 ПД Grade
Мощность, л.с. 1 х 16 1 х 16
Максимальная скорость, км/ч 60 108 90
Крейсерская скорость, км/ч 50 95 75
Практическая дальность, км 200
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1 1-2 2-3