Вот и дошли руки до фотографий с МАКС-2017. Пока были другие мероприятия,я их откладывал в дальний ящик,но вроде все разгреб и можно поковыряться и тут:-))) Разгоняться буду постепенно... Начну с легкого и простого:-))) На статической площадке научно-инженерной компании(НИК) были выставлены исторические самолеты. с каждым годом эта часть статики становится все больше и больше и естественно интреснее. На МАКС-2017 тут появилось несколько новинок,с них и начнем.
Итак,легкий многоцелевой самолет Молния-1 разработки НПО "Молния" был рассчитан на 4-5 пассажиров и предназначен для массового индивидуального использования, деловых полетов, транспортирования грузов и использования в народном хозяйстве. Первый полет самолета состоялся 18 декабря 1992 года под управлением заслуженного летчика-испытателя Виктора Васильевича Заболотского.
МАКС-2017Самолет оснастили двигателем М-14ПМ-1 (360 л.с.),хотя вариантов оснащения другими двигателями рассматривали видимо немало. Была проведена подготовка к серийному производству на Самарском авиазаводе АО "Авиакор".
Молния-1 проходила как легкий многоцелевой самолет. ФПС готова была заказать порядка 250 самолетов Молния-1 для выполнения патрульных функций в интересах охраны госграницы. Пограничники смотрели на рекламные проспекты,но указанные там характеристики и близко не подтвердились в реальных полетах.
Информационный стенд самолета.
На самарском заводе АО Авиакор была запущена в производство серия из 20 самолетов. На сентябрь 1996 года были построены 4 летных (плюс один самолет для проведения статических испытаний) самолета Молния-1, из которых 2 находились в ЛИИ им. Громова(они и сейчас там) и 2 - на аэродроме в Самаре (самарские самолеты не были укомплектованы пассажирскими креслами и некоторым оборудованием салона). Один из этих самолетов мы и видим на МАКС-2017. Это самолет с номером 00103 (он же МЛ-012).
К маю 1996 года 12 планеров самолетов были собраны, но завод испытывал большие финансовые проблемы,что мешало комплектации собираемых самолетов.
Конструкторы рассматривая эту схему продольный триплан, рассчитывали на выдающиеся габаритно-массовые характеристики и высокую экономичность самолета. Эта схема кроме других преимуществ должна была привести к исключению сваливания в штопор в результате возникновения упреждающего срыва потока на переднем крыле.
Была надежда,что использование трех несущих поверхностей и распределение подъемной силы между ними уменьшило бы габаритные размеры самолета и массу конструкции.
Самолет сделан добротно,это как экраноплан: самолет сделанный на судоверфи по корабельным технологиям,так и здесь,это маленький самолет построенный по технологиям больших....
Под крылом ВМ-Т,можете сравнить размеры.
Размах крыла всего 8,5 метра,что при такой максимальной взлетной массе в 1750 кг должно было дать у обычного самолета не очень хорошие ВПХ,но видимо расчет был на схему триплан. Судя по отзывам расчет на это не оправдался:-(((
На фоне Л-39.
Общий вид,длина самолета почти 8 метров.
Фара в носу,пара ПВД.
Судя по всему переднее крыло тоже имеет управляющие поверхности? А чем они управлялись?
Салон широкий,места должно было быть много,а вот как с охлаждением радиального двигателя при такой схеме было бы интересно узнать?
А вот и сам двигатель и трехлопастной ВИШ.
А что такое внизу под фюзеляжем? Привод закрылков?
Заглянуть бы в кабину этого самолета,а может и подлетнуть бы....
Визуально не смог оценить размерность колеса? как у Тэшки или крупнее. все скрывает мощный обтекатель.... И как тут устроена амортизация? Все выглядит так,будто двигаться колесу уже некуда...
Вертикальное оперение и один из рулей направления.
А почему носовое колесо без обтекателя? Если уж начали говорить а,надо говорить и б...
Фара в носу,слева видим разъем под внешнее бортовое питание. А что это за датчики на таких временных креплениях?
Лобовое стекло. А вот угол под которым расположен ПВД разве на его показания не влияют? Почему здесь они так странно стоят?
Переднее крылышко. кстати вы можете подобный кит установить себе на любую Цессну и будет у вас стол кит с крылышком впереди:-))
Общий вид.
Правая основная стойка. А здесь все цельнометаллическое или же управляющие поверхности обтянуты тканью?
И вот что мне удалось найти на форумах:
Человек видевший ролик с первым взлетом пишет: взлёт после полукилометровой длины разбега (зимой), скороподъёмность на уровне перегруженного ИЛ-86 при плюс 38, и такой же вялый заход на посадку. Сам ролик со взлетом мне найти не удалосб:-((
По словам другого свидетеля самолет при перелете из Жуковского в Тушино набрал 300 м лишь к МКАДу. Самолет долго не могли поднять в воздух бегая то в одну,то в другую сторону по ВПП. Как результат решили снять этажерку с КЗА и поднять самолет (шестиместный) с одним лишь пилотом. В субботу подняли-таки Молнию,но взлетев она пролетела совсем немного - отказал от перегрева мотор и самолет сел на Строгинский залив и затонул (пилот не пострадал). Насколько верна эта версия не знаю,других упоминаний о катастрофах с этим типом не нашел.
И вот что по этому поводу написал Андрей Дмитриевич Иванов: "07.08.1993 при взлёте с Тушинского аэродрома, по причине отказа двигателя вследствие перегрева, самолёт Молния-1 совершил вынужденную посадку на Строгинский затон. Лётчик Николай Генералов получил незначительные травмы, после оказания медпомощи был отпущен домой. Самолёт затонул. Во время поднятия со дна самолёт значительно повредили и больше данный экземпляр не летал. Alexey Erokhin, может быть ты побольше знаешь про это приключение или фото какие-то сохранились? Мне тогда всего 14 лет было, я только со слов техников на аэродроме это приключение помню."
Еще один очевидец пишет: "Видел полёты у земли, высота примерно 200-250 м. Визуально летал быстро, но звук винта неприятный, натужный. Разбег очень затяжной.
На Молнии ПГО предназначалось для генерирования срыва раньше, чем на крыле.
Вроде был испытательный полёт на сваливание. Самолёт опустил нос,но вот насколько все эти данные верны?
Модификации :
Молния-1-011 вариант с двигателем Lycoming TIO LT-540 и БРЭО Bendix King.
Молния-1-012 базовый вариант с двигателем М-14П и отечественным оборудованием.(видимо базовый только и строили?)
Молния-1-015 с двигателем М-14П и оборудованием фирмы Bendix King.
Молния-1-017 с двигателем фирмы Teledyne Continental Motors; приблизительно в середине 1995 года был заключен договор на постройку этой модификации с неоглашаемым зарубежным инвестором.
Молния-2 модификация с двумя двигателями и приводом на один толкающий винт.
Молния-3 модификация с ТВД фирмы Allison серии 250 В17.
Молния-5 создается в соответствии с требованиями ФПС.
ЛТХ:
Модификация Молния-1
Размах крыла, м 8.50
Длина самолета,м 7.86
Высота самолета,м 2.30
Максимальная взлетная масса, кг 1740
Внутреннее топливо, кг 220
Тип двигателя
1 вариант 1 ПД М-14П
2 вариант 1 ПД М-14НТК
3 вариант 1 ПД TSIOL-550-В
Мощность, л.с.
1 вариант 1 х 360
2 вариант 1 х 400
3 вариант 1 х 350
Крейсерская скорость, км/ч 285
Практическая дальность, км 1000
Дальность действия, км 500
Практический потолок, м 3000
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 5 пассажиров или 505 кг груза
видео с полетом Молнии-1
Click to view
Вот какой комментарий к этому посту оставил Виктор Васильевич Заболоцкий: "Это была мечта Глеба Евгениевича Лозино-Лозинского, создать легкий, компактный самолет, позволяющий прощать ошибки пилотирование на малых скоростях полета. Поэтому и была выбрана такая схема. Как правило при потере скорости на такой схеме срыв потока происходит на ПО, с потерей подъемной силы и последующем опусканием " носа" и выходом на меньшие углы атаки. Но то что хорошо для "большой" высоты неприемлемо призаходе на посадку или после взлета.
Мне довелось впервые поднять этот опытный самолет и выполнить и сделать около десятка испытательных полетов. Была масса замечаний; идеологических, конструктивных, эрогномических и др. после чего состоялся не лицеприятный разговор с Главным Конструктором. Самолет отправили на Тушинский завод на доработки заодно сменив ведущего летчика. Был выполнен большой объем доработак в частности похлажению двигателя, по регулировка систем управления, по водухозаборнику карбюратора, что в первом же полет Николая Генералов, привело к аварии. Между входным водухозаборником и карбюратором поставили мягкую поставку, которая на максимальном режиме сузила проходное сечение и двигатель стал задыхаться. Наддув упал при 100% оборотах. Ну, а дальше, посадка только перед собой.
Недостатки сыпались как из рога изобилия по мере продвижения испытательным полетов. Двигатель перегревался, на скорости более 150км/час резко падала тяга, из за " донного эффекта", вибрация от взаимодействия выхлопных патрубков и лопастей винта, ухудшение управляемости при автотротации винта и плохого обтекания стабилизатора и руля высоты и многое другое.
Построить самолет, это мастерство, а построить маленький самолет- это искусство."