И вот вам еще одна новинка,впервые показанная на МАКС-2017: Як-152.
Як-152 - поршневой учебно-тренировочный самолёт первоначальной подготовки и профессионального отбора лётчиков на ранней стадии обучения.
МАКС-2017Один борт был представлен на статической стоянке. Второй участвовал в летной программе. Як-152 достаточно красивый самолет,но для меня слегка загадочный...
В основных авиационных державах подобные самолеты оснащают турбопропами,и только у нас догадались поставить на учебно-тренировочный самолет абсолютно не отработанный двигатель.
Сам по себе дизель только начинает свой путь в малой авиации. Поэтому у него масса болячек,которые сильно снижают уровень безопасности,но это на простых самолетиках,летающих спокойно по маршруту. А тут такой дизель вкорячили в пилотажный самолет.
Я понимаю,что это все не от хорошей жизни,что у нас фактически отсутствует производство двигателей подобного класса. Турбопропов в диапазоне до 500 лс наверное нет вообще,как и поршневых авиационных двигателей. М-14П не производят. Хотя и обещают возобновить но по цене порядка 120-130 тыс уе:-(((
Информационная табличка.
Если вы следите за китайским авиапромом,то вы наверняка видели их перспективную модель учебно-тренировочного поршневого самолета CJ-7. Он кстати один в один наш Як-152,только вот китайцы продолжают настаивать на установку на него именно М-14П. Но ....
Так то он конечно красив,но.... Хорошо,что делаем хоть что то и куда то двигаемся,плохо.что делаем это медленно,дорого и не в ту сторону:-)))
А это тот самый дизель Red A03. RED A03 - немецкий авиационный поршневой 12-цилиндровый V-образный четырёхтактный дизельный двигатель водяного охлаждения, объёмом 6134 куб.см, с топливной системой типа коммонрэйл, прямым впрыском, турбонагнетателем и редуктором с соотношением передачи 1:1,78, с электронной системой управления. Двигатель разработан компанией RED Aircraft GmbH. Представлен общественности - в 2010 году. Первый запуск двигателя - в 2009 году. В 2014 году получен сертификат EASA. Cпроектирован специально для использования в авиации на воздушных судах взлётной массой до 6 тонн.
Разработчик двигателя, Владимир Райхлин, закончил Казанский авиационный институт по специальности инженера авиадвигателей. После института некоторое время проработал на ВАЗе. В начале 2000-х годов в Германии основал компанию RED (Raikhlin Engine Development).
Пока же кроме нынешних Як-152 эти двигателя устанавливались разве что на один из самолётов Як-52. В России если не ошибаюсь на таком Як-52 летал Кабанов Юрий Михайлович?
Судя по номеру 02 это второй летный экземпляр?
Для обеспечения безопасного покидания самолёта в случае аварийных ситуаций, в кабине установлена система катапультирования СКС-94М2 разработки НПП «Звезда» им. Г.И. Северина. В Мячково мне удалось наблюдать испытания этой системы на земле на макете Як-152. Но что-то тогда пошло не совсем удачно.
Здесь уже есть полноценные закрылки по сравнению с тормозными щитками на Як-18Т и Як-52.
Общий вид сзади.
Ну и наконец полет: на исполнительном находится прототип с номером 01.
Этот самолет является первый опытным Як-152 (№0001),который впервые поднялся в воздух в Иркутске 29 сентября 2016 года под управлением летчика-испытателя Василия Севастьянова. Он же демонстрировал этот самолет на МАКС-2017.
Изготовление фюзеляжа и крыла, а также окончательная сборка самолетов Як-152 осуществляются на Иркутском авиационном заводе.
Хвостовое оперение для них изготавливается на Улан-Удэнском авиационном заводе холдинга «Вертолеты России».
Поставщиком шасси является самарское АО «Авиаагрегат» холдинга «Технодинамика»
К настоящему времени на Иркутском авиазаводе построены оба летных образца Як-152, демонстрировавшихся на МАКС-2017, а также экземпляр для статических испытаний (№0003). Завершается изготовление ресурсного образца (№0004).
При этом ходят слухи о том,что МО вроде не очень довольно этими бортами и вроде чуть ли не сворачивает....
Самолёт представляет собой одномоторный двухместный моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимся трёхопорным шасси с носовым колесом.
Фюзеляж - цельнометаллический полумонокок, усиленный четырьмя лонжеронами.
Для улучшения взлётно-посадочных характеристик неразъёмное однолонжеронное крыло снабжено выдвижными закрылками. Крыло крепится к фюзеляжу в четырёх точках, расположенных на лонжероне и задней стенке. Календарный срок эксплуатации - 30 лет.
Конструкция шасси с колёсами низкого давления и небольшая длина разбега при взлёте и пробега при посадке обеспечивают надёжную эксплуатацию самолёта на грунтовых аэродромах.Самолет может эксплуатироваться на небольших грунтовых аэродромах с прочностью грунта не ниже 5 кг/см2 .
На самолёт устанавливается 12-цилиндровый дизельный двигатель RED A03T V12 взлетной мощностью 500 л.с. с трёхлопастным винтом изменяемого шага MTV-9.
В двухместной кабине пилоты располагаются по схеме «тандем». Переднее место предназначено для курсанта, заднее - для инструктора. Самолёт может пилотироваться одним из членов экипажа как из первой, так и из второй кабины.
Управление самолётом осуществляется центральной ручкой, вся полётная информация выводится на два жидко-кристаллических индикатора.
Почему то никто не сел вторым на показательных выступлениях,как это практикуется на МАКСе...
Пилотаж в исполнении Як-152 был какой то вялый и размазанный,то есть не поразил совсем. Вполне понимаю,что это первая машина и наверное стоит быть немного размереннее.
Основные стойки убираются не против движения как у Як-52,а к фюзеляжу,как у CJ-6. Но это значит,что при посадке без шасси(а это все же учебный самолет),будут нанесены серьезные повреждения самолету.
И вот уже посадка,шасси выпущены.
Доворот.
На прямой...
Фото 78.
Интересно на какой угол выпущены закрылки?
Все летит и летит,желая коснуться ВПП прямо перед публикой...
Есть посадка....
ЛТХ Як-152:
Габаритные размеры, м:
• длина 7.8
• высота 3.11
• размах крыла 8.8
Площадь крыла, м2: 12.9
Максимальная взлётная масса, кг: 1490
Двигатель: дизельный Red A03
Мощность, двигателя л.с./кВт500/368
Максимальные эксплуатационные перегрузки:
• с двумя летчиками +8…-6
• с одним летчиком +9…-7
Длина разбега (бетон/грунт), м: 235/260
Длина пробега (бетон/грунт), м: 420/375
Скороподъёмность, м/с: 10
Максимальная высота полета, м: 4,000
Максимальная скорость горизонтального полёта, км/ч: 500
Максимальная дальность полета при полной заправке топливных баков, км: 1500
Максимальный запас топлива, кг: 175
Тип топлива:TS-1