Douglas A-4 Skyhawk (до 1962 года имел индекс A4D) - американский лёгкий палубный штурмовик, разработанный в первой половине 1950-х годов Douglas Aircraft Company. Серийно производился до 1979 года, состоял на вооружении многих стран мира. Широко применялся во Вьетнамской войне, арабо-израильских войнах и других вооружённых конфликтах. Всего было построено 2960 самолетов. Огромное количество этих самолетов различных модификаций сохранилось на данный момент в музеях и в частных руках в летном состоянии.
A-4B 142928
A-4C 148571 расположенный на въезде в музей
Pima air museum,Tucson,Arisona. Pima air museum,Tucson,Arisona ч2. Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Итак,первый самолет это Douglas A-4B Skyhawk C/N 11990 142928 NL-302.
Немного истории:
построен как A4D-2.
поступил на службу вe United States Navy с BuNo 142928.
в 1962 переобозначили как A-4B.
1 марта 1970 передан в Military Aircraft Storage and Disposal Center (MASDC) с инвентарным номером 3A0200 на хранение.
в 1991 передан в Pima Air and Space Museum, Davis-Monthan AFB (South Side), Tucson, AZ.
А-4 стал первым боевым реактивным самолетом США, созданным вопреки тенденциям того времени - постоянного усложнения и удорожания конструкции, а также роста массы машины. Отсчет истории А-4 начался еще во время войны в Корее, когда ВМС США приняли решение заменить AD Skyraider на реактивный аналог.
Работавший в Douglas Эд Хайнеман относительно быстро набросал предварительный проект нового самолета с дельтовидным крылом и представил его на рассмотрение комиссии, которую возглавлял контр-адмирал Аполло Соусек. Конструктор заявил при этом, что сумеет создать самолет с массой в пределах 12000 фунтов (5443 кг).
ВМС США проектом заинтересовались и заказали постройку одного прототипа, обозначенного XA4D. В октябре 1952 года прошла макетная комиссия, после которой началась уже основная работа над проектом, причем Хайнеман отказался от ряда уже имевшихся систем, поскольку они не укладывались в весовые лимиты и дал указание инженерам Douglas создать их более легкие аналоги. В итоге новая система кондиционирования воздуха оказалась почти на две трети легче предлагавшейся изначально, катапультное кресло - почти в два раза легче, а интегрированная система связи, навигации и госопознавания, установленная в носовой части, помогла сэкономить 21,8 кг.
Панели обшивки носовой части фюзеляжа были толще обычных на 2,5 мм, что позволило усилить защиту пилота и отказаться в то же время от внутренних усиливающих элементов конструкции (это позволило увеличить внутреннее пространство кабины). Кабина пилота бронирована, наружняя стальная броня по внешним обводам кабины, лобовое бронестекло,это обеспечивало защиту пилота от наземного огня ЗПУ 14,5 мм с дистанции 300 м. Масса бронирования составляла 450 кг, или 5,5 процентов от нормальной взлётной массы.
Крыло имело размах всего 8,2 м и позволяло отказаться от механизма складывания крыла для эксплуатации на авианосцах, что сэкономило еще 90,7 кг массы. В крыле находились интегральные топливные баки. В силовой установке применили двигатель Armstrong-Siddeley Sapphire, собиравшийся по лицензии как Wright J65. Причем многие ранние А-4 получили отремонтированные двигатели, ранее использовавшиеся на F-84 американских ВВС. В случае отказа гидравлической системы и невозможности выпустить шасси Skyhawk мог совершить аварийную посадку на два подвесных топливных бака, использовавшихся почти всегда.
Skyhawk сначала планировалось использовать только как носитель ядерной бомбы (у прототипа и пилон внешней подвески был всего один), но подписанный в июне 1952 года контракт предусматривал поставки серийных самолетов, способных выполнять бомбометание с пикирования, изоляцию района боевых действий и оказание непосредственной воздушной поддержки - как с истребительным прикрытием, так и без него. А-4 оказался способен эффективно решать не только эти, но и многие другие задачи.
Прототип XA4D-1 (масса пустого - 3810 кг) был выкачен из цеха завода Douglas в Эль-Сегундо, штат Калифорния, в начале июня 1954 года, а 22 июня на авиабазе Эдварде он совершил первый полет под управлением Роберта О.Рана. Прототип, уже получивший к тому времени в соответствии с традициями компании Douglas имя Skyhawk (ранее это были самолеты Skyraider, Skyshark, Skywarrior, Skyray и Skylancer), имел гораздо меньшую массу, чем было заявлено, и показал на начальном этапе испытаний на 20% большую скорость и на 33% большую дальность полета. Так что вполне заслуженно еще на выкатке самолета отдел по работе с прессой компании Douglas называл его "Могучим малышом".
После XA4D-1 (137812) последовала первая партия из 19 самолетов A4D-1, из них 9 были задействованы в программе испытаний (как такового опытного YA4D не было). Остальные машины из первой партии ушли прямо на флот. Третий самолет, пилотируемый лейтенантом Гордоном Греем, в октябре 1955 года установил новый рекорд на замкнутом 500-км маршруте - 1118,753 км/ч - первый случай, когда ударный самолет побил рекорд истребителя.
Проведенные же в рамках "Программы ознакомления личного состава ВМС с новыми системами вооружения и военной техники" исследования показали, что A4D-1 отличаются самым низким среди всех летательных аппаратов ВМС США показателем по соотношению человеко-часов техобслуживания, затраченных на один летный час - всего 26,5.
В октябре 1956 года начались поставки самолетов в первую строевую часть - 72-ю штурмовую эскадрилью (авиабаза Квонсет-Пойнт), причем ранее она носила название Skyhawks (еще даже до того, как получила на вооружение F9F-5 Panther), но руководство Douglas настояло на том, что обладает авторскими правами на название Skyhawk, и эскадрилью переименовали в Blue Hawks. В январе следующего года первые A4D-1 получила 224-я штурмовая эскадрилья Bengals авиации КМП США. Было построено 165 самолетов A4D-1, поступивших в не менее чем 18 эскадрилий авиации ВМС и КМП США. В октябре 1962 года самолет получил новое обозначение - А-4А. После поступления новых модификаций машины, часть предыдущих передали в эскадрильи резерва, где они получили обозначение ТА-4А.
Создание XA4D-1 обошлось примерно в 8,4 млн долларов, а средняя закупочная стоимость одного A4D-1 составила 700 тыс. долларов.
И еще один самолет в музее этой модели: самолет на въезде это Douglas A-4C C/N 148571 1959 года выпуска N401FS ,c/n:12764.
Немного истории:
построен как A4D-2N.
поступил на службу в United States Navy с BuNo 148571.
в 1962 переобозначен какs A-4C.
в 1976 передан в Flight Systems Inc, Mojave, CA с c/r N53996.
с января 1977 по 1981 в US Navy/Flight Systems Inc, Mojave, CA с c/r N401FS.
23 октября 1981 передан на Davis-Monthan AFB, AZ для хранения.
и передан в the Military Aircraft Storage and Disposal Center (MASDC) с инвентарным номером 3A0530.
в 1982 передан в Pima Air and Space Museum, Davis-Monthan AFB (South Side), Tucson, AZ.
Почти сразу же зашла речь о модернизации машины, и новый A4D-2 получил расширенный состав вооружения, включая УР Bullpup, а также был оснащен улучшенной системой бомбометания. Отличительными особенностями нового самолета стали неубираемая топливозаправочная штанга, установленная в носовой части по правому борту, и руль направления типа "tadpole".
На A4D-1 руль направления был гладким, с внутренним расположением элементов жесткости, но постоянно возникавшие вибрации заставили инженеров компании, что называется, "вывернуть руль наизнанку", расположив элементы жесткости на внешней части, и это, начиная с A4D-2, стало отличительной чертой всех Skyhawk. Масса пустой машины возросла до 4149 кг, а максимальная взлетная масса -до 10206 кг. Так же самолет получил компьютерную систему навигации и бомбометания и турбореактивный двигатель J65-W-16A с тягой 3538 кгс.
542 самолета было поставлено ВМФ и Корпусу морской пехоты США, 66 из них переоборудовали в конце 1960-х по заказу ВВС и флота Аргентины (новые индексы соответственно А-4Р и A-4Q). Самолеты А-4Р использовались ВВС Аргентины во время фолклендского конфликта 1982 года.
Первой в сентябре 1957 года A4D-2 получила 211-я штурмовая эскадрилья Wake Island Avengers авиации КМП, следом - 12-я Flying Ubangis авиации ВМС, а боевое крещение первыми приняли А-4 из 83-й Rampagers (A4D-2) и 34-й Blue Blasters (A4D-1) штурмовых эскадрилий ВМС во время Ливанского кризиса в конце 1958 года. Два Skyhawk из 83-й эскадрильи получили повреждения от огня с земли.
Первыми у берегов Вьетнама в августе 1963 года появились 163-я "Saints" и 164-я "Ghost Riders" штурмовые эскадрильи, вооруженные А-4В (так с 1962 года стали обозначать A4D-2), приписанные к авианосцу "Орискани". Но оружие применили первыми А-4С - в ходе так называемого инцидента в Тонкинском заливе. А-4В лишь однажды совершили командировку во Вьетнам для решения ударных задач - в составе 95-й "Green Lizards" и 15-й "Valions" штурмовых эскадрилий на борту "Интрепида".
А-4В также использовались в роли истребителей на авианосцах "Беннингтон" и "Кирсардж", слишком маленьких для F-8 Crusader или F-4 Phantom. Последней во Вьетнаме в 1967 году побывала приписанная к "Интре-пиду" 3-я истребительная эскадрилья ПЛО с А-4В, вооруженными УР Sidewinder и решавшими задачи ПВО. Однако субмарины так и не появились, поэтому А-4В переориентировали на решение обычных ударных задач.
Модификации :
А-4А первая серийная модификация с двигателем с тягой 3450 кгс (1954 год).
А-4В конструктивно аналогичен А-4 А, однако внесены многочисленные изменения для обеспечения применения с самолета разнообразного вооружения (1956 год).
А-4С модификация с удлиненной носовой частью для размещения дополнительного электронного оборудования, обеспечивающего применение самолета при сложных метеоусловиях (1958 год).
А-4Е модификация с более мощным двигателем, увеличенным радиусом действия с боевой нагрузкой. На самолете установлено катапультируемое сиденье (1961 год).
А-4F установлено дополнительное бронирование, более совершенное электронное оборудование (1966 год)
А-4G исполнение для Австралии, 16 самолетов.
А-4Н исполнение для Израиля, 108 самолетов.
А-4К исполнение для Новой Зеландии, 10 самолетов.
А-4L модификация А-4 С для авиации резерва морской пехоты США (1969 год.).
А-4М Skyhawk II модернизированный штурмовик с новым двигателем с тягой 5100 кгс (1970 год).
А-4N экспортный вариант А-4М (1972 год).
А-4Р и Q варианты А-4В для Аргентины, поставлено 66 самолетов.
А-4S исполнение для Сингапура.
А-4Y модификация с более совершенным бомбардировочным вооружением.
ТА-4F двухместная модификация А-4 В для Сингапура.
ЛТХ:
Модификация А-4В
Размах крыла, м 8.38
Длина самолета,м 12.22
Высота самолета,м 4.66
Площадь крыла,м2 24.15
Масса , кг
пустого самолета 4900
максимальный взлетная 12437
Тип двигателя 1 ТРД J65-W-16A
Тяга нефорсированная, кгс 1 х 3538
Максимальная скорость, км/ч 1078
Крейсерская скорость, км/ч 1012
Практическая дальность, км 1489
Боевой радиус действия, км 420
Практический потолок, м 11800
Экипаж, чел 1
Вооружение: две 20-мм пушки Mk.12 с 200 патронами на пушку.
боевая нагрузка - 2268 кг на 5 узлах подвески
3 УР AGM-12 Bullpup
3 Управляемые бомбы AGM-62A Walleye,
3х 907-кг бомбы Mk.84, 9 454-кг бомбы Mk.83,
14х 227-кг бомбы Mk.82,
3 контейнера SUU-23/A c пушкой М61А1 с 1200 патронами,
2 контейнера Hughes Mk.4 c 20-мм пушкой с 750 патронов.
4 ПУ LAU-3/A c 19х69(85)-мм НУР, а также
напалмовые бомбы BLU, кассетные бомбы CBU