Pima air museum: учебно-тренировочный самолет Lockheed T-33A Shooting Star

Dec 02, 2016 17:53

Lockheed T-33 Shooting Star - учебно-тренировочный самолёт. Создан на базе американского истребителя F-80 Shooting Star. Опытный самолёт был поднят впервые в воздух 22 марта 1948 года. Всего было построено 5871 самолетов включая 699 переданных в United States Navy как TV-2.


В ангаре еще один T-33A с серийным номером 51-16992


Pima air museum,Tucson,Arisona.
Pima air museum,Tucson,Arisona ч2.
все,что у меня есть по P-80 и его модификациям
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Перед нами Lockheed T-33A Shooting Star 1953 года выпуска с C/N 580-9767 и военным 53-6145.


Немного истории:
построен как T-33A-5-LO компанией Lockheed из Burbank, California, USA.
в 1953 поступил на службу в United States Air Force с s/n 53-6145.
22 апреля 1975 года передан в Military Aircraft Storage and Disposal Center (MASDC).
далее в программу сохранения National Museum of the United States Air Force, Wright Field, Dayton, OH.
ну и наконец в экспозицию Pima Air and Space Museum, Davis-Monthan AFB (South Side), Tucson, AZ.


Истребитель P-80 Shooting Star с начала своей карьеры оказался не самым надежным и безопасным самолетом. Причем проблема лежала скорее в новизне самой реактивной техники.
Отсутствие обдува винтом рулей на взлете и на малых скоростях приводит к ошибкам пилотов. Недостаток опыта часто приводит к разгону двигателя в полете с разрушением лопаток компрессора и турбины.


К 1947 году ВВС США охватила эпидемия катастроф с Р-80. Кроме первого пилота Shooting Star Мило Берхэма погиб и лучший ас США во второй мировой войне Ричард Бонг. Эти катастрофы ставили вопрос о создании специального тренировочного самолета для обучения полетам на реактивной технике. Но в условиях послевоенного сокращения военных программ выбить деньги на создание нового самолета было делом очень сложным. В результате новые пилоты Р-80, имевшие за плечами только опыт полетов на учебном North American Т-6 и поршневом истребителе Р-51 Mustang, в лучшем случае довольствовались знакомством со списанными Р-80, стоявшими даже не на шасси, а на бетонных блоках!


У тренировочного реактивного самолета был один горячий сторонник - вице-президент Lockheed по связям с военным ведомством "Мак" Шорт, который практически с самого начала работ по Р-80 выступал за создание двухместной версии истребителя, предназначенной для переподготовки пилотов на реактивную технику. В течение трех лет с 1945 года по 1947 год он пробивал эту идею.


В конце концов ему удалось заразить своими идеями руководство фирмы Lockheed. В результате компания Lockheed выделила 1 млн. долл. на создание прототипа двухместного Shooting Star в надежде в дальнейшем компенсировать затраты заказами ВВС.


В мае 1947 года несколько бывших сотрудников Skunk Works под руководством Дона Пэлмера приступили к работе над model 580. Через три месяца проект был готов, со сборочной линии забрали почти готовый Р-80С для переделки в двухместный вариант. Работы выполнялись специальной командой из состава Skunk Works.


Традиционная секретность группы сыграла положительную роль, сохранив работу в тайне от фирм-конкурентов - несмотря на вполне прогнозируемый быстрый рост рынка реактивных учебно-тренировочных самолетов, Lockheed оказалась первой, предложивший такой самолет ВВС и флоту.


Небольшая команда из 14 человек под руководством Пэлмера активно приступила к перестройке Р-80С: самолет частично разобрали, и приступили к врезке второй, слегка приподнятой кабины с двойным управлением. Перед крылом в фюзеляж была сделана 75 см вставка и еще 30-см вставка за крылом. Емкость фюзеляжного бака пришлось сократить более, чем в два раза. Правда, общую емкость баков удалось сохранить, заменив крыльевые протектированные баки на мягкие нейлоновые. Дополнительно под законцовками крыла можно было подвесить 165-галлоные баки, позже замененные концевыми 230-галлонными баками, крепящимися по линии симметрии.


Первые Р-80 не имели катапультируемых кресел, но к моменту создания учебного самолета они стали стандартом. Соответственно кабину ТР-80С, как теперь назывался двухместный Р-80, оснастили двумя катапультируемыми креслами конструкции Lockheed. При этом фонарь кабины был единым и, в отличие от откидываемого в бок на истребителе, поднимался вверх электроприводом.


Вооружение сократилось до пары 12,7-мм пулеметов с 300 патронами на ствол. Но на этом самолете я не увидел и их...


Опытный ТР-80С был выведен из цеха без особой помпы в начале марта 1948 года и 22 марта 1948 года был поднят впервые в воздух под управлением Тони Левьера. Первые же полеты показали, что самолет удался - он практически мало отличался по поведению от одноместного истребителя. Более того, благодаря большему удлинению фюзеляжа, летные данные чуть-чуть улучшились.


Уже 7 апреля 1948 года ВВС согласились заказать для войсковых испытаний 20 ТР-80С. В течение месяца фирма Lockheed гоняла опытный самолет по базам ВВС, знакомя всех от генерала до курсантов с новым учебным самолетом. 11 июня 1948 года обозначение машины поменяли на TF-80C, а 5 мая 1948 года оно стало привычным нам T-33А.


Во время тура Левьера по базам ВВС интерес к самолету проявил и флот. Морская авиация также переходила на реактивную технику и необходимость в учебной машины была очевидна. Незадолго до этого в начале 1948 года флот получил от ВВС 50 F-80C, которые использовались для обучения пилотов, но они страдали такой же высокой аварийностью, что и машины ВВС. Временно полеты на F-80C даже приостановили. Но уже через год флот получил первые 26 учебных TF-80C вместо одноместных машин. Машина пришлась флоту "ко двору" -в последующим было поставлено 699 самолетов под обозначением ТО-2.


Увы, "отца" T-33А к тому времени уже не было в живых - "Мак" Шорт скончался от инфаркта прямо за своим рабочим столом в августе 1948 года Триумф его детища был внушительным -только Lockheed выпустила 5691 Т-33 различных модификаций. Еще 656 самолетов построила Canadair в Канаде и 210 Kawasaki в Японии. Большое количество выпущенных самолетов ушло за рубеж в более, чем 20 стран по всему миру.


На базе T-33А был создан разведчик RT-33A с фотооборудованием в носовой части фюзеляжа и усиленным запасом топлива, штурмовик АT-33А с более совершенным прицельными и навигационным оборудованием, а также усиленными держателями для боевой нагрузки. Разведчики и штурмовики Т-33 поставлялись США в первую очередь режимам, борющимся с внутренним "врагом".


По части военных конфликтов T-33А "повезло" значительно больше, чем предку - F-80 Shooting Star. Например, во время Корейской войны T-33А использовались в качестве вывозных самолетов для ознакомления вновь прибывших пилотов с боевой обстановкой и театром военных действий.


Позже, снимаемые с вооружения T-33А стали переделываться в летающие мишени QT-33A, предназначенные в первую очередь для имитации низколетящих и маневренных целей, например, крылатых ракет.


Производство Т-33 на Lockheed прекратилось в 1959 году. А в ВВС США даже еще в 1996 году числился последний T-33А!!!


Некоторое число T-33 попало в частные руки и использовалось например компанией Boeing как самолет контроля и сопровождения при испытательных полетах. Например в 2010 году, один из двух T-33 Shooting Stars принадлежащих Boeing использовался для сопровождения Boeing 787 при его первом полете.


Воздухозаборник турбореактивного двигателя Allison J33-A-35.


Фонарь двухместной кабины.


Мне эта морда напоминает ленивца:-))


Модификации:
TP-80C оригинальное обозначение американских военных для двухместного учебного самолета Lockheed Model 580 для United States Army Air Forces. Обозначение изменили на TF-80C 11 июня 1948 и затем на T-33A 5 мая 1949; 20 построено.
T-33A двухместный реактивный учебно-тренировочный самолет для United States Air Force, 5871 включая 699 для United States Navy как TV-2 построено.
AT-33A конверсия T-33A для экспорта в качестве самолета поддержки переднего края оснащенного подкрыльевыми пилонами и точками подвески для бомб и ракет.
DT-33A это обозначение было дано некоторым T-33A конвертированным для управления беспилотниками.
NT-33A это обозначение было дано некоторым T-33A конвертированным в специальные испытательные самолеты.
QT-33A это обозначение было дано некоторым T-33A конвертированным в воздушные мишени для United States Navy.
RT-33A T-33A модифицированный в одноместный разведывательный вариант; 85 построено, в основном на экспорт по Military Aid Program.
T-33B переобозначение United States Navy TV-2 в 1962.
DT-33B переобозначение United States Navy TV-2D самолета управления беспилотником в 1962.
DT-33C переобозначение United States Navy TV-2KD самолета-мишени в 1962


TO-1/TV-1 обозначение U.S. Navy для P-80C, 50 переданов в USN в 1949 как учебные (но это не T-33 Shooting Star)
TO-2 обозначение United States Navy для 649 T-33A забранных из самолетов для USAF. Первые 28 были поставлены как TO-2 пока Navy не изменило их обозначение на TV-2. Сохранившиеся самолеты United States Navy и United States Marine Corps были переобозначены как T-33B 18 сентября 1962.
TV-2 переобозначение для TO-2 после поставки первых 28 бортов
TV-2D TV-2 модифицированный для управления беспилотниками, позже переобозначен как DT-33B.
TV-2KD TV-2 модифицированный в радио-управляемую мишень,способные для перегонов летать как одноместные самолеты, позже переобозначен как DT-33C.


версии строившиеся в Канаде:
Silver Star Mk 1 канадское обоначение для T-33A, 20 поставлено.
Silver Star Mk 2 канадское обоначение для T-33A которые были прототипами для Silver Star Mk 3.
T-33AN/CT-133 Silver Star Mk 3 T-33AN это оснащенные двигателем Rolls-Royce Nene вариант T-33A для Royal Canadian Air Force; 656 построено Canadair под обозначением компании CL-30. Позже канадские военные изменили обозначение с T-33AN на CT-133.
Другие:
L-245 один фюзеляж принадлежащий Lockheed с более мощным двигателем. Позже развился в T2V SeaStar.
Aérospatiale Pégase
Canadair T-33AN был модифицирован Aérospatiale с S17a,на 17% более тонким крылом.


А нас в этом музее ждут еще парочка самых ближайших родственников этого самолета...


ЛТХ:
Модификация Т-33А
Размах крыла, м 11.85
Длина, м 11.50
Высота, м 3.56
Площадь крыла, м2 21.80
Масса, кг
пустого 3667
максимальная взлетная 6551
Тип двигателя 1 ТРД Allison J33-A-35
Тяга нефорсированная, кН 1 х 24.02
Максимальная скорость, км/ч 880
Крейсерская скорость, км/ч 720
Практическая дальность, км 620
Продолжительность полета, ч.мин 3.10
Практический потолок, м 14630
Экипаж, чел 2
Вооружение: два 12.7-мм тяжелых пулемета Browning M3 с 300 патронами на пулемет.

В ангаре мы можем увидеть еще один Lockheed T-33A Shooting Star 1951 года выпуска с серийным номером C/N 580-7111 и военным 51-16992.


Немного истории:
построен как T-33A-1-LO компанией Lockheed из Burbank, California, USA.
в 1951 поступил на службу в United States Air Force с s/n 51-16992.
позже попал в Palm Springs Air Museum, Palm Springs International Airport, Palm Springs, California, United States.
а еще позже в Pima Air and Space Museum, Davis-Monthan AFB (South Side), Tucson, Arizona, United States.


Этот самолет покрашен для съемок в фильме "Jet Pilot" в главных ролях которого снялись John Wayne и Janet Leigh. В этом фильме T-33 изображает советский истребитель,но его там почему то называют Як-12. Хотя все мы знаем как выглядит настоящий Як-12:-))


pima, t-1a, t-33, 2014, музей, f-80, p-80, lockheed, tv-2

Previous post Next post
Up