Pima air museum: истребитель-бомбардировщик Panavia Tornado IDS (GR.1)

Feb 24, 2017 10:45

Panavia Tornado - боевой реактивный самолёт с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в начале 1970-х годов специалистами немецкой компании Messerschmitt-Bölkow-Blohm, совместно с британской компанией British Aerospace и при участии итальянской Alenia Aeronautica.
Существует в двух основных модификациях: истребитель-бомбардировщик Tornado IDS и перехватчик Tornado ADV. Является одним из основных боевых самолётов НАТО. Широко использовался во время боевых действий в Ираке и на Балканах.
Носитель ядерного оружия (авиабомбы B61).
Этот самолет можно считать символом возрождения западноевропейской авиационной промышленности, сумевшей преодолеть послевоенный упадок, американскую зависимость, соблазн всеобщей ракетизации и финансовые трудности шестидесятых годов. Несмотря на все преграды, европейцы создали первоклассную боевую машину, отвечающую самым высоким требованиям к истребителям третьего поколения. Tornado - первый в мире серийный самолет с электродистанционной системой управления (ЭДСУ), а также первый европейский серийный истребитель с крылом изменяемой стреловидности. Было построено 992 самолета. Около 34 самолетов оказалось в музеях,но в США он есть лишь в двух местах: в Пиме и в Дейтоне.


Pima air museum,Tucson,Arisona.
Pima air museum,Tucson,Arisona ч2.
все,что у меня есть по Panavia Tornado
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Наш самолет это Tornado IDS с военными номерами 43+74, служивший в German Navy, Marinefliegergeschwader 1,с c/n 193/GS047/4074.
Краткая история борта:
построен как Tornado IDS.
поступил на службу в Luftwaffe с s/n 43+74.
после списания попал в программу сохранения National Museum of the United States Air Force, Wright Field, Dayton, OH.
передан на хранение в Pima Air and Space Museum, Tucson, AZ.
несет маркировку: 43+74, MARINE


В июне 1968 года Англия, Италия, ФРГ и Нидерланды подписали меморандум о взаимопонимании, где определялись принципы финансирования работ по созданию самолета MRA-75. Не присоединившиеся к ним Канада и Бельгия в октябре 1968 года официально вышли из программы. В июне следующего года их примеру последовали Нидерланды, также не справившиеся с финансированием своей доли работ.


Оставшиеся в составе альянса Великобритания, Германия и Италия все же сумели продолжить работы над самолетом, получившим новое название MRCA-75 (Multi Role Combat Aircraft - многоцелевой боевой самолет 1975 года). Для реализации программы в марте 1969 года был образован международный консорциум Panavia, объединивший фирмы BAC (Англия), Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB)(Германия) и Aeritalia (Италия). Доли Великобритании и ФРГ в финансировании работ составили 42,5%, а Италии - 15%. Одновременно с фирмой Panavia было создано производственное объединение Turbo Unión, предназначенное для разработки и производства двигателя для этого самолета. В состав объединения вошли фирмы Rolls-Royce, MTU и Fiat.


Разработка БРЭО была поручена объединению Avionics, включающему фирмы EASAMS, ESG и SIA. Пушки для MRCA-75 создавались фирмой Mauser. Разработка самолета официально началась 22 июля 1970 года. Программа быстро набирала обороты: в 1974 году в ней было задействовано уже 11 450 человек, из них 5000 было связано с созданием двигателя и 3500 - с БРЭО. Штат управленцев Panavia составил 150 человек, он координировал деятельность почти 200 фирм-подрядчиков. В качестве единого рабочего языка для всех участников программы был выбран английский, на котором составлялась вся рабочая документация. Было решено, также, пользоваться лишь метрической системой.


В соответствии с требованиями английских ВВС, самолет MRCA-75 должен был заменить тактические бомбардировщики Canberra и Blackburn Buccaneer, а также дальний бомбардировщик Vulcan. Таким образом, англичане рассматривали новый самолет как "евростратегическое" оружие, способное наносить ядерные удары не только по целям на территории стран Восточной Европы, но и в СССР. В Германии перед MRCA-75 ставились более скромные задачи: истребитель-бомбардировщик должен был заменить тактические ударные самолеты F-104G, а также действовать против морских целей на Балтике и в Северном море. Итальянцы тоже видели в новой машине замену F-104G - охотника за советскими кораблями в центральной части Средиземного моря.


После длительного и довольно болезненного согласования требований, основными задачами самолета MRCA-75 были определены: - удары по аэродромам противника; - нанесение ударов но районам сосредоточения войск, штабам и коммуникациям; - непосредственная всепогодная и круглосуточная поддержка наземных войск на поле боя; - удары по надводным морским целям; - ведение воздушной разведки.
Кроме того, самолет должен был иметь способность вести маневренный воздушный бой. Однако относительно небольшой практический потолок и состав вооружения истребителя-бомбардировщика не позволяет применять его против высотных целей.


Первоначально истребитель-бомбардировщик предполагалось создать в двухместном (Panavia-200 для ФРГ и Великобритании) и одноместным (Panavia-100 для Италии) вариантах, однако в дальнейшем приняли решение строить только двухместные самолеты.
Техническое проектирование самолета завершилось в августе 1972 года, а 14 августа 1974 года первая из девяти опытных машин поднялась в воздух. В сентябре 1974 года новому истребителю-бомбардировщику было присвоено имя Tornado.


29 июля 1976 года было подписано межправительственное соглашение, по которому для трех стран-участниц программы намечалось выпустить, в общей сложности, 640 серийных истребителей-бомбардировщиков Tornado IDS (а также 165 перехватчиков Tornado ADV для Королевских ВВС). Первый предсерийный самолет вышел на летные испытания 5 февраля 1977 года (было построено шесть машин для войсковых испытаний), а летом 1979 года из ворот сборочных цехов начали выкатываться серийные истребители-бомбардировщики.


В 1980 году Британские ВВС получили первый самолет Tornado, через год эти машины стали поступать на вооружение ВВС Италии и ФРГ.
Германия приобрела 359 самолетов. Люфтваффе получили 157 "чистых" истребителей-бомбардировщиков, 55 самолетов с двойным управлением и 35 самолетов РЭБ Tornado ECR. Авиация Бундесмарине приобрела 112 самолетов, в том числе 12 - с двойным управлением.
Италия закупила 100 истребителей-бомбардировщиков (12 - с двойным управлением), а Великобритания - 229 (из них 51 - с двойным управлением). 31 мая 1988 года последний из самолетов TornadoIDS был передан ВВС Италии, 12 июля - ВВС Германии, а 19 ноября 1992 года - Королевским ВВС.


Часть самолетов ВВС Великобритании, получивших местное обозначение Tornado GR.1, в 1984 году была оборудована для доставки тактической ядерной бомбы WE177B британского производства или более мощной американской ядерной бомбы В61.


В 1990 году, перед подготовкой самолетов к участию в войне с Ираком, была проведена модернизация самолетов: на носки крыла и оперения, а также на воздухозаборник было нанесено радиопоглощающее покрытие, снижающее радиолокационную заметность самолета. Впрочем, покрытие оказалось не очень практичным, имелись случаи его отрыва и попадания в воздухозаборник, что приводило к авариям (после окончания боевых действий в Персидском заливе это покрытие, вероятно, было удалено). Другими доработками в преддверии "Бури в пустыне" стала установка криптографического связного радиооборудования "ХэвКви"2, кабинного освещения со специальными фильтрами, позволяющего пользоваться очками ночного видения, блока спутниковой навигации, а также применение ПТБ увеличенной емкости (2250 л). Вооружение было дополнено несбрасываемыми кассетами JP233, РБК BL755, американскими КАБ "Пейвуэй"II, УР класса "воздух-воздух" AIM-9L "Сайдуиндер", а также опытными противо-радиолокационными ракетами ALARM (официально эти УР поступили на вооружение лишь два года спустя).


В 1993 году в комплект вооружения самолетов Tornado С1М был включен и подвесной контейнер с лазерно-тепловизионной обзорно-прицельной системой TIALD (впрочем, два этих контейнера прошли "обкатку" в боевых условиях еще в 1991 году). 16 истребителей-бомбардировщиков в 1985-1987 годах были модернизированы в разведчики-бомбардировщики Tornado GR.Mk.1, еще 14 самолетов доработали в этот вариант в 1989-1990 годах.
В 1993-1994 годах 24 самолета переоборудовали в противокорабельный вариант Tornado GR.Mk.1B, способный нести до четырех ракет Sea Eagle с радиолокационой активной системой самонаведения.


Часть германских самолетов Tornado IDS в 1994 году получила подвесные контейнеры с разведывательным фото- и ИК-оборудованием (информация от ИК-системы линейного сканирования, как и в системе VICON 18 SRS 601, могла выводится для предварительной обработки на многофункциональные дисплеи в кабине штурмана-оператора). Теоретически германские истребители-бомбардировщики могли нести стандартизованное в рамках НАТО американское оружие - ядерные бомбы В61, а также УР AFM-9L, AGM-65 и AGM-88, однако практической отработки применения этих боеприпасов с самолета Tornado не проводилось.


В 1997 году предполагалось начать оснащение германских истребителей-бомбардировщиков тактической крылатой ракетой Apache.
54 самолета Tornado IDS, состоящие на вооружении ВМС Германии, оснащены противокорабельными ракетами AS.34 Kormoran 1, а с 1995 года - Kormoran 2.


Штатным вооружением итальянских самолетов стали ракеты "воздух-поверхность" AGM-65D Maverick, противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM, противокорабельные ракеты AS.34 Kormoran 1 УР "воздух-воздух" AIM-9L Sidewinder, КАБ GBU-16 Paveway II и обычные свободнопадающие бомбы. Самолет способен нести американские ядерные бомбы В61. В 1994 году Tornado IDS ВВС Италии получили контейнер с лазерной системой целеуказания Thomson-TRT CDLP.


Скоростной, относительно компактный самолет, обладающий высоким ударным потенциалом, не мог не привлечь к себе иностранных заказчиков. Однако высокая стоимость Tornado ограничила круг потенциальных покупателей богатыми странами арабского мира, охотно вкладывающих нефтедоллары в высокоинтеллектуальные системы оружия. В марте 1986 года начались поставки самолетов этого типа ВВС Саудовской Аравии. До октября 1987 года саудовцы получили 20 машин. В 1988 и 1993 годах последовали новые заказы. Всего до 1998 года Саудовская Аравия должна получить 90 истребителей-бомбардировщиков Tornado IDS, (в том числе 14 спарок), а также шесть разведчиков.


Интерес к Tornado проявило и правительство ОАЭ, однако заказа на этот самолет так и последовало: вмешались более сильные американские и российские конкуренты, а также Франция, что позволило ВВС Объединенных Эмиратов значительно поднять планку требований к перспективному ударному самолету. Преодолеть ее Tornado было уже не по силам.


К середине 1990-х годов истребитель-бомбардировщик Tornado считался уже достаточно пожилым самолетом, требующим глубокой модернизации. Несмотря па очевидную целесообразность реализации единой программы продления жизни этой машины, участники консорциума Panavia так и не сумели найти общий язык и организовать совместные работы по ее модернизации.


В Германии с января 1993 года приступили к усовершенствованию истребителя-бомбардировщика в рамках программ KWA. В 1995 году был доработан первый самолет, направленный на испытания. Поставки доработанных истребителей-бомбардировщиков в строевые части предполагается начать в 1998 году. В ходе модернизации увеличивается объем памяти БЦВМ, язык "Ассемблер" заменяется на язык "Ада", устанавливается модем MIL-STD-1760, позволяющий использовать перспективные высокоточные боеприпасы и тактические крылатые ракеты, в кабинах обновляется приборное оборудование. В 1995 году для оснащения модернизированных самолетов ВВС Германии было решено закупить израильские контейнеры лазерного целеуказания Rafael Litening, позволяющие использовать КАБ GBU-33.


В ходе второго этапа модернизации (1999 год) германские самолеты должны получить контейнерную тепловизионную обзорно-прицельную систему, новые многофункционналъные кабинные индикаторы, систему предупреждения о подлете ракет, приемник спутниковой навигации, ИНС на лазерных гироскопах, а также комплекс усовершенствованных средств радиопротиводействия.


Итальянцы предполагают доработать свои истребители-бомбардировщики по образцу германских самолетов, в отличие от которых они должны получить, также, оборудование микроволновой системы посадки. Предполагается, что самолеты Tornado IDS сохранятся на вооружении до 2010-х годов.


Выпущено в общей сложности 992 самолета Tornado в ударном и разведывательном вариантах. Германия приобрела 359 самолетов (в том числе ВВС - 157 "чистых" истребителей-бомбардировщиков, 55 самолетов с двойным управлением и 35 самолетов TornadoЕСР; ВМС - 112 самолетов, в том числе 12 - с двойным управлением). Италия закупила 100 самолетов (12 - с двойным управлением) и Великобритания - 229 (51 - с двойным управлением). Кроме того, Саудовская Аравия закупила 48 истребителей-бомбардировщиков.


Panavia Tornado это первый в мире серийный самолет с аналоговой электродистанционной системой управления (ЭДСУ), а также первый европейский серийный истребитель с крылом изменяемой стреловидности (диапазон углов стреловидности 25-67'). Механизация крыла включает трехсекционные предкрылки по всему размаху поворотных консолей, двухщелевые закрылки (на промежуточных углах стреловидности используются для улучшения маневренных характеристик самолета) и интерцепторы. Перед операцией "Буря в пустыне" на отдельные элементы конструкции самолетов GR.1 ВВС Великобритании были нанесены радиопоглощающие покрытия, снижающие радиолокационную заметность.


Самолет оснащен аналоговой электродистанционной системой управления (ЭДСУ) с многократным резервированием по крену, рысканию и тангажу. Система автоматизированного управления (САУ) не только отрабатывает команды, задаваемые летчиком посредством ручки управления и педалей, но и выполняет функции системы повышения устойчивости и управляемости самолета (CSAS).


Имеется четыре режима работы системы управления самолетом: электродистанционное управление через систему автоматизированного управления (САу, основной режим работы); электродистанционное управление рулями без применения САУ; механическое управление бустерами (последние два режима являются резервными).


На истребителе-бомбардировщике имеются две независимые гидравлические системы, которые обеспечивают дублированное питание системы управления и приводов механизации, поворот консолей крыла, уборку и выпуск шасси. Каждый двигатель приводит гидронасос одной системы, имеется, также привод обоих систем от одного двигателя через механическую связь коробок вспомогательных агрегатов обоих двигателей.


Оборудование самолета питается от двух приводов-генераторов переменного трехфазного тока 115/200 В мощностью по 40/50 кВ стабилизированной частоты 400 Гц (разработчик - фирма Lear Siegler). Потребители постоянного тока (28 В) питаются от двух трансформаторно-выпрямительных устройств на 150 А. Имеется также аварийный комбинированный генератор постоянного и переменного тока с приводом от гидромотора. На самолете отсутствуют электрические аккумуляторы, турбо-стартер двигателя запускается от от гидромотора с подачей энергии от гидроаккумулятор.


Блок управления механизацией и углом стреловидности крыла разработан фирмами Lucas Aerospace и Микротекника. При помощи гидравлической системы он контролирует работу предкрылков, закрылков, силового привода поворота консолей крыла, щитков крюгера и автомата загрузки по тангажу. Управление углом стреловидности осуществляется посредством специального рычага.


Система кондиционирования воздуха - компании Research, с отбором воздуха от двигателей. Она обеспечивает наддув кабины, охлаждение бортового оборудования, продув пушечного отсека, наддув топливных баков и вентиляцию костюма летчика. Кислородная система имеет газификатор жидкого кислорода.


Многоцелевое назначение самолета определило не только его конфигурацию и летные характеристики, но и состав бортового радиоэлектронного оборудования. Самолет оснащен навигационно-прицельным комплексом, основу которого составляет центральная цифровая ЭВМ "Spirit"3, выполненная на интегральных схемах с различным уровнем интеграции. Компьютер обрабатывает сигналы, поступающие от БРЛС, ИНС, доплеровской навигационной системы, лазерного дальномера, радиовысотомера, магнитного компаса, вычислителя воздушных данных и ряда других специализированных вычислителей, а также вырабатывает в цифровой форме соответствующие команды и передает их на системы индикации и управления. Емкость оперативной памяти БЦВМ - 64 Кбайта.


При расчетах по определению места самолета БЦВМ получает информацию от ИНС FIN-1010, резервной пилотажно-навигационной системы SAHR, доплеровской системы определения скольжения и сноса "тип 72" и вычислителя воздушных данных.
ИНС, выполненная в виде отдельного блока массой 22 кг, объединяющего гироплатформу и систему питания, имеет, также, свой цифровой вычислитель с емкостью памяти 6 Кбайт. В нормальных условиях для выставки ИНС требуется 10-12 минут, однако имеется и режим ускоренной выставки (90 секунд). Доплеровская навигационная система "тип 72" компании Decca выдает данные о векторе скорости по курсу, в сторону от курса и в вертикальной плоскости. В основном режиме работы она применяется совместно с ИНС.
Навигационная ошибка в инерциальном режиме составляет 1,8-2,0 км/ч полета, в режиме доплеровской РЛС и системы SAHR - 3,6-5,4 км/ч полета, а в режиме вычислителя воздушных данных и системы SAHR - 9 км/ч полета.


Вывод навигационной информации в кабине летчика осуществляется на проекционный индикатор с движущейся картой (в качестве носителя информации используются диапозитивы). В кабине штурмана установлен комбинированный индикатор с движущейся картой, на которую может накладываться информация от БРЛС.
В кабине летчика установлены традиционные электромеханические приборы с круглыми шкалами. В центре приборной дости расположен навигационный индикатор с подвижной картой. Над ним установлен индикатор на лобовом стекле (ИЛС). В кабине штурмана-оператора установлено два многофункциональных монохромных индикатора с телевизионной разверткой. В центре доски расположен комбинированный навигационный индикатор.
Самолеты ВВС Германии с 1996 года оснащены видеомагнитофоном, на котором фиксируется полетная и тактическая информация с ИЛС.


Самолет оснащен многорежимной БРЛС фирмы Texas Instruments (изготавливается в Европе по американской лицензии) с высокой разрешающей способностью в режиме картографирования местности, а также обнаружения и сопровождения наземных целей. Имеется режим следования рельефу местности с высокой частотой повторения импульсов, позволяющий совершать продолжительный полет с большой скоростью на высотах 60-150 м. Станция снабжена двумя независимыми антеннами - основной, с плоской щелевой антенной решеткой диаметром 0,8 м (электронное сканирование по углу места и механическое - азимуту) и зеркальной антенной меньших размеров, установленной под основной и обеспечивающей полет в режиме следования рельефу местности. Мощность БРЛС в импульсе 10 и 60 кВт, сектор сканирования по азимуту +-60 градусов, по углу места +-15 градусов.
Система следования рельефу может работать в двух режимах: полностью автоматическом с использованием автопилота, а также в ручном, когда летчик управляет самолетом по командам автопилота, выводимым на индикатор.


Лазерный дальномер компании Ferranti имеет стабилизированную по трем осям оптическую головку. Используется лазер на иттриево-алюминиевом гранате с ниодимом (YAG:Nd). Приемная система дальномера способна работать и в режиме целеуказания, осуществляя поиск наземной цели, подсвеченной лазером с земли или другого самолета, снабженного лазерным прожектором. Координаты подсвеченной цели выводятся на ИЛС. Девять самолетов Tornado GR.Mk.1 британских ВВС оснащены контейнерами с оптоэлектронной системой Martin Marietta TIALD, включающей тепловизор и лазерный дальномер-целеуказатель, установленные на гиростабилизированной платформе. Система позволяет сопровождать и подсвечивать наземные цели самостоятельно (в том числе и в темное время суток).


Автоматизированная система управления вооружением позволяет производить пуски УР различных типов, стрельбу из пушки, а также бомбометание (как горизонтальное, так и со сложных видов маневра). Сброс бомб может производится одиночно, сериями и залпом. Средняя точность бомбометания с кабрирования при использовании лазерного дальномера, достигнутая летчиками ВВС Великобритании (в ходе учений на полигоне в Хонингтоне в 1982 году, когда было сброшено более 500 бомб), составила 60 м, что значительно превосходит соответствующий показатель других ударных самолетов стран НАТО. Система связи самолета Tornado включает: - приемо-передатчик Plessey PTR 1721 (для самолетов ВВС Великобритании и Италии); - УКВ приемо-передатчик Rohde & Schwarz (ВВС ФРГ); - УКВ антенну компании Chelton (для полета по радиомаяку); - аварийный приемо-передатчик компании Siemens; - приемо-передатчик обеспечивающий загоризонтную связь фирм Rohde & Schwarz" (для Великобритании и ФРГ) или Montedel (Италия).


Самолет оснащен двумя ТРДДФ Turbo-Union RB.199-34R Mk.101 (2 х 4100/7250 кгс) с системой реверса тяги. ВСУ KHD-312.


Самолет Tornado оснащен двумя пушками IWKA-Mauser калибра 27 мм с боекомплектом по 180 снарядов на ствол, установленных в нижней носовой части фюзеляжа. Скорострельность орудия - 1000 или 1700 выстр./мин. (менее скорострельный режим применяется для стрельбы по наземным целям, более скорострельный - по воздушным).
Ракетно-бомбовое вооружение, размещенное на семи узлах внешней подвески, определяется национальной спецификой конкретного самолета , однако на английских, германских и итальянских истребителях-бомбардировщиках в обязательном порядке предусмотрена возможность подвески американского вооружения, стандартизованного в рамках НАТО - ядерных бомб В61, противорадиолокационных ракет AGM-88 HARM, ракет класса воздух-земля AGM-65 Maverick, УР ближнего воздушного боя AIM-9L Sidewinder, РБК Mk.20 Rockeye, а также ФАБ 60-й серии.
Максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.


Модификации :
Tornado IDS истребитель-бомбардировщик ВВС и ВМС Германии, а также ВВС Италии.
Tornado GR.Mk.1 ударный истребитель ВВС Великобритании.
Tornado GR.Mk.1A тактический всепогодный разведчик на основе Tornado GR.Mk.1 ВВС Великобритании.
Tornado GR.Mk.1B морской ударный истребитель.
Tornado GR.Mk.4 истребитель с модернизированной электроникой и системами управления оружием ВВС Великобритании.
Tornado ECR разведчик-бомбардировщик / самолет РЭП ВВС Германии.


ЛТХ:
Модификация Tornado GR.Mk.1
Размах крыла, м 13.92
Длина, м 16.72
Высота, м 5.95
Площадь крыла, м2 31.00
Масса, кг
пустого 14090
нормальная взлетная 20410
максимальная взлетная 27950
Топливо , кг
во внутренних баках 5090
в ПТБ 4 x 1500 л или 2 х 1500+2 х 2250 л
Тип двигателя
Тяга, кН 2 ТРДДФ Turbo-Union RB.199-34R Mk.101
нефорсированная
форсированная 2 х 33.70
Максимальная скорость, км/ч 2 х 66.01
на высоте 2338 (М=2.20)
у земли 1480
Крейсерская скорость, км/ч 1010 (М=0.92)
Перегоночная дальность, км 3890
Боевой радиус действия, км 1390
Максимальная скороподъемность, м/мин 4572
Практический потолок, м 15240
Макс. эксплуатационная перегрузка 7.5
Экипаж, чел 2
Вооружение:
две 27-мм пушки Mauser BK27 c 180 патронами на пушку.
Боевая нагрузка - 9000 кг на 7 узлах подвески.
3 ядерные бомбы WE.177
2 УР воздух-воздух AIM-9B/L Sidewinder
7 антирадарных УР ALARM, 4 ПКР Sea Eagle
До 3 бомб разныз типов : GBU-15 c оптическим наведением, Paveway с лазерным наведением, 454, 340, 227, 113 кг обычные бомбы, BL775 кластерные бомбы, напалмовые баки и специальные подвесные контейнеры, в том числе с антиаэродромными системами JP233.

pima, 2014, panavia tornado, музей

Previous post Next post
Up