Handley Page Dart Herald - британский турбовинтовой пассажирский самолёт.
Первый полёт совершил в 1958 г. Использовался в качестве регионального самолёта. Самолёт имеет герметичный фюзеляж, убирающееся трехопорное шасси с носовым колесом. Серийный выпуск самолётов в 1968 г. был завершен . Всего произведено около 50 экземпляров самолёта в нескольких модификациях .
Музей в Даксфорде. Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет Handley Page HPR-7 Herald 201 G-APWJ (cn 158)
Он был построен на заводе Handley Page в Radlett, Herts,это был десятый Herald 201. Свой первый полет он совершил 29 мая 1963 года. Изначально он был заказан Transair Ltd., но его первая регистрация была в British United (Channel Island) Airways и он был доставлен в Jersey Airport 13 июня 1963 года.
1 ноября 1968 года он был перерегистрирован в British United Airways, а 20 июля 1970 года он снова был перерегистрирован в British Island Airways, которая управляла им до января 1980 года, когда он попал в Air UK Ltd.,и базировался в Norwich.
На протяжении всей своей карьеры ‘WJ используется в основном на коротких рейсах в Blackpool, Isle of Man, и Channel Island и маршрутах во Францию,и в течении своих 22 лет службы он налетал более чем 33,000 часов в 44,000 полетах и перевез приблизительно 2 миллиона пассажиров на более чем 6 миллионов миль.
В 1985 ‘WJ остался единственным Herald эксплуатируемым Air UK, все остальные были заменены на Fokker F27 Friendship. ‘WJ’ собирался совершить свой последний рейс между Jersey и Southampton 29 июня 1985, но один из Friendship вышел из строя,и ‘WJ вернулся на службу и полетел в Leeds для работы в Belfast, и это был последний регулярный рейс Herald.
‘WJ был подарен Duxford Aviation Society для сохранения, и совершил свой финальный перелет из Norwich в Duxford 7 июля 1985 года. Самолет был полон сотрудниками авиационных предприятий ,полет длился 30 минут.
Когда я снимал этот самолет,он ждал покраски,потому как уже в 2015 году его можно было увидеть свежепокрашенным.
Handley Page Herald стал очередной попыткой создания самолета для замены Douglas DC-3. Но стратегический просчет с турбовинтовыми двигателями и посему задержка стала для компании Handley Page роковой,конкуренты оказались быстрее и место на рынке было занято Fokker F27.
Унаследовав от разорившейся компании Miles Aircraft коммерчески неудачный легкий четырехдвигательный авиалайнер Marathon, весной 1952 года компания Handley Page Ltd начала проектирование другого четырехмоторного авиалайнера небольшой дальности, предназначенного для замены на рынке Douglas DC-3.
Группа конструкторов во главе с И.У Греем приступила к работе над H.P.R.3, в котором поначалу использовались наработки по Marathon: высокорасположенное крыло и трехкилевое оперение.
Фюзеляж круглого сечения с герметичным салоном проектировался заново. В качестве силовой установки выбрали четыре поршневых мотора Alvis Leonides Major 701/1 мощностью по 600 л.с. Для отработки силовой установки в полете модернизировали имеющийся самолет Marathon.
В процессе работы сэр Фредерик Хэндли Пейдж лично предписал установить на самолет однокилевое оперение, а 18 января 1954 года санкционировал постройку двух прототипов H.P.R.3 с поршневыми моторами на заводе в Вудли. В конце года самолет получил наименование Herald.
Первый прототип (G-AODE) изготовили в середине июля 1953 года. По шоссе прототип доставили для окончательной сборки на завод Handley Page в Радлетте. Первый 30-минутный полет на прототипе выполнил 25 августа экипаж Х.Г. Хазельдена. Вскоре были получены заказы от авиакомпаний Australian National Airways (ANA), Lloyd Aereo Colombano и Queensland Airways на 29 самолетов. В сентябре 1955 года Herald продемонстрировали на авиасалоне в Фарнборо.
Через месяц после Фарнборо было принято решение о выпуске 100 самолетов - четырьмя сериями по 25 машин под фирменным обозначением H.P.R.4. Самолет создавался для перевозки 36-44 пассажиров.
Хотя поршневые двигатели Leonides Major более чем за год летных испытаний показали себя надежными, других, кроме вышеозначенных, заказчиков на поршневой Herald не нашлось. Более того, компании ANA и Queensland отказались от своих заказов, а выполнение колумбийского контракта оказалось под угрозой по финансовым причинам. Поэтому в мае 1957 года сэр Фредерик Хэндли Пейдж принял решение о прекращении работ по четырехмоторному варианту в пользу H.P.R.7 с двумя ТВД Rolls-Royce Dart 527. На решение главы фирмы повлияли не только слабые, в сравнении с турбовинтовым Fokker F27, перспективы в отношении продаж поршневого варианта, но также простота, надежность и экономичность турбовинтовых двигателей Dart, установленных на удачном Vickers Viscount.
Переделка самолета под ТВД стала непростым делом и потребовала разработки новых мотогондол с удалением их от фюзеляжа на 76 см из-за необходимости обеспечения зазора между фюзеляжем и винтами. Носовую часть фюзеляжа удлинили для улучшения центровки самолета, изменили места расположения входной двери экипажа и люка багажного отсека; перед килем был установлен форкиль.
Доработанный прототип выполнил первый полет в Вудли 11 марта 1958 года. Летчик-испытатель Хазельден отметил улучшение управляемости и летных данных машины с ТВД. Летные испытания шли очень интенсивно, сертификат летной годности был получен 22 апреля, а в феврале 1959 года планировалось начать серийное производство.
Впервые Dart Herald показали на авиасалоне в Фарнборо 1958 года. "Handley Page" рассчитывала на большой объем продаж отчасти из-за меньшей стоимости Dart в сравнении с F27. Однако 30 августа при перелете в Хэмпшир на самолете загорелся правый двигатель, огонь перекинулся на всю мотогондолу и консоль крыла. Невзирая на потерю управления элеронами, Хазельден выполнил успешную вынужденную посадку на поле в Суррее. Из находившихся на борту людей никто не пострадал, но пожаром были полностью уничтожены консоль крыла и стабилизатор. Ремонт самолета в экономическом отношении смысла не имел.
В вариант с ТВД доработали второй H.P.R.4, выполнивший первый полет 17 декабря 1958 года, а летом на нем провели рекламный тур по Индии, Среднему и Дальнему Востоку, Южной Америке и Австралии. Первый контракт был заключен в июне 1959 года, когда Министерство гражданской авиации заказало три машины для передачи в лизинг компании British European Airways с целью использования в Шотландии и Исландии.
Handley Page заложила первую серию из десяти Dart Herald, первым из которых стал демонстратор, предназначенный для замены прототипа, переделанного из поршневого самолета. Демонстратор в ливрее компании ВЕА предпринял второй рекламный тур по Южной Америке весной следующего года. В ходе тура самолет перевозил гуманитарные грузы в Бразилии и продемонстрировал способность взлета с полной нагрузкой в Рио-де-Жанейро, пробежав по ВПП всего 450 м.
В сентябре 1960 года компания Jersey Airlines заказала шесть Dart Herald, а затем - разработку варианта большей вместимости Series 200 с удлиненным на 107 см фюзеляжем и увеличенной на 907 кг взлетной массой, способным перевозить 56 пассажиров. Второй прототип в очередной раз доработали в демонстратор, на этот раз - Series 200. В 1961 году машину показали в Фарнборо, самолет демонстрировался с установленным метеорадаром и в ливрее канадской компании Maritime Central Airways, заказавшей четыре машины.
Изначально производство Dart Herald велось в Криклвуде и Рэдлетте,но позже его перенесли в Вудли, продажи Series 200 шли плохо. Итальянская Aerolinee Itavia заказала 5 машин, ВВС Иордании - 2 в грузопассажирском варианте. 5 самолетов закупила израильская Arkia, Globe Air из Швейцарии - 4, Bavaria Fluggesellschaft из ФРГ - 2, бразильская SADIA SA Transportes Aereos - 6, филиппинская Air Manila - 1, канадский самолет поставили компании Nordair and Eastern Provincial Airlines, а потом он попал в Maritime Central. Всего построили 36 машин Dart Herald Series 200.
Выпуск Dart Herald прекратили в 1969 году в связи с ликвидацией компании Handley Page. Всего построили 50 самолетов, включая доработанные прототипы H.P.R.3, плюс один планер для статических испытаний.
Самолет получил второе рождение в 1980 годы на рынке лизинга подержанных авиалайнеров. Высокая надежность и низкая стоимость привлекали эксплуатантов, и Herald летали до 1990 годов. К числу основных операторов этих машин относится Channel Express, базировавшийся в международном аэропорту Борнмута. Эта компания использовала в 1990 годы порядка 11 самолетов Herald, главным образом для перевозок грузов на острова в проливе Ла-Манш. Последний самолет сняли с эксплуатации в 1999 году. В 1990 годы Herald также эксплуатировали компании Janes Aviation, ВАС Express, ВАС Charter, колумбийская LACOL и Aerovias of Guatemala. Последний пассажирский Herald прекратил полеты в 1995 году.
Модификации:
HPR-3 Herald прототип с четырьмя поршневыми двигателями - вместимость 44 пассажира
HPR-7 Dart Herald
Series 100 начальная серийная версия Dart с турбопропами. 4 построено.
Series 200 длина фюзеляжа увеличена с 71 ft 11 in до 75 ft 6 in а вместимость с 47 до 56 мест. 36 построено.
Series 300 предложенная версия с модификациями для удовлетворения требованиям сертификации в США.
Series 400 военно транспортная производная от Series 200 с боковой загрузкой и усиленным полом для перевозки грузов, 50 пехотинцев или 24 лежачих раненых и медперсонал. 8 построено для Royal Malaysian Air Force.
Series 500 предложенная более мощная версия Series 400.
Series 600 предложенная версия с увеличенной длиной фюзеляжа на 1.5 m и более мощными двигателями Dart. С плотным размещением для 64-68 пассажиров.
Series 700 версия с большой дальностью подобная Series 600 но без удлиннения фюзеляжа. 10 заказано VASP но так и не производились.
HPR-8 планировавшаяся производная Herald для перевозки автомобилей. Он имел новый,негерметичный фюзеляж с люком в носу , способен перевозить 6 машин или 100 пассажиров. Был отвергнут в пользу Aviation Traders Carvair и в итоге не строился.
HP.124 предложенный тактический транспорт с задней загрузочной рампой для RAF. не строился.
HP.125 предложенный V/STOL транспорт(вертикального взлета) на базе HP.124, с 18 двигателями Rolls-Royce RB162 для подъема. не строился.
HP.127 "Jet Herald" в 1962 изучали возможность установки реактивных двигателей на Herald. Основан на классическом дизайне Herald но с удлиненным фюзеляжем, позволяющим разместить до 70 пассажиров, и оснащенный двумя турбовентиляторными двигателями Rolls-Royce Spey под укороченными,но все еще прямыми крыльями . Проект, не строился.
HP.129 "Mini Herald" Проект маленькой, реактивной версии Herald, оснащенной двумя Spey и рассчитанного на 30 пассажиров. не строился.
HP.131 улучшенный HP.124 предложенный Бельгии в 1965 вместе с HP.132 и HP.133. не строился.
HP.132 вариант HP.133 с дополнительными разгонными двигателями General Electric CF700 в законцовках крыла. не строился.
HP.133 как HP.132 но с CF700 в убираемых гондолах . не строился.
ЛТХ Dart Herald 200:
Экипаж: 2 человека
Пассажировместимость: 56 человек
Длина: 23,1 м
Размах крыла: 28,9 м
Высота: 7,3 м
Площадь крыла: 82,3 м²
Масса пустого: 11 684 кг
Максимальная взлётная масса: 19 818 кг
Силовая установка: 2 × ТВД Rolls-Royce Dart Mk.527
Мощность двигателей: 2 × 2 105 л.с. (2 × 1 570 кВт)
Максимальная скорость: 495 км/ч
Крейсерская скорость: 445 км/ч
Практическая дальность: 1 750 км
Практический потолок: 9 052 м
Скороподъёмность: 9,4 м/с
В музеях можно увидеть 1 самолет серии 100 и 5 серии 200.