North American F-100 Super Sabre - американский одноместный одномоторный сверхзвуковой истребитель, истребитель-перехватчик c крылом прямой стреловидности, истребитель-бомбардировщик, самолёт-разведчик. Первый американский серийный сверхзвуковой истребитель.
Pima air museum,Tucson,Arisona. Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
1954 года выпуска F-100C 54-1823 C/N 217-84
немного истории нашего борта:
построен как F-100C-15-NA компанией North American в Inglewood, California, USA.
в течении 1954 года передан United States Air Force с s/n 54-1823.
позже передан Military Aircraft Storage and Disposal Center (MASDC) с номером FE174 на хранение.
позже передан в National Museum of the United States Air Force, Wright Field, Dayton, OH.
выдан на хранение в Pima Air and Space Museum, Tucson, AZ.
6 сентября 1973 года помещен в экспоицию Pima Air and Space Museum, Davis-Monthan AFB (South Side), Tucson, AZ.
сейчас в цветах 4510th Combat Crew Training Wing, Luke AFB, Arizona, 1968 года.
Преемником F-86 в 1950 годах, наконец, стал F-100 Super Sabre, первый самолет сотой серии, первый сверхзвуковой истребитель ВВС США способный летать на этой скорости в горизонтальном полете.В конструкции планера самолёта впервые широко использованы титановые сплавы.
В 1960 годах он участвовал в боях в небе Вьетнама. Но его дела оказались в тени заслуг других самолетов, которые лучше проявили себя в рискованных операциях над хорошо защищенными средствами советской ПВО объектами ДРВ.
Проектирование F-100 началось в феврале 1949 года, когда фирма North American приступила к разработке проекта сверхзвукового самолета на смену F-86 Sabre. Проект был обозначен Sabre-45, так как подразумевалась установка крыла стреловидностью 45 градусов, которое рассматривалось компанией как одно из главных нововведений в новом самолете.
Первоначально Sabre-45 задумывался в качестве всепогодного перехватчика, оснащенного радаром. Предложенный проект вызвал интерес со стороны ВВС США, но дело осложнялось тем, что появление и совершенствование атомного оружия привело к первоочередному распределению средств на развитие и производство стратегических бомбардировщиков
В-36,
В-47 и
В-50. Развитие же тактической авиации оказалось на голодном пайке.
Несмотря на неблагоприятную атмосферу, фирма North American продолжала исследование различных вариантов, проводя продувки в аэродинамической трубе моделей в течение 1949 и 1950 годов. За это время Sabre-45 трансформировался из всепогодного перехватчика во фронтовой истребитель, получивший фирменное обозначение NA-180.
Хотя конструкция самолета в этот период претерпела значительные изменения, выбор двигателя оставался неизменным - Pratt & Whitney J-57.
Двигатель строился вместе с развитием проекта самолета. Ожидалось, что его тяга у земли на форсаже достигнет 6800 кгс. Первые наземные испытания J-57 состоялись в январе 1950 года.
Хотя ВВС США с началом Корейской войны еще не выдвинули каких-либо требований, North American продолжала настойчиво продвигать проект NA-180 и 19 января 1951 года сделала официальное деловое предложение ВВС.
Инициатива компании была подкреплена "Основными боевыми требованиями" к новому истребителю, предназначенному для завоевания господства в воздухе. Предполагалось, что самолет может поступить на вооружение в 1955-1957 годах.
В ноябре 1951 года инспекция ВВС осмотрела макет Sabre-45. В результате в конструкцию и вооружение были внесены многочисленные изменения, а проект получил официальное обозначение F-100.
И, наконец, 3 января 1952 года North American была вознаграждена заказом на производство двух опытных самолетов. Сразу же за этим, 11 февраля срочно был заключен контракт на предсерийную партию из 23 F-100A. Вскоре ВВС США, получив значительные ассигнования, разместили заказ на 250 F-100А.
Производство и сборку опытного F-100А производили на заводе в Инглвуде, на окраине Лос-Анджелеса. Самолет был закончен 24 апреля 1953 года. В обстановке повышенной секретности его доставили на авиабазу Эдвардс.
По завершении серии наземных испытаний 25 мая 1953 года F-100А(YF-100A) впервые поднялся в воздух. Первые полеты были примечательны тем, что в одном из них шеф-пилот North American Джордж Велч преодолел звуковой барьер. Он достиг 1.05M несмотря на то,что был оснащен двигателем XJ57-P-7 с уменьшенной тягой.
Второй прототип F-100A совершил свой первый полет 14 октября 1953. Вскоре за ним, 29 октября 1953 последовал первый серийный F-100A.
В это же время состоялся рекордный полет подполковника Франка Эверста из состава испытательного центра ВВС: на первом F-100А он достиг скорости 1216 км/ч на базе 15км, на малой высоте над Соленым озером. По иронии судьбы, именно Эверст был одним из немногих противников принятия Super Sabre на вооружение.
1953 год стал для фирмы North American весьма удачным. Первые испытания нового истребителя проходили успешно, и большинство требуемых характеристик были достигнуты в ходе испытательных полетов.
В декабре тактическое авиационное командование рекомендовало фирме изготовить новый вариант самолета, который мог бы наряду с выполнением задачи перехвата воздушных целей выступать и в качестве истребителя-бомбардировщика. Эти рекомендации нашли свое воплощение в модификации F-100C(это как раз наш самолет,но о нем в следующей части). Дополнительно рекомендовалось закончить последние 70 F-100А в новом варианте.
F-100A стал поступать на вооружение тактической авиации уже через 17 месяцев после первого полета F-100А. Первый серийный F-100A был принят 27 сентября 1954 года в 479th Fighter Wing в George AFB, California. За очень короткий период три эскадрильи были перевооружены со старых F-86.
Однако уже 10 ноября 1954 все полеты на Super Sabre были прекращены из-за неприятных инцидентов. В одном из них 12 октября 1954 года погиб шеф-пилот фирмы North American Джордж Велч на раннем F-100A (s/n 52-5764).
Во время выхода с большой перегрузкой из почти вертикального пикирования произошло одновременное продольное и поперечное раскачивание самолета. В результате истребитель свалился на правое крыло и, не выдержав огромной аэродинамической нагрузки, разрушился в воздухе.
Для решения проблемы с управляемостью площадь вертикального оперения была увеличена на 27%, а размах крыла возрос с 11,16м до 11,81 м.
Некоторые изменения были приняты также в системе управления по крену и тангажу. Причем, изменения вносились прямо на сборочной линии, а уже законченные истребители были возвращены на доработку.
Всего к апрелю 1955 года построили 203 F-100A. Из них около 70 - были поставлены в Национальную гвардию. Первой на Super Sabre в течение 1958 году была перевооружена 188-я эскадрилья тактической авиации.
Когда окончательно выяснилось, что принятый на вооружение истребитель F-100 не удовлетворяет новым требованиям ВВС США по скорости и грузоподъемности, фирма предприняла попытку его модернизации. В результате была разработана модификация F-100B, которая существенно отличалась от своего прототипа как внешним видом, так и силовой установкой. Позднее эта модификация получила обозначение
YF-107A.
Самолет нес службу в United States Air Force (USAF) с 1954 по 1971 годы ,а в Air National Guard (ANG) вплоть до 1979 года.Но уже фактически к 1958 году F-100A начали списывать тк основные проблемы решить не удалось.В 1961 году последний F-100A был списан со службы. К этому времени в различных инцидентах были потеряны 47!!! самолетов. Правда в начале 1962 года в связи с эскалацией напряженности самолет вновь призвали на действительную службу,которую он полностью завершил только лишь к 1970 году,но это именно F-100A.
Для демонстрации возможностей своих самолётов и пилотов ВВС США в какой то момент выбрало F-100 Super Sabre. На этот самолёт пересела пилотажная группа Thunderbird - став первой сверхзвуковой пилотажной группой. Группа выступала четвёркой, делая акцент на пролёт и маневрирование на низкой высоте. В Европе подобные демонстрационные полёты проводила пилотажная группа "Skyblazers".
Технологические лючки
Левая часть крыла и механизация.
Подвешены насколько я понимаю доп баки?
Горизонтальное хвостовое оперение цельноповоротное.
Двигатель Pratt Whitney J57-P-21
Сеточкой закрыто от птичек.
Фото 34.
Фото 35.
Фото 36.
Хвостовая пятка
Общий вид на фоне гор и других самолетов
Общий вид спереди,размах крыла около 12 метров. Как у современных аоновских двухмоторников:-))
Воздухозаборник и передняя часть фюзеляжа.
Носовая стойка,тут все колеса накачаны.
Фото 43.
Теперь анфас
Воздухозаборник тоже закрыт сеточкой
Четыре встроенные 20-мм автоматические пушки Понтиак М39 ( 4х200 патронов).
А где его шесть подкрыльевых узла?
Справа штанга для дозаправки в воздухе
Модификации:
YF-100A прототип, model NA-180 два построено, s/n 52-5754 и 5755.
YQF-100 девять испытательных беспилотника: два D-model, один YQF-100F F-model,также DF-100F, и шесть других версий.
F-100A одноместный дневной истребитель; 203 построено, model NA-192.
RF-100A ("Slick Chick") шесть F-100A модифицированных для фоторазведки в 1954 году. Списаны из USAF в 1958 году, сохранившиеся 4 самолета были переданы Republic of China Air Force и списаны в 1960 году.
F-100B он же North American F-107
F-100BI предложенная версия перехватчика F-100B, не вышла из макета.
F-100C семдесят Model NA-214 и 381 Model NA-217.Дополнительные топливные баки под крылом,истребитель-бомбардировщик,дозаправка в воздухе, двигатель J57-P-21. Первый полет в марте 1954 года; 476 построено.
TF-100C один F-100C конвертированный в двухместный учебный самолет.
F-100D Одноместный истребитель-бомбардировщик,улучшенная авионика,увеличенное крыло и хвостовое оперение,посадочные закрылки. Первый полет 24 января 1956 года; 1,274 построено.
F-100F двухместная учебная версия,вооружение уменьшено с 4 до 2 пушек. Первый полет 7 марта 1957 года; 339 построено.
DF-100F это обозначение получил один F-100F использовавшийся для управления беспилотниками.
NF-100F три F-100F использовавшиеся для испытаний, префикс "N" означает,что модификация не может вернуться к обычной службе если я правильно понял?
TF-100F Датское обозначение для 14 F-100F экспортированных в Данию в 1974 году,чтобы отличить их от 10 F-100F поставленных в 1959-1961 годах.
QF-100 другие 209 D и F model заказанные и конвертированные в беспилотники(unmanned radio-controlled FSAT (full scale aerial target)) и самолеты управления ими для испытания и уничтожения современными ракетами воздух-воздух.
F-100J непостроенная всепогодная экспортная версия для Японии
F-100K непостроенный вариант двухместного F-100F с двигателем J57-P-55
F-100L непостроенный вариант одноместного F-100D с двигателем J57-P-55
F-100N непостроенная версия с упрощенной авионикой для покупателей из НАТО
F-100S предложенная французская версия F-100F с турбовентиляторным двигателем Rolls-Royce Spey
ЛТХ:
Модификация F-100A
Размах крыла, м 11,82
Длина самолета (без штанги ПВД), м 14,33
Высота самолета, м 4,94
Площадь крыла, м2 37,18
Масса
пустого самолета 9100
максимальная взлетная 16578
Топливо, л. 4520
Тип двигателя 1 ТРД Pratt Whitney J57-P-21
Тяга, кН
форсированная 1 х 71,2
нефорсированная 1 х 45,4
Максимальная скорость, км/ч 1448
Крейсерская скорость, км/ч 966
Практическая дальность, км 2173
Практический потолок, м 15545
Макс.экспл. перегрузка 6
Экипаж, чел 1
Вооружение: четыре 20-мм пушки М-39 калибра