А теперь взглянем на Gloster Meteor F.4 целиком и носовую часть Gloster Meteor F.8. Они расположены в ангаре и начинающийся дождь не помешал мне их осмотреть.
Gloster Meteor F.4
кабина Gloster Meteor F.8
Музей в Мидленде. все,что есть у меня о Gloster Meteor Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Meteor F.4 это вариант оснащенный двигателем Derwent 5 с усиленным фюзеляжем, 489 построено компанией Gloster и 46 компанией Armstrong Whitworth для Royal Air Force. F.4 также отправляли на экспорт в Аргентину (50 самолетов), Бельгию (48 самолетов), Данию (20 самолетов), Египет (12 самолетов), Нидерланды (38 самолетов).
В музее мы можем увидеть Gloster Meteor F.4 EE531 Это второй старейший Meteor из существующих.
Еще более массовой, чем вариант F.III, стала модификация Meteor F.4 (в 1946 году римские цифры в обозначениях заменили арабскими). Она куда больше отличалась от "тройки", чем последняя от "единицы". На самолет поставили двигатели Derwent 5 тягой по 1590 кгс, т.е. возросшей более чем вдвое по сравнению с W.2B/37 (Derwent I). Кроме названия, Derwent 5 вообще имел мало общего со своим предшественником. Фактически это была уменьшенная копия перспективного двигателя Rolls-Royce В.41 Nene. Группа конструкторов Rolls-Royce во главе с Дж. Хэрриотом спроектировала и довела его до испытаний всего за шесть месяцев. Двигатели размещались в новых удлиненных мотогондолах, заметно улучшивших аэродинамику самолета. Пилот теперь сидел в гермокабине вентиляционного типа (ранее вопреки заданию кабина была негерметичной).
Чтобы двукратный прирост тяги не развалил истребитель, всю конструкцию пришлось значительно усилить.
Испытания опытного F.4, начатые в июле 1945 года, показали, что скорость увеличилась на 180 км/ч и в крыле возникли чрезмерные напряжения. Поэтому начиная с девятой серийной машины законцовки крыла убрали. Это уменьшило уровень напряжений и улучшило маневренность на горизонталях, но отрицательно повлияло на скороподъемность и потолок. Тем не менее, F.4 по своим характеристикам намного превосходил своих предшественников и строился крупными сериями не только компанией Gloster, но с 1946 года также компанией Armstrong Whitworth. Самолеты с длинным крылом обозначались G.41F, а с укороченным - G.41G. Всего выпустили 583 F.4, закончив их производство в апреле 1950 года.
К 1948 году F.4 полностью вытеснил из строевых частей королевских ВВС старые F.3. Он же стал первым вариантом Meteor, поступившим на вооружение других государств. В мае 1947 года Meteor купила Аргентина. За ней последовали Дания, Египет, Бельгия и Нидерланды.
Сразу же после окончания Второй мировой войны приобрести Gloster Meteor попытался и Советский Союз. В постановлении Совета Министров от 26 июня 1946 года говорилось: "Поручить Министру Внешней торговли т. Микояну, с целью изучения конструкции и новых достижений в области моторостроения за границей, закупить в Америке и Англии техническую помощь на образцы лучших мощных реактивных двигателей, а также реактивных самолетов, послав дпя этой цели в Америку и Англию закупочную комиссию из работников Министерства Авиационной промышленности". В декабре того же года Великобританию посетила делегация в составе авиаконструктора А.И. Микояна, конструктора двигателей В.Я. Климова и металловеда С.Т. Кишкина. Они объехали большое количество заводов, конструкторских бюро, институтов и испытательных центров, посмотрели на английские реактивные самолеты и на земле, и в воздухе. Вместе с тем они договорились о поставке в нашу страну партии ТРД Nene и Derwent, которые собирались скопировать и выпускать в массовом количестве. 14 января 1947 года Совет Министров СССР также принял постановление о покупке трех истребителей Gloster Meteor и трех - Vampire. Советское торгпредство в Лондоне начало переговоры с фирмами De Havilland и Gloster. На вопрос, почему заказ включает всего три самолета, отвечали, что машины будут использоваться как летающие стенды для изучения методов эксплуатации английских ТРД, пока советские опытные самолеты под них еще проектируются.
14 февраля 1947 года компания отправила торгпредству письмо. В нем говорилось о согласии продать три истребителя Gloster Meteor F.4 с двигателями Derwent 5, а также запчасти к ним. К письму была приложена подробная спецификация комплектовки истребителей приборами, оборудованием и вооружением, а также сводка летных данных, гарантируемых заводом. Первый самолет предполагалось сдать советским приемщикам в Глостере в январе 1948 года, еще один - в феврале и последний - в марте. Устанавливалась цена в 33950 фунтов за каждый самолет (без упаковки и транспортных услуг). Но заключение контракта увязывалось с согласием британского министерства авиации. Данные предложения поступили в советское министерство авиационной промышленности 4 марта 1947 года и были через несколько недель одобрены.
Но разрешения на экспорт боевых самолетов в СССР, видимо, так и не дали. Ни одного Gloster Meteor нам не поставили. Что, наверно, не стало большой потерей. Отечественные истребители довольно быстро превзошли его уровень.
Английские конструкторы осознавали постепенное отставание Gloster Meteor от современных требований и продолжали его совершенствование. Существовал параллельный проект модернизации F.3 с новым крылом, более мощными двигателями AJ 65 Avon и измененным горизонтальным оперением. Кое-что из него (в частности, удлиненный фюзеляж) затем использовали в модификации F.8. Разрабатывался и высотный вариант F.3 с вытянутыми удлиненными консолями и горизонтальным оперением большей площади. На нем собирались ставить двигатели Derwent 5. Оба проекта не были воплощены в металл.
На базе Gloster Meteor F.4 создали также опытный скоростной разведчик FR.5. Батарею пушек на нем заменили фотокамерой, которая могла устанавливаться в трех положениях, обеспечивая плановую или перспективную съемку. Еще два аппарата разместили в бывшем отсеке боезапаса. Первые подобные эксперименты проводились на F.3 еще в мае 1945 года.
FR.5 разбился в первом же испытательном полете. Серийно он не строился, но несколько F.4 переделали подобным образом.
Gloster Meteor F.6 остался лишь проектом. По одним сведениям, он сочетал удлиненный по сравнению с F.4 фюзеляж, двигатели Derwent 7 и оперение от нереализованного проекта реактивного истребителя, выполнявшегося по заданию ЕЛ/44. По другим, это был вариант с двигателями Derwent 7, оперением по типу F.8 и новым крылом с большей стреловидностью по передней кромке.
В конце 1949 года, британские ВВС сформировали специальное звено, для которого подготовили два облегченных F.4 с форсированными до 1910 кгс Derwent. 7 сентября 1946 года один из них показал 992 км/ч, а два месяца спустя - 996 км/ч. И, наконец, в феврале 1948 года на серийном F.4 поставили новый рекорд на замкнутом маршруте протяженностью 100 км - 874 км/ч. Но и он продержался всего неделю - его побил новый Supermarine Attacker.
Meteor довелось и после корейской войны несколько раз поучаствовать в различных вооруженных конфликтах. Их применяли обе стороны в недолгой гражданской войне в Аргентине, вспыхнувшей после восстания против режима диктатора Перона. Машин у аргентинцев было много (в 1947-48 годах они купили 100 F.4 - 50 новых и 50 "б/у"). Использовались они, в основном, как штурмовики. Интересна судьба трех Gloster Meteor F.4, захваченных повстанцами на авиабазе в Кордобе. Ни авиационного, ни даже просто керосина в наличии не оказалось, и баки решили заправить смесью бензина и моторного масла. Такой вариант предусматривался конструкторами Rolls-Royce в качестве аварийного, но жестко оговаривались марки горючего и масла, технология заправки и режим полета. В горячке боев было не до таких тонкостей. В первом же вылете один самолет из-за перегрева двигателя взорвался, пилот погиб.
Наибольшим успехом Gloster Meteor F.4 правительственных сил явилась серия налетов на военно-морскую базу Рио-Сантьяго, занятую восставшими. Ее окруженный гарнизон эвакуировался морем. Для этого имелись два эсминца и несколько небольших вспомогательных судов. Gloster Meteor удалось повредить оба эсминца и поджечь или потопить все транспортные суда. Один Gloster Meteor сбили зенитчики эсминца, добившись прямого попадания в двигатель.
Gloster Meteor в Аргентине служили долго. Около половины из них дожило до середины 1960 годов, когда английские истребители стали заменять американскими F-86.
ЛТХ:
Модификация Meteor F.Mk.4
Размах крыла, м 11.33
Длина, м 12.50
Высота, м 3.96
Площадь крыла, м2 32.515
Масса, кг
пустого 5090
нормальная взлетная 6560
максимальная взлетная 7840
Топливо, л
во внутренних баках 1477.5
ПТБ 2 х 454.6
Тип двигателя 2 ТРД Rolls-Royce Derwent RD.5
Тяга, кгс 2 х 1590
Максимальная скорость км/ч 941
Практическая дальность , км
с ПТБ 1610
без ПТБ 980
Максимальная скороподъемность, м/мин 2286
Практический потолок, м 12200
Экипаж, чел 1
Вооружение: четыре 20-мм пушки Hispano Мк.II c 195 снарядами на пушку.
А теперь заглянем в кабину Gloster Meteor F.8 VZ477. Самолет был построен в 1950 году и служил в RAF до 1962 года. А теперь в музее в его кабине можно посидеть. Поскольку в ней можно посидеть,то находится она в очень неприглядном виде:-(((
Центральная приборная панель.
Правая сторона кабины.
Конструкция РУСа....
Все выкрашено в черный цвет,не очень то это радовало глаз пилота?
Приборы за РУСом.
Левая сторона кабины,РУД...
Дизайн у англичан и в устройстве кабин тоже специфичный.
Общий вид кабины.
Фото 11.
Кабина достаточно тесная...
Общий вид носовой части самолета.
И общий вид зала. Чуть позже мы внимательно рассмотрим оставшиеся самолеты в этом зале.