British Aircraft Corporation One-Eleven, также известный как BAC-111 или BAC 1-11,это ближнемагистральный британский реактивный авиалайнер. Это был второй в мире ближнемагистральный реактивный лайнер введенный в строй следом за французским Sud Aviation Caravelle. Самолет также производился по лицензии в Румынии в течении 80х годов как ROMBAC One-Eleven.
Музей в Даксфорде. Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
BAC 1-11 (One-Eleven) - cреднемагистральный пассажирский самолет, созданный английской фирмой British Aerospace. Отсчет истории самолета BAC One-Eleven начался в 1956г. За основу самолета был взят проект 32-местного турбореактивного пассажирского самолета, разработанный компанией Hunting Aircraft и названный Hunting H.107.
Планировалось оборудовать его силовой установкой из двух турбореактивных двигателей Bristol Orpheus 12B, но проект был изменен с перспективой установки турбовентиляторных двигателей. Это привело к задержке на четыре года, в течение которых Hunting Aircraft была приобретена Британской авиастроительной корпорацией (ВАС).
Окончательный вариант самолета, обозначенный BAC.111 (позже названный One-Eleven - Один-Одиннадцать), имел герметичный фюзеляж круглого поперечного сечения и низкорасположенное стреловидное крыло, оснащенное закрылками Фаулера и аэродинамическими тормозами-интерцепторами. Т-образное хвостовое оперение включало переставляемый стабилизатор, а убирающееся трехопорное шасси с гидравлическими амортизаторами имело спаренные колеса на каждой стойке.
Собранный как базовый серийный вариант и оборудованный двумя турбовентиляторными двигателями Rolls-Royce Spey Mk 506 тягой 4722 кгс, прототип One-Eleven Series 200 (G-ASHG) впервые поднялся в воздух 20 августа 1963г. 22 октября в ходе доводочных летных испытаний этот самолет разбился вместе с экипажем из семи человек. Причина катастрофы заключалась в глубоком срыве потока вследствие применения конструкции с Т-образным оперением и хвостовым расположением двигателей. Доработка включала установку рулей высоты большей площади с бустерным управлением и модификацию передней кромки крыла. Эти изменения были способны уберечь самолет от возможного случайного выхода на опасные углы
В мае 1963г. Британская авиастроительная корпорация заявила о решении разрабатывать две другие версии в дополнение к базовой Series 200. Ими должны были стать One-Eleven Series 300 с турбовентиляторными двигателями Spey Mk 511 тягой 5171 кгc и увеличенными полезной нагрузкой и дальностью, и, в общем, похожей конструкции, One-Eleven Series 400, для удовлетворения требований Соединенных Штатов. Наряду с более мощными двигателями Series 300 имела увеличенный объем горючего, усиленные крылья и шасси, способные выдержать увеличившийся на 3856 кг вес.
Интерес к самолету One-Eleven возрастал. Перспективы сбыта в США казались довольно радужными. Однако когда 16 апреля 1965г. Федеральное управление гражданской авиации США выдало сертификат летной годности, в мире уже производилось много различных самолетов подобного класса, поэтому число продаж ВАС.111 в США не достигло ожидаемой величины. Первый коммерческий рейс самолета был совершен 9 апреля 1965г. авиакомпанией British United Airways из Гатвика в Геную. В США первый аналогичный полет 25 апреля выполнил самолет авиакомпании Brandiff. Производство трех самых первых версий самолетов в целом составило 134 машины: 56 - Series 200, 9 - Series 300 и 69 - Series 400.
Возрастающее количество авиапассажиров привело к тому, что транспортные компании стали отдавать предпочтение более вместительным и грузоподъемным самолетам. Для этого был разработан проект One-Eleven Series 500. С удлиненными на 2,54 м носовой и на 1,57 м хвостовой частями самолет Series 500 мог вместить максимум 119 пассажиров. Он также был оборудован более мощным двигателем и имел крыло с увеличенным на 1,52 м размахом. Конструкция шасси и крыла была усилена, чтобы выдержать значительное увеличение полетного веса. Первоначальный взлетный вес самолета составлял 41277 кг, но потом был увеличен до 47400 кг. Прототип Series 500 был создан путем модификации проекта самолета Series 400 (G-ASYD). Впервые он поднялся в воздух 30 июня 1967 года.
Последней моделью стал One-Eleven Series 475, предназначенный для работы в условиях высокой температуры и высокогорья. В самолете был использован измененный фюзеляж Series 400, а также силовая установка и крыло Series 500. Для обеспечения взлета с неподготовленных аэродромов было усовершенствовано шасси. Кроме Series 475 и 500, строившихся в BАe в стандартной конфигурации, имелись два специальных варианта - административный и грузовой.
Ко времени завершения производства в Британии были построены 230 самолетов One-Eleven.В 1975 г. между фирмой BAC и румынским государственным предприятием IRMA было подписано соглашение о сотрудничестве в производстве самолетов BAC 111-500. Первоначально в Румынии изготовлялись отдельные элементы планера самолета с последующей отправкой в Великобританию на завод фирмы BAC.
В 1979 г. фирма British Aerospace (в состав которой вошла фирма BAC) подписала с румынской фирмой "Ромаэро" соглашение, разрешившее выпускать самолет по лицензии. Первый лицензионный самолет был построен в августе 1982 г., а 18 сентябре он совершил свой первый полет. Всего фирма "Ромаэро" построила девять самолетов (данная модификация выпускалась под обозначением 111-560, а самолет BAC 111-400 - под обозначением 111-495) для румынских авиакомпаний "Таром" и "Ромавиа". В Румынии этот самолет все еще выпускается. К началу 90-х годов было построено около 20 самолетов.
В 1980-х годах в связи с принятием более ужесточенных норм по шуму фирма British Aerospace начала попытки по оснащению самолетов BAC 111 шумоглушащими устройствами на гондолах ТРДД. В результате многолетних исследований и испытаний весной 1997 г должны были начаться летные испытания самолета BAC 111-500 с комплектом шумоглушащих устройств QNC. В 1982 г. фирма " Ромаэро" провела переговоры с американской фирмой "Ди Говард" относительно замены на самолетах 111-560 старых двигателей более экономичными ТРДД Rolls-Royce Tay 650 (2 х 6810 кгс). Кроме того, кабину экипажа предполагалось оснастить цифровым комплексом авионики EFIS производства американской фирмы "Ханиуэлл". Модифицированный вариант самолета получил обозначение "Эйрстар" 2500. В связи с тем, что правительство Румынии отказалось финансировать эту программу, все работы по ней к концу 1980-х годов были прекращены. В 1993 г. была предпринята попытка возобновить программу модернизации после того, как фирма "Ромаэро" получила от американской авиакомпании "Киви Интернешнл" заказ на переоснащение 16 самолетов, находившихся у нее в эксплуатации. Первый переоборудованный самолет предполагалось передать в 1995 г., но румынское правительство снова не обеспечило финансирование. По мнению фирмы "Ромаэро", самолет "Эйрстар" 2500 достаточно конкурентоспособен на мировом рынке и по ряду параметров превосходит однотипный самолет Фоккер 100.
Самолет выпускался серийно в 1968-1977 гг. В конце 1996 г. в эксплуатации находилось 57 самолетов данной модификации.
В салоне в креслах, расположенных по 5 в ряд с высокой плотностью, могли разместиться 119 пассажиров. Кроме традиционной пассажирской двери, BAC.111 имел хвостовой трап, по которому пассажиры могли подниматься сразу в задний салон.
сторона с двумя рядами кресел
тремя рядами
общий вид салона в сторону хвоста самолета
попытаемся заглянуть в кабину самолета. Наш самолет имеет индекс 510,это значит,что это самолеты 500 серии,построенные по заказу BEA(British Airways). По заказу авиакомпании,на ее самолеты устанавливали модифицированную кабину пилотов,которая оснащалась той же авионикой и приборами,что и
Hawker Siddeley HS.121 Trident. Это было сделано для упрощения обслуживания и эксплуатации совместно этих типов.
верхняя панель
Их дополнительное оборудование включало более сложную систему автоматического полета(autoflight system), которая позволяла автоматическую посадку по CAT II и имела автомат тяги. Модификация зашла настолько далеко,что многие переключатели поменяли свои положения на обратное для того,чтобы совпадать с Трайдентом. В итогеe 510ED настолько сильно отличался от остальных самолетов One-Elevens и 500 серии,что требовал отдельного рейтинга для управления.
рабочее место второго пилота
панель приборов
рабочее место КВСа,видна ручка управления передним колесом
Фото 11.
общий вид кабины
кухня у аварийного выхода
на самом деле доступ в кабину вот так ограничен
теперь с другим объективом: более общая картина кабины
Модификации:
BAC One-Eleven 200 начальная серийная версия,двигатели 10,410 фунтов тяги (46.3 kN) Spey Mk 506; 56 построено.
BAC One-Eleven 300 ремоторизация (11,400 фунтов тяги (51 kN) Spey Mk 511s), больше топлива для большего расстояния; 9 построено.
BAC One-Eleven 400 Series 300 с американским оборудованием; 69 построено.
BAC One-Eleven 475 Series 400 фюзеляж с крыльями и двигателями от Series 500 плюс более мощные шасси для посадки на плохие впп и защита корпуса 9 построено, включая 3 для Омана.
Rombac 1-11-495 планировавшаяся для постройки в румынии версия Series 475. не строились.
BAC One-Eleven 500 версия с увеличенным фюзеляжем на 119 мест и более длинное крыло. Оснащена более мощными двигателями (12,550 фунтов тяги (55.8 kN) Spey 512); 86 построено.
BAC One-Eleven 510ED вариант 500 series построенный для BEA/British Airways. размеры и двигатели подобны 500,кокпит модифицирован по подобию HS.121 Trident .
Rombac 1-11-560 румынская версия Series 500. 9 построено.
BAC One-Eleven 670 Series 475 с улучшенной аэродинамикой и уменьшенным шумом; один конвертирован из Series 475
рабочее место 2 го пилота сверху
Наш борт G-AVMU был поставлен BEA (позже British Airways) в марте 1969. Он летал на местных линиях Великобритании и Германии до октября 1992 года(сделав 45540 полетов).Он прилетел в Даксфорд в марте 1993 года.Сейчас он принадлежит Duxford Aviation Society.
ЛТХ:
Модификация BAC 111-510
Размах крыла, м 28.50
Длина самолета,м 32.61
Высота самолета,м 7.47
Площадь крыла,м2 95.78
Масса, кг
пустого самолета 24386
максимальная взлетная 41950
Внутреннее топливо, л 14020 (17200)
Тип двигателя 2 ТРДД Rolls-Royce Spey RB.168 Mk 511-14D
Тяга, кгс 2 х 5443
Максимальная скорость, км/ч 871
Крейсерская скорость, км/ч 850
Практическая дальность, км 3484
Дальность действия, км 2780
Практический потолок, м 10670
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 119 пассажиров или 12280 кг груза