Grumman F7F-3 Tigercat это одноместный истребитель-бомбардировщик оснащенный двумя радиальными двигателями Pratt & Whitney R-2800-34W. Всего было построено 249 самолетов. Все самолеты F7F сохранившиеся в мире вроде как только модификации F7F-3. В мире как минимум 7 летающих бортов и пять в музеях. Посмотрим на парочку подобных бортов,один из которых летающий.
Первый это летающий F7F-3P из Ошкоша с номером 80390,он принадлежит Lewis Air Legends из San Antonio, Texas.
Второй это F7F-3 из музея морской авиации в Пенсаколе с номером 80373.
Naval museum, Pensacola Fl Ошкош 2011 все,что у меня есть по F7F Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Grumman F7F-3 Tigercat C/N C.115 из Пенсаколы 80373 ,последняя гражданская регистрация N7654C
Немного истории:
построен как F7F-3. поступил на службу в United States Marine Corps с BuNo 80373.
1948 списан из United States Marine Corps.
с 1963 по 1966 принадлежал Calvin J. Butler/Butler Farm Air Service, Redmond, OR.
Нес маркировку: tanker #F18
в 1969 продан TBM Inc of Tulare, CA.
Нес маркировку: tanker #E63
21 сентября 1980 перегоночный полет в музей. Передан в National Naval Aviation Museum, NAS Pensacola, Pensacola, FL.
14 января 1982 продан неизвестному владельцу с c/r N7654C (F7F-3, 80373).
23 апреля 1993 в National Naval Aviation Museum, NAS Pensacola, Pensacola, FL.
19 августа 1999 гражданская регистрация, N7654C, прекращена.
Продолжая совершенствование истребителя, фирма Grumman провела исследования, показавшие, что увеличение площади хвостового оперения позволит улучшить устойчивость и управляемость машины. Один из прототипов был соответствующим образом переоборудован и испытан в аэродинамической трубе. Результаты испытаний оказались положительными - на свет появилась еще одна модификация Tigercat - F7F-3. Первый полет серийного истребителя состоялся 10 марта 1945 года, а за период с марта 1945 года по июнь 1946 года выпустили 250 "троек" различных модификаций.
Внешне от своих предшественников самолет отличался лишь увеличенным по высоте и площади вертикальным оперением, гораздо более серьезные изменения коснулись конструкции. На истребителе установили моторы Pratt Whitney R-2800-34W Double Wasp мощностью 2100 л.с., с улучшенными высотными характеристиками, усилили конструкцию планера, а на месте кабины оператора установили дополнительный 300-литровый топливный бак, доведя суммарную вместимость топливной системы до 1720 л.
Пушечно-пулеметное вооружение осталось прежним - четыре 12,7 мм пулемета в носовой части с боезапасом 300 выстрелов на ствол и четыре 20 мм пушки (300 выстрелов на ствол) в корне крыла (следует отметить, что из-за некоторых проблем часть F7F-2N и "троек" раннего выпуска оснащались полностью пулеметным вооружением).
Значительно усилили конструкцию пилонов, что позволило увеличить вес боевой нагрузки - теперь самолет мог нести под крылом 453-кг бомбы, а под фюзеляжем - 907-кг бомбу. Появилась также возможность использовать 1 135,5-литровые подвесные топливные баки. Увеличение веса самолета потребовало усилить конструкцию шасси.
Первые поставки нового истребителя КМП начались в марте 1945 года, а его освоение в эскадрильях велось форсированными темпами, чтобы поскорее испытать F7F-3 в бою. Джо Реннер, один из командиров авиабазы КМП Шерри Пойнт, предложил не перевозить самолеты морем, а перегнать их на Гаваи, чтобы затем, перелетая с острова на остров, доставить их своим ходом в район боевых действий. Это позволяло не только избежать возможных потерь в случае торпедирования транспорта, но и здорово экономило время.
Для доказательства своей правоты Реннер совершил беспосадочный перелет из Шерри Пойнт в Сан Диего в Калифорнии. С его самолета было снято вооружение, орудийные порты заделаны, а три подвесных бака по 1135 литров довели суммарный запас топлива до 5000 литров. Перелет прошел без осложнений и после преодоления дистанции в 3700 км (а этого с лихвой хватало, чтобы долететь из Сан-Франциско до Гаваев) еще остался небольшой запас топлива. Пару дней спустя Реннер повторил перелет в обратном направлении, но высшее командование не обратило внимания на эти достижения и боеготовые соединения отправились морем на Гуам, опоздав вступить в бой.
Учитывая большой радиус действия и высокую скорость истребителя, на его базе сделали фоторазведчик, получивший обозначение F7F-3P. Первую из этих машин флот получил в марте 1945 года, последнюю - в декабре. За девять месяцев выпустили около 60 самолетов. Подобно F7F-3N фоторазведчики сходили с общего конвейера и отправлялись на Локхид для доработки.
Вооружение на них не ставилось, а в хвостовой части фюзеляжа монтировалось фотооборудование, состоявшее из двух камер бокового обзора и трех вертикально установленных камер для маршрутного фотографирования. Кроме того, на самолет устанавливали оборудование для дистанционного управления фотосъемкой и перископ в кабине пилота, обеспечивавший ему обзор вниз. В походном положении объективы камер закрывались крышками, которые также управлялись дистанционно.
Существовало еще две "штучных" модификации "тройки": F7F-3E и F7F-3К. Согласно директиве ВМС, выпущенной в январе 1946 года, модификация F7F-3Е являлась ночным бомбардировщиком оснащенным радаром. По документам компании Grumman в этот вариант переделали три машины, но в боевых частях они уже служили под обозначением F7F-3N. Вполне возможно, что бомбардировочное оборудование на них или вообще не ставилось, либо было демонтировано.
F7F-3K существовал в единственном экземпляре и представлял собой серийный истребитель ( 80411), переделанный фирмой Bell Aircraft в дистанционно управляемый беспилотный самолет. Судьба его сложилась неудачно: 8 августа 1946 года, после демонстрационного полета (который, между прочим, включал и выполнение фигур высшего пилотажа) машина потерпела аварию при посадке на аэродром авиабазы Шерри Пойнт из-за механической поломки в системе выпуска шасси. Повреждения оказались настолько серьезными, что от восстановления самолета отказались.
Казалось бы, то, что самолет не успел принять участие во Второй Мировой войне и малое (сравнительно) количество построенных машин должны были сделать Tigercat "проходным" вариантом. Но история распорядилась по другому. Вспыхнувшая на Корейском полуострове, война заставила воющие стороны мобилизовать все ресурсы и предоставила Tigercat возможность проявить себя.
Сильное беспокойство войскам ООН в Корее доставляли ночные налеты пилотов северокорейских По-2, очевидно позаимствовавших опыт советских легких ночных бомбардировщиков. Первые Tigercat прибыли в Корею в составе эскадрильи VMF(N)-542 корпуса морской пехоты. Отплыв из Сан-Диего 26 августа 1950 года на борту авианосца " Кэйп Эсперанс" эта эскадрилья прибыла в японский порт Йокосука 11 сентября, а уже 19 сентября ее перебросили на недавно освобожденную авиабазу Кимпо, неподалеку от Сеула.
Несколько позже, в октябре, к ней присоединилась эскадрилья VMF(N)-513, на вооружении которой помимо F7F-3 находились также ночные истребители F4U-5N и -5NL "Корсар". В марте 1951 года VMF(N)-542 была отозвана в США для перевооружения, а ее Tigercat были переданы VMF(N)-513.
Немного отвлечемся на еще один самолет 1945 года выпуска,летающий фоторазведчик Grumman F7F-3P Tigercat C/N C-132, 80390 из Ошкоша N700F
Немного истории:
построен как F7F-3N.
поступил на службу в United States Navy с BuNo 80390.
конвертирован в F7F-3P.
с апреля 1949 по 1958 хранился в NAS Litchfield Park, AZ.
с 1958 по 1959 продан Kreitzberg Aviation, Salem, OR с c/r N6129C.
с 25 мая 1959 по 1960 продан Wayne B. Fowler, Shaw Island, WA.
с 1960 по 1961 продан Aero Enterprises, Elkhart, IN.
с 1961 по 1963 продан Johnson Flying Service, Missoula, MT.
в 1961 конвертирован в пожарный танкер Salem, OR.
с 1963 по 1966 продан Butler Farm Air Service/Calvin J. Butler, Redmond, OR.
Нес маркировку: F16
с мая 1966 по 1978 у TBM Inc, Tulare, CA.
Нес маркировку: E62
с ноября 1978 по 1981 продан On Mark Aviation/Harold Beal, Knoxville, TN.
с 1978 по 1984 хранился в Knoxville, TN.
март 1980 продан Kalamazoo Aviation History Museum/Preston Parish, Kalamazoo, MI с c/r N700F.
но так и оставался на хранении в Knoxville.
январь 1981 гражданская регистрация N700FM зарезервирована,но не получена.
Зарезервирована под Air Training Inc. of Knoxville, TN.
в 1981 продан Kalamazoo Aviation History Museum/Preston Parish, Kalamazoo, MI с c/r N700F.
но так и оставался на хранении в Knoxville.
с 1984 по 1985 реставрировался.
Получил маркировку: D3, 80390
14 июня 1988 получил летную годность N700F (F7F-3, 80390).
управляется Air Zoo, Kalamazoo/Battle Creek International Airport, Kalamazoo, MI.
24 октября 2008 продан Lewis Aeronautical Llc, San Antonio, TX.
далее в Planes of Fame Air Museum, Chino Airport, Chino, CA.
потом в Lewis Air Legends/Rod Lewis, Lewis Ranch Airport, San Antonio, TX.
29 сентября 2010 получена летная годность для NX700F (F7F-3, 80390).
8 ноября 2010 продан Lewis Racing Llc, San Antonio, TX.
Продолжим: Первую воздушную победу Tigercat одержали 1 июля 1951 года, когда экипаж в составе капитана Лонга и оператора РЛС уоррент-офицера Бакингема перехватили и сбили северокорейский По-2 севернее Сеула (это была первая ночная победа авиации Корпуса морской пехоты). Из-за малой высоты полета и невысокой скорости, а также малой радиолокационной заметности, По-2 являлся весьма трудной целью и Лонгу и Бакингему удалось свалить его только с третьего захода. Следующий По-2 был сбит 23 сентября экипажем в составе майора Ван Ганди и сержанта Уоллма, открывшим огонь с дистанции 150 м и поразивших противника первыми же выстрелами.
F7F-3 VMF(N)-513 использовались также в ночных ударных операциях, чему способствовало мощное вооружение истребителя (в том числе и бомбовое) и способность длительное время находиться в воздухе. Достаточно сказать, что до лета 1952 года пилоты 513-й эскадрильи выполнили более 50% ночных тактических вылетов авиации ООН. Основной их задачей было уничтожение техники и живой силы противника, который осуществлял передвижение преимущественно по ночам.
Помимо F7F-3N в Корее также использовались разведчики F7F-3R 1-го воздушного крыла Корпуса морской пехоты. Они вели разведку на малых высотах и несли серьезные потери, в результате чего их заменили на реактивные F2H-2 "Бэнши".
Появление на вооружении у северокорейцев реактивных истребителей не оставляло шансов поршневым машинам и к началу лета 1952 года VMF(N)-513 полностью перевооружили на реактивные Douglas F3D Skyknight, а Tigercat были отправлены на "заслуженный отдых" в части второго эшелона, где они были полностью сняты с вооружения к середине 50-х годов.
Несколько самолетов были переоборудованы для тушения лесных пожаров и использовались пожарной охраной западного побережья США до середины 80-х годов. В настоящее время существует, как минимум, один летный F7F-3 восстановленный энтузиастами из Окленда(наш борт), который постоянно участвует в различных авиашоу, демонстрируя прекрасный образец истребителя заката "винтовой" эры, а еще несколько экземпляров этого самолета находятся в различных авиамузеях США.
Посмотрим на этот изящный самолет поближе.
Фюзеляж выглядит более стройным нежели мотогондолы мощных радиальных двигателей.
Самолет имеет имя собственное "Here Kitty,Kitty".
Ниша уборки основной стойки.
Хвостовое оперение.
Вид из под хвостового оперения.
Общий вид сзади,под фюзеляжем закреплен дополнительный топливный бак.
Крупнее.
Механизация крыла.
Модификации:
F7F-3 Tigercat одноместный истребитель-бомбардировщик оснащенный двумя двигателями Pratt & Whitney R-2800-34W, 189 построено.
F7F-3N Tigercat двухместный ночной истребитель, 60 построено.
F7F-3E Tigercat небольшое число F7F-3 конвертированных в самолеты РЭБ.
F7F-3P Tigercat небольшое число F7F-3 конвертированных в самолеты фоторазведки.
ЛТХ:
Модификация F7F-3
Размах крыла, м 15.70
Длина, м 13.83
Высота, м 5.05
Площадь крыла, м2 42.27
Масса, кг
пустого самолета 7380
нормальная взлетная 11670
Тип двигателя 2 ПД Pratt & Whitney R-2800-34W Double Wasp
Мощность, л.с. 2 х 2100
Максимальная скорость , км/ч 700
Крейсерская скорость , км/ч 357
Перегоночная дальность, км 3700
Практическая дальность, км 1950
Максимальная скороподъемность, м/мин 1380
Практический потолок, м 12405
Экипаж 1
Вооружение: четыре 20- мм пушки в корневой части крыла (300 патронов) и четыре 12,7-мм пулемета (300 патронов),
1 торпеда под фюзеляжем и до 454 кг бомб под каждой консолью крыла или одну 907 кг бомбу под фюзеляжем