75 лет ЛИКу Сокола ч.1: МиГ-21

Sep 24, 2013 16:04

Юбилей отмечал летно-испытательный комплекс (ЛИК) Нижегородского авиастроительного завода «Сокол» 8 мая. Ему исполнилось 75 лет. Удивительно,но на этот праздник пригласили малую авиацию и даже позволили прилететь на местный аэродром. Я постепенно начну рассказывать об этом мероприятии. Сегодня же немного фотографий тех МиГ-21,которые удалось там увидеть.


75 лет ЛИКу Сокола.
Ошкош 2010 ч.1: МиГ-21
Музей в Ле Бурже ч.27: МиГ-21 Ф-13.
сайт ЛИКа

Сразу по прилету на аэродром мы увидели два борта с номерами 08 и 901. Сердце Володи Лисняка не выдержало и он тут же полез в кабину.
ЛИК это одно из наиболее значимых подразделений завода, которое включает в себя аэродром и обслуживающие его наземные службы.


На заводе Сокол производились в том числе и самолеты МиГ-21,правда далеко не всех модификаций.


Неудивительно,что некоторые экземпляры остались тут.Причем еще несколько лет тому назад они летали,а год назад техники запускали их движки на земле.Большое начальство все время порывается порезать эти самолеты и оборудование к ним,но пока эти порывы удавалось отбить.


Про борт 08 синий у меня информации нет,кроме того,что он не так давно снимался в художественном фильме.На другой его стороне вы сможете увидеть арабскую вязь,я так понимаю это остатки съемочного процесса. Женя тоже не удержался и вскарабкался наверх:-)))


Носовая стойка,резину бы поменять...


Открытые тормозные щитки.


Ниша уборки основных стоек.


И основная стойка со стершейся резиной.


Хвостовое оперение


А рядом стоит второй более-менее живой борт.Как видите тут два места экипажа,поэтому он предпочтительнее для попадания в частные руки. И научить летать можно и народ покатать.
Микоян-Гуревич МиГ-21УМ Бортовой: 901
s/n: 516913001. МиГ-21УМ (1971) - учебный фронтовой истребитель с модернизированным БРЭО.Любопытно,что эта модификация строилась на других заводах:в Тбилиси с 1962-го по 1971 год и в Москве на "Знамя труда" - с 1964-го по 1968 год на экспорт.


Ну и наш борт 08 синий в полной красе.


Носовая часть.


ПВД.


Очень интересно всегда смотреть на хвостовое оперение боевых самолетов. Тут столько всяких антенок,выступов и прочей замечательной для нас ерунды.


Вот что это за гриб растет на самом верху? Я такие в пустыне гоби встречал:-))).


Место для парашюта.


Еще ПВД,угол атаки.


Вид назад с крыла


Перископ,чтобы смотреть назад и видеть приближающихся врагов?.


Любопытная ниша,для чего ее оставили такой открытой? Не отвлекает ли это пилота?


Крупнее,как подсказал Дмитрий Осминский,это4,5 литровый бачок с чистым спиртом для антиобледенительной системы лобового остекленения фонаря.


А вот и та самая арабская вязь,оставшаяся от киношников


А это мы уже на крыле 901. В 1968 году на испытания поступил УТС МиГ-21УМ (изделие "69"). От предшественника он отличался, прежде всего, двигателем Р13-300 (имеются сведения, что на некоторых машинах устанавливались Р11Ф2С-300). На самолете, кроме того, доработали топливную систему и увеличили объем накладного бака, установили стрелковый прицел АСП-ПФ-Д-21, в систему управления включили автопилот АП-155.


Передняя часть кабины,для меня всегда было загадкой: почему тут оборудование не закрыто никаким чехлом?


Тут уже носовая часть устроена по другому. В кабине курсанта появилось кресло КМ-ly, у инструктора - КМ-1и. На откидной части фонаря кабины инструктора появился перископ, значительно улучшивший обзор из задней кабины при взлете и посадке. Были и другие, на первый взгляд, мелкие доработки, значительно упростившие эксплуатацию машины.


Общий вид 08


лобовое стекло


А теперь 901 целиком вид спереди


Теперь вид сбоку


Кабина на два человека


Носовая часть. На самолете эмблема МиГа. Несколько лет можно было за денежку полетать и на этом МиГе-21


Носовая стойка,резина тоже умерла почти


Основная стойка


Хвостовое оперение


Тут вместо грибочка,три палочки


Мне все же флаг СССР больше нравился. Он един и ничем не разделен!!!


Фото 39.


Общий вид на 901 и 08


Фото 41.


Фото 42.


Разные воздухозаборники у 901


и 08


Фото 46.


Немного отвлечемся и прогуляемся в сторону завода. Тут мы можем увидеть еще четыре МиГ-21 различных модификаций.
Ближний к нам МиГ-21Бис(тип 75) бортовой номер 06 серийный 75025087.Эти МиГ-21бис выпускались с 1972 по 1985 годы на Горьковском авиазаводе № 21; всего было выпущено 2013 экземпляров. Индийским заводом HAL в Насике было собрано примерно 220 истребителей из комплектов, поставленных из Советского Союза. Сборка последнего индийского МиГ-21бис завершилась в 1987 г.


еще 09,07,75.


Немного фотографий 06


МиГ-21бис
Масса пустого: 5 460 кг
Нормальная взлетная масса: 8 726 кг
Максимальная взлётная масса: 10 100 кг
Масса топлива: 2750
Двигатель: ТРДДФ Р-25-300
Тяга максимальная без форсажа: 4 100 кгс
Тяга на форсаже: 6 850 кгс
Тяга на чрезвычайном форсаже: 7 100 кгс[73]
Лётные характеристики
Максимальная скорость на высоте: 2230 км/ч
Максимальная скорость у земли: 1300 км/ч
Крейсерская скорость: 1000 км/ч
Дальность полёта:
без ПТБ: 1225 км
с ПТБ: 1470 км
Практический потолок: 17 800 м
Скороподъёмность: 235 м/с
Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 8,5 g[74]
Вооружение
Пушечное: 23-мм встроенная пушка ГШ-23Л (боезапас - 200 снарядов)
Точки подвески: 5
Масса подвесных элементов: 1300 кг
Управляемые ракеты:
"воздух-воздух: " Р-3, Р-60, Р-60М
«воздух-поверхность»: Х-66, Х-31А
НАР: калибром 57 и 240 мм
Свободнопадающие бомбы: различных типов и весом до 1000 кг

Общий вид


Его хвостовое оперение отличается от других. МиГ-21бис - последняя и наиболее совершенная модификация из всего огромного семейства «двадцать первых», выпускаемых в СССР.
Главным новшеством стал двигатель Р-25-300, который развивал тягу без форсажа 4100 кгс, на форсаже - 6850 кгс, а на чрезвычайном форсаже - 7100 кгс (по некоторым источникам - даже 9900 кгс). Форсаж теперь разжигался за более короткое время. Скороподъёмность машины увеличилась почти в 1,6 раза. На МиГ-21бис объём внутренних баков уменьшили до 2880 л.На самолёте также устанавливались: более совершенная РЛС «Сапфир-21М» (С-21М или РП-22М), доработанный оптический прицел, позволивший снять ограничения при стрельбе из пушки при больших перегрузках, и новая система автоматизированного контроля состояния самолёта и двигателя, сократившая время технического обслуживания. Ресурс МиГ-21бис достиг 2100 часов.


А это МиГ-21 с бортовым номером 09


Соответственно 07


И 75


А мы возвращаемся к нашим 901 и 08


Идем к 901


И лезем в кабину,общий вид передней кабины


Кабина спарки 901


Общий вид передней кабины


Приборы поближе.В общем ничего хитрого


подробнее


Центральная консоль с управлением вооружением и подвесными баками


РУС


Правая боковинка кабины


левая сторона,тут РУД и прочие интересные вещи


Пилотажно-навигационные приборы


все для управления полетом


Что интересно было на этом пенопласте?.


Ну и запоминающееся лобовое стекло


КМ-1М


Теперь задняя кабина


Судя по всему это кабина инструктора


правая боковина


крупнее


центральная панель


Пилотажно-навигационные приборы


левая боковина,РУД


в нормальной проекции


Катапультное кресло задней кабины


Общий вид кабины


Фонарь задней кабины


Тут же корректировочные таблички


Знатный вентилятор,а уж сколько всего может из этой кабины отключить инструктор... чтобы заставить попотеть курсанта...


Общий вид


Теперь возвращаемся к МиГ-21 08


Также забираемся в кабину


Общий вид кабины


Правая сторона кабины


Левая сторона кабины


Катапультное кресло


РУС


Немного подробнее взглянем на приборы


Центральная приборная панель. Тут немного по другому эргономика. Борт все же боевой


слева


справа


А вокруг все безмятежно.


Тут же рядом было выставлено катапультное кресло КМ-1М,которое используется на МиГ-21.


Фото 105.


ЛТХ:
Модификация МиГ-21УМ
Размах крыла, м 7.15
Длина самолета,м 13.46
Высота самолета,м 4.80
Площадь крыла,м2 23.00
Масса, кг
пустого самолета 5610
нормальная взлетная 8000
Внутренне топливо, кг 2030
Тип двигателя 1 ТРДФ Р-11Ф2С-300
Тяга, кгс 1 х 6175
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 2175
у земли 1150
Перегоночная дальность, км 1460
Дальность действия, км 1210
Практический потолок, м 17300
Макс. эксплуатационная перегрузка 7.0
Экипаж, чел 2
Вооружение: две УР воздух-воздух К-13, блоки НАР калибром 57 и 240 мм, свободнопадающие практические и боевые бомбы различных типов на двух подкрыльевых узлах внешней подвески.

миг-21, лик, сокол, сормово, 2013

Previous post Next post
Up