От Мурмашей до Териберки всего ничего: по прямой километров 100. Минут сорок лету, но там море и поэтому погода может очень быстро меняться. Наша наземная команда дала нам добро на вылет: нижний край по ее мнению 200 метров и участок порядка 200 метров для моей посадки они вроде тоже нашли... Летим.
Путешествие на Кольский в июне 2024 года. Взлетаем с Мурмашей и парой выходим на Кольский залив. Юрий Александрович Сидоров не мог отказать себе в удовольствии посмотреть на Мурманск с воздуха. Оно конечно красиво, но лететь над холодными водами довольно нервное удовольствие.
Сопки все утыканы антеннами, так что в плохую погоду надо быть очень внимательным и аккуратным.
В районе Мурманска погода идеальная, а что вы хотели для глубокой ночи?:-))
Почему то тут полюбили ветряки.
Фото 5.
Перед нами Мурмаши. Мурмаши (кильд. саам. Мӯрмэш) - посёлок городского типа в Кольском районе Мурманской области. Административный центр и единственный населённый пункт городского поселения Мурмаши. Проживает порядка 10 тысяч человек.
Расположен в 21 километре от города Мурманска, на берегах Нижнетуломского водохранилища реки Тулома. Через левобережную часть посёлка (Мурмаши-3) проходит автодорога «Лотта».
ТЭЦ?
Подходим к мосту через Кольский залив.
Здесь уже начинается Мурманск. Мурманск (в 1916-1917 годах - Романов-на-Мурмане, кильд. саам. Мурман ланнҍ) - город на северо-западе России, административный центр Мурманской области. Население - 266 681 человек. Город, соответствующий категории областного значения, образует городской округ город-герой Мурманск. Звание Города-героя присвоено Мурманску в 1985 году за стойкость и героизм при обороне от немецких войск в годы Великой Отечественной войны.
И снова антеннки на вершине сопки.
По левому берегу видимо где то в районе Дровяного располагаются причалы для рыболовецких судов.
А также небольших танкеров.
А это видимо Южные причалы Рыбного порта.
Нас снимают с вертолета.
Попадается нам и небольшое пассажирское судно.
Контейнерный терминал.
Морской порт и корабль-музей ледокол "Ленин".
Хаски на фоне города и ЖД вокзала.
Насыпные терминалы.
Это мы пытались подробнее рассмотреть ледокол Ленин.
И начинаем отворачивать с водных просторов на сушу.
Не смог я определить, где стоит "Алеша".
Промзона.
Фото 28.
Город остается позади.
Трасса.
Хаски на фоне города.
С программой "В небо" мы были готовы ориентироваться по наземным ориентирам и высоковольткам.
Солнце слепит и поэтому трудно разглядеть всякие вышки на земле.
Вся дорогу нас будет сопровождать примерно такой рельеф.
Подходим ближе к вертолету.
Те если бы облачность прижимала, то лучше не лететь, чем рисковать встретиться с этим частоколом.
Ровных мест для посадки на сушу нет.
Проходим мимо аэродрома Североморск.
Непонятно, можно сюда сесть в случае чего?
Похоже идут работы.
Горушки становятся выше.
По дороге нам встретились места для отдыха.
Летим аккуратно вдоль трассы. Трасса называется Серебрянской.
Фото 54.
Реки мелкие и с камнями, на гидросамолете тоже не вариант для посадки.
Кольская ВЭС - крупнейшая в мире ветряная электростанция за полярным кругом. Она расположена на 80 км Серебрянского шоссе на территории Кольского полуострова в Мурманской области и состоит из 57 турбин общей мощностью 202 МВт. Объект расположен на территории площадью 257 гектаров и вырабатывает порядка 750 млн кВт*ч в год.
В июне 2017 года в рамках проведённого российским правительством тендера на строительство объектов ветрогенерации ЭЛ5-Энерго получила право на реализацию проекта Кольской ВЭС. 19 сентября 2019 года на площадке строительства ветропарка был заложен первый камень.
1 декабря 2022 года ЭЛ5-Энерго получила разрешение на ввод в коммерческую эксплуатацию первой очереди Кольской ВЭС мощностью 170 МВт (84% от проектной мощности). С 1 марта 2023 года ветропарк вышел на 100% установленной мощности.
А нам тут как раз поворачивать на 90 градусов влево к береговой линии....
А там уже стоит облачность и как ее преодолевать нам еще предстоит решить....
Ветряки. Высота от земли до верхней лопасти 150 метров, длина лопасти 65 метров. Высота самой башни 84 метра.
И вот нам уже всего каких то десять минут до Териберки, но самых напряженных....
Но пока над нами солнышко.
Тут все очень даже хорошо:-))
Приняли решение разойтись с вертолетом: он пойдет вдоль трассы под облаками, а мы заберемся над облаками и потом будем их пробивать.
Тут уже все это не выглядит так безобидно, как издалека....
Начинаем забираться.
Тут то тоже все красиво, если бы не надо было залезать вниз. Спасибо Андрею Дмитриевичу Иванову за доверие и его помощь во всех этих непростых перелетах.
Гало.
Пробивать решили над бухтой в сторону от берега к морю, чтобы не воткнуться в берег. Вывалились из облачности только где то на 100-120 метрах. Развернулись и двинули в сторону заброшенного аэродрома.
Видео снижения:
Click to view
Такие вот тут берега.
Мы идем метрах на 50 от уровня воды. А она то холодненькая, я прямо чувствую пятой точкой этот обжигающий холод:-))
Фото 76.
Фото 77.
Вот и сама Териберка.
Тут кипит жизнь. Вот они наверное удивились увидев нас...
Когда мы подвернули в сторону нашего импровизированного аэродрома, то немного потерялись тк осыпь слева с сопки очень хорошо имитировало дорогу, а если учесть, что мы оказались ниже нашей точки приземления... Но ребята увидели нас и по радиостанции довольно успешно навигировали.
А вот там где то впереди на полянке левее дороги наша полоса. Ребята ее обозначили канистрами в жилетах, что очень помогло. Уходить на второй круг тут очень некомфортно...
Видео посадки в Териберке:
Click to view
И вот мы на земле.
Вертолет аккуратно прошел вдоль трассы и уже ждал нас на земле.
Юрий Александрович Сидоров доволен результатом....
А мы двигаемся дальше...