Музей Воздухоплавания в Белграде: планер Letov Jastreb 54.

Jun 10, 2023 12:04

«Ястреб» - одноместный учебный планер для переходного обучения смешанной конструкции - преимущественно из дерева и ткани, с неубирающимися под корпусом амортизированными посадочными лыжами. Он производился на заводе Utva в Панчево и на заводе Letov в Любляне.


Muzej Yugoslovenskog Ratnog Vazduhoplovstva / Aeronautical Museum.


Планер в музее это Letov Jastreb 54 с номерами YU-3029/195. На данный момент известно, что сохранилось 4 экземпляра этого планера, три экспонируются как музейные экспонаты и четвертый находится в летном состоянии. Возможно, где-то в одном из ангаров аэроклубов по всей бывшей Югославии этот планер до сих пор сохранился, ожидая реставрации, но это пока неизвестно. Один экземпляр этого планера (регистрационный Ю-3029, заводской № 195), изготовленный на заводе «Летов», экспонируется в Музее авиации в Белграде на аэродроме «Никола Тесла». Он был включен в коллекцию музея в 1971 году в качестве подарка Белградского аэроклуба. Один экземпляр этого планера (регистрационный Ю-3015) хранится в Техническом музее в Загребе. Один экземпляр этого парусника был восстановлен в Словении и доведен до летнего состояния. Один экземпляр планера «Ястреб» с регистрационным номером S5-1053 висит на потолке пассажирского зала аэропорта Брник .


В 1937 году Аэроклуб Королевства Югославия объявил конкурс на проект учебного планера. Инженеры Иван Шоштарич и Войко Хумер приняли участие в конкурсе с планером с рабочим названием SH-1, который получил первый приз и предложение построить прототип. Производство прототипов началось в Любляне, но с тех пор, как инж. Шопштарич переехал в Земун по работе, а создание прототипа было оставлено на UTVA, где прототип был завершен. После испытательных полетов производство этого планера было прекращено, но конструктор не сдавался и продолжал совершенствовать планер, получивший теперь название «Ястреб». Планировалось, что новый прототип будет готов в первой половине 1940 года, но война прервала всю деятельность.


После Второй мировой войны прототип был изготовлен только в 1946 году, а его конструктор, инженер Иво Шоштарич, совершил на нем первый полет. После испытаний прототипа началось пробное производство, а параллельно с ним дальнейшее совершенствование планера. Принимая во внимание эргономику, Шоштарич спроектировал ножные органы управления таким образом, чтобы их можно было регулировать на земле в соответствии с ростом пилота, а планер также оснащен воздушными тормозами для приземления, что позволяет тренироваться в базовой акробатике. Модифицированный планер Jastreb получил название «Jastreb bis», который демонстрировался в Церкле (Брежице) в 1947 году и ко Дню авиации в 1948 году на авиасалоне в Белграде.


Заметив, что планер имеет возможность выполнять более сложные фигуры пилотажа, создающие большие нагрузки, в 1954 году была проведена его модификация путем усиления крыльев подкосами. Модифицированные планера получили в названии суффикс «54», поэтому их назвали «Ястреб 54».


Ястреб это планер с деревянной конструкцией. Его корпус имел шестигранную форму, обшитую фанерой. В носовой части располагалась кабина пилота с цельнолитым кожухом из оргстекла. Планер был оснащен самыми основными приборами для дневных полетов. В качестве шасси этого планера служила деревянная направляющая, прикрепленная к амортизаторам из твердой резины. Более поздние модели были оснащены металлической направляющей и фиксированным резиновым колесом в удлинителе за направляющей. На хвосте планера была эластичный костыль.


Крыло комбинированной формы, частично прямоугольной, а дальше трапециевидной со скругленными концами и располагалось на верхней кромке фюзеляжа, так что самолет классифицировали как высокоплан-моноплан. Несущая конструкция крыла была деревянной с двумя лонжеронами, с передней стороны покрытой деревянной фанерой, а задние кромки крыла и рули обтягивались пропитанным полотном. Аэродинамический профиль крыла Gö 549/CAGI 731 и удлинение 14,30. Крыло было оборудовано аэродинамическими тормозами с обеих сторон.


Конструкция горизонтального и вертикального стабилизаторов, а также руля направления была выполнена так же, как и крыло.


Первые две меньшие серии планеров Jastreb по 20 штук каждая были изготовлены на заводе «Утва» в Панчево в 1948 и 1950 годах. Планера Jastreb 54 производились на заводе «Летов» в Любляне. Их использовали почти во всех аэроклубах Югославии. Благодаря отличным летным характеристикам эти планеры пользовались большой популярностью у планеристов. Их перестали использовать в 1970-х годах.


Общий вид


Планер под потолком и рассмотреть его непросто.


Фото 170.


Почти с одного ракурса.


Общий вид спереди.


С правого борта.


Фонарь одноместной кабины.


Хвостовое оперение.


Лыжа и колесо.


Общий вид снизу.


Крупнее колесо....


Варианты планера:
Jastreb - планер по проекту от 1946 года, первый прототип выпущен в Утве, 20 экз.
Jastreb bis - планер, модифицированный при производстве первой серии в Утве (20 экз.)
Jastreb 54 - планер с крылом с подкосами, проект 1954 года, производство Летов из Любляны.


ЛТХ Ястреб Ястреб бис Ястреб 54
Качество 1 : 22,3 при скорости 62,5 км/ч 1 : 23,0 при скорости 62,5 км/ч 1 : 22,3 при скорости 70 км/ч
максимальная скорость 210 км/ч. максимальная скорость 210 км/ч максимальная скорость 140 км/ч
минимальная скорость 49 км/ч минимальная скорость 49 км/ч. минимальная скорость 49 км/ч
Макс. скорость аэротяги 128 км/ч. Макс. скорость аэротяги 110 км/ч Макс. скорость аэротяги 110 км/ч
Макс. скорость лебедки 110 км/ч. Макс. скорость лебедки 110 км/ч. Макс. скорость лебедки 110 км/ч
мин. Опора 0,72 м/с на быстром. 57,8 км/ч
Размеры
размах крыла 15,10 м размах крыла 15,00 м размах крыла 15,10 м
площадь крыла 15,50 м² площадь крыла 15,50 м² площадь крыла 15,50 м²
удлинение 14.70 удлинение 14.70 удлинение 14.30
профиль крыла: A26 профиль крыла: модифицированный A26. профиль крыла: Go 549 / CAGI 731
Макс. нагрузка на крыло; 16,60 кг/м² Макс. нагрузка на крыло; 15,90 кг/м² Макс. нагрузка на крыло; 18,84 кг/м²
длина корпуса 6,85 м длина корпуса 6,85 м длина корпуса 6,85 м
высота 1,87 м высота 1,87 м высота 1,87 м
масса
пустого 167 кг пустого 157 кг пустого 202 кг
грузоподъемность 90 кг грузоподъемность 90 кг грузоподъемность 90 кг
макс взлетная 257 кг макс взлетная 247 кг макс взлетная 292 кг
водный баланс; не имеет водный баланс; не имеет водный баланс; не имеет

белград, планер, letov jastreb 54, muzej yugoslovenskog ratnog vazduhoplovs, 2023

Previous post Next post
Up