Музей Воздухоплавания в Белграде: транспортный вертолет Sikorsky (SOKO) S-55-5.

May 21, 2023 11:00

Sikorsky H-19 - многоцелевой средний транспортный вертолет с двумя членами экипажа металлической конструкции с неубирающимся «трехопорным» шасси, который, помимо США, производился в Великобритании, Японии, Франции и Югославии. В Югославии этот вертолет был известен как Soko S-55.
снаружи


внутри


Muzej Yugoslovenskog Ratnog Vazduhoplovstva / Aeronautical Museum.


Sikorsky (SOKO) S-55-5 11714/WA9-10-2319. Первым построенным в Югославии вертолетом стал S-55. Югославские ВВС купили первый экземпляр S-55 у британской компании Westland ради испытаний. Производство по лицензии на фабрике Соко в г. Мостар началось в 1961 году и оказалось серьезным вызовом для югославской промышленности- особенно тяжело давлось освоение производства трансмиссии на заводе " 21-ое мая" в белградском районе Раковица. Музейный вертолет был принят на вооружение в декабре 1965 года, использовался в частях в районе городов Батайница, Нише и Сплите. 2 сентября 1974 года он совершил свой последний перелет в музей.


Воодушевленный успехом своего вертолета S-51, американский конструктор русского происхождения Игорь Сикорский сконструировал транспортный вертолет S-55, который, помимо двух пилотов, мог перевозить десять солдат или шестерых раненых на носилках. Прототип поднялся в воздух 10 ноября 1949 года и впервые проявил себя в Корейской войне, где использовался не только по своему основному назначению, но и для спасения сбитых пилотов или заброски агентов в тыл врага. За исключением Америки, он также производился по лицензии английской компанией Westland.


Вертолет Soko S-55 представляет собой металлическую полумонококовую конструкцию, оснащенную поршневым радиальным двигателем воздушного охлаждения, расположенным в носовой части вертолета. Над двигателем находилась кабина с двумя членами экипажа.


Над кабиной находился несущий винт, а под пассажирским салоном - кабина, к которой крепился хвостовой оперение с рулевым винтом. Капот двигателя представлял собой одну большую двустворчатую дверь, при открытии которой все части двигателя были доступны для любого механического вмешательства.


Механики обслуживали двигатель с земли, им не понадобилась лестница или другие вспомогательные средства. Механизм передачи от двигателя к несущему винту проходил по задней части кабины.


Положение кабины этого вертолета было крайне невыгодным с точки зрения условий работы (комфорта) экипажа. Двигатель нагревал кабину снизу, механизм трансмиссии шумел сзади, а наверху, всего в метре над кабиной, вращался несущий винт. Но именно поэтому осмотр самолета и его окружения был внеочередным, летчики сидели в кабине как в птичьем гнезде.


Они видели все и вперед, и назад, по обеим сторонам вертолета, что было очень полезно в случаях использования спасательного вертолета. По обеим сторонам кабины имелись большие люки, которые позволяли легко загружать и выгружать груз, а также манипулировать им. Это стало стандартом в конструкции всех транспортных и военных вертолетов.


Несущий винт с тремя алюминиевыми лопастями в лабораторных условиях наработал 20 000 часов. Топливные баки располагались под полом грузовой кабины и закрывались на случай повреждения.


Шасси самолета представляло собой систему из четырех стоек. Каждая из четырех стоек шасси (две основные и две носовые) имели амортизаторы, чтобы исключить или хотя бы уменьшить возможность повреждения вертолета при жесткой посадке.


Амортизаторы также повысили устойчивость вертолета при посадке на неровную местность. В морских вертолетах вместо стоек шасси устанавливались поплавки, которые позволяли вертолету всплывать, садиться и взлетать с водной поверхности.


Югославские ВВС приобрели четыре вертолета в Англии в октябре 1957 года, а в 1961 году началось производство вертолетов по английской лицензии на авиационном заводе «Соко» в Мостаре, при этом трансмиссию производил белградский завод «21. Май" ("ДМБ"). Это были первые вертолеты, произведенные в Югославии.


Всего через ВВС Югославии прошло 45 вертолетов С-55. Помимо базовых - транспортных вариантов С-55 и С-55-5, существовал также противолодочный вариант С-55 Мк-7, имевший третьего члена экипажа для работы РЛС и противолодочной обороны, а также поплавки на воду. Первые два были приобретены в Англии в 1960 году, а еще четыре были изготовлены по лицензии на заводе «Соко». Это был первый противолодочный вертолет югославских ВВС, несший в фюзеляже одну самонаводящуюся торпеду. Все варианты С-55 были сняты с вооружения в 1974 году.


Что это за внешнее питание?


Хвостовая балка с защитной пятой.


Крупнее.


Общий вид сзади.


Рулевой винт.


Крупнее.


Общий вид фюзеляжа.


Основные стойки.


Надписи.


Снова заглядываем в пассажирскую кабину.


Колесо основной стойки.


Двигательный отсек.


Остекление кабины экипажа.


Общий вид вертолета.


Заглядываем на двигатель снизу.


Крупнее.


Носовая стойка.


Общий вид спереди.


Описание вертолета.


Текст крупнее.


Общий вид.


Еще.


Фото 38.


Забираемся на второй этаж.


Вид сверху.


Крупнее лопасть вертолета.


Фото 78.


Втулка несущего винта.


Фото 83.


С разных ракурсов.


Фото 94.


С другими экспонатами.


Втулка совсем крупно.


Лобовое стекло.


И совсем крупно втулка.


Фото 114.


Форточка.


Остекление кабины.


Фото 148.


Лобовое стекло кабины.


Фото 150.


Вид сбоку.


Фото 176.


Фото 86.


Мне открыли створки моторного отсека.


Общий вид.


Крупнее двигатель.


Вид сбоку.


Проводка.


И с другой стороны.


Выхлопная система.


Снова пробираемся в пассажирский салон.


И пробираемся на второй этаж, в кабину экипажа.


Приборная панель.


Приборная панель КВСа.


Еще.


Пьедестал между креслами пилотов.


Стена за креслами.


Верхняя панель.


Что это такое?


Нижняя часть приборной панели.


Шаг-газ.


Центральная панель.


Фото 108.


Педальный узел.


Ручка циклического шага.


Часть оборудования снято.


Место под приборной панелью.


Общий вид кабины.


Рабочее место второго пилота.


Центральный пьедестал.


И его задняя часть.


Центральная часть приборной панели.


Ручка циклического шага.


Еще крупнее.


Двигательные приборы.


Общий вид пассажирского салона от кабины экипажа.


Вид от хвоста.


Общий вид вертолета.


Вид сверху.


Варианты вертолета С-55:
Хотя в мире было изготовлено более 15 вариантов этого вертолета, в Югославии использовались только 3.

С-55 - транспортный вертолет,
С-55-5 - улучшенная версия С-55i
С-55 Мк 7 - противолодочный вертолёт.


ЛТХ СОКО С-55:
Экипаж 2
Диаметр несущего винта 16,16 м.
Длина 18,91 м
Высота 4,04 м
Масса:
Пустой вес 2580 кг
Максимальная масса 3629 кг
Максимальная скорость 163 км/ч
Скорость набора 213 м/мин
Статический потолок 2377 м
Динамический потолок 3932 м
Дальность 560 миль
Двигатель: Alvis Leonides Major 755/1
Тип двигателя: радиальный 9 цилиндров
Мах. длительная мощность: 551 кВт

белград, s-55, muzej yugoslovenskog ratnog vazduhoplovs, 2023

Previous post Next post
Up