Благодаря Кириллу Гнусареву у меня появилась возможность посмотреть на кабину Як-38 в Монинском музее. Безусловно я воспользовался этим шансом и спешу поделиться с вами этой удачей....
Як-38 (внутреннее обозначение: изделие ВМ, заводское обозначение: изделие 86, по кодификации НАТО: Forger-A - «Фальшивомонетчик», «Фальсификатор» или «Кузнец») - советский палубный штурмовик, первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки. При его постройке использовались данные, полученные при разработке и испытаниях опытного самолёта Як-36. Самолёт был оснащён одним подъёмно-маршевым двигателем Р-28 и двумя подъёмными двигателями РД-38, расположенными за кабиной лётчика. Также на нём была установлена уникальная система автоматического катапультирования лётчика (САК) при аварийных ситуациях (в частности, отказе двигателей или струйного управления) на малых скоростях и режиме висения (более ни один самолёт отечественной авиации не имеет систему полностью автоматического покидания, решающую за лётчика).
Всего был построен 231 самолёт Як-38 различных модификаций в 1974-1989 годах. Серийный выпуск машины осуществлялся на Саратовском авиазаводе. Самолёты в составе авиагрупп могли базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 («Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку»).
Центральный музей ВВС в Монино ч2 Все, что у меня есть по Як-38. Наш самолет это Як-38 с заводским номером 797.786.4.4.01.137, серийным 0502, бортовым 37, а ранее 14, дата изготовления март 1975 года (завод САЗ).
Сборка завершена в марте 1975 года. 31 марта 1975 года совершил свой первый полёт под управлением лётчика-испытателя Михаила Дексбаха. С сентября 1975 года служил в 279-м ОКШАП (было совершено 70 полётов общей продолжительностью 20 часов). Совершал полёты с борта ТАКР "Киев". 24 апреля 1978 года передан в учебную базу ВВИА имени Н. Е. Жуковского. В 1989 году был передан в экспозицию Музея ВВС СССР в подмосковном Монино (ныне Центральный музей ВВС России), где находится и в настоящее время.
Приборная панель самолета.
Правая боковина.
Приборный комплекс кабины лётчика включает, в частности, следующее:
Командно-пилотажный прибор КПП-1273-СИ
Прибор навигационно-плановый ПНП-72-6М
Комбинированный указатель скорости КУС-1250
Высотомер двухстрелочный ВД-20
Комбинированный прибор (вариометр с указателями поворота и скольжения) ДА-200П
Часы авиационные малогабаритные ЧАМ (изделие 756)
Индикатор тахометра ИТЭ-2Т
Указатель температуры газов УТ-7А
Указатель топливомера УТпр1к-2т
Указатель кислорода ИК-52
Левая боковина.
РУДы.
РУС, тормоза традиционно для яковлеских машин на ручке.
Пилотажно-навигационное оборудование Як-38 включает в себя следующие элементы:
Система автоматического управления САУ-36
Радиотехническая система ближней навигации и посадки РСБН-4 «Квадрат» - её антенны встроены в киль. На ранних самолётах стояла версия «Квадрат-Д», а начиная с борта с/н 0503 устанавливалась версия «Квадрат-Н».
Инерциальная курсовертикаль ИКВ-2
Невыбиваемая курсовертикаль НКВ-2
Маркерный радиоприёмник МРП-56П
Радиовысотомер малых высот РВ-5 - работает в диапазоне высот от 0 до 750 метров.
Автоматический радиокомпас АРК-15 (АРК-15М)
Система ограничительных сигналов СОС-3-6
Общий вид кабины сверху. На Як-38 используется оптический прицел АСП-ПФД-21 (должен был быть заменён прицелом АСП-17БМЦ). Кроме того, для радиокомандного наведения ракет Х-23 и Х-25 используется подвесной контейнер «Дельта-НГ2» (ранее использовались «Дельта-Н» и «Дельта-НГ»).
КЯ-1М - катапультируемое кресло разработки ОКБ Яковлева. Устанавливалось на самолёты вертикального взлёта и посадки Як-38 (4 опытных образца + 15 серийных машин) и Як-38У (1 опытный образец). На Як-38, начиная с машины с/н 0803, оно было заменено на унифицированное кресло К-36ВМ разработки НПП «Звезда». На серийных Як-38У вместо КЯ-1М устанавливалось К-36ВМУ.
Катапультируемое кресло КЯ-1М управляется системой автоматического катапультирования СК-ЭМ. Кресло активируется вручную при горизонтальном полёте и автоматически при вертикальном полёте, на режимах висения и переходном по командам САК. Кресло выстреливается комбинированным стреляющим механизмом КСМ-Я1М.[
Рабочее место летчика.
Центральная нижняя панель приборов.
Педальный узел.
Общий вид левой боковины.
Правой боковины.
Радиотехническая система ближней навигации и посадки РСБН-4 «Квадрат».
Выключатели на правой боковине.
Крупнее.
Вид от кресла на приборную панель.
Вентиляция костюма летчика.
РУД.
Уборка шасси и фар.
Управление створками.
Общий вид.
Фонарь одноместной кабины.
Общий вид в сторону хвоста.
И носа.
Лобовое остекление фонаря.
Общий вид кабины.
Носовая стойка.
Роман забрался в кабину самолета.
Пара НУР УВ-16-57 (55-мм).
Общий вид самолета.
Фото 36.
Переходим к выходному отверстию двигателя. Силовая установка самолета состоит из одного подъёмно-маршевого двигателя (ПМД) Р27В-300 и двух подъёмных двигателей (ПД) РД-36-35ФВ (изделие 24) или РД-36-35ФВР (изделие 28). ПМД расположен в средней части фюзеляжа, имеет боковые полукруглые однорежимные воздухозаборники, расположенные по бокам кабины лётчика, с отделением пограничного слоя и нерегулируемое реактивное сопло с двумя поворотными насадками. Последние соединены поперечным валом и синхронно поворачиваются гидроприводами с целью изменения вектора тяги соответственно этапам полёта.
Перевод насадок сопла из вертикального в горизонтальное положение занимает 6 секунд. Подъёмно-маршевый двигатель работает на всех этапах полёта. Запуск ПМД электрический, производится от наземного или корабельного источника электроэнергии. Подъёмные двигатели расположены один за другим, под углом 10 градусов, в передней части фюзеляжа за кабиной лётчика. Однорежимные воздухозаборники подъёмных двигателей размещены под верхней отклоняемой вверх створкой отсека ПД. Реактивные сопла ПД в горизонтальном полёте закрыты управляемыми створками.
Двигатели работают на реактивном топливе Т-1, ТС-1, Т-2, РТ, 2750 кг которого на самолёте размещается в двух внутренних кессон-баках: баке №1, расположенном в отсеке между ПД и ПМД, и баке №2 в хвостовой части фюзеляжа. Выработка топлива регулируется автоматически по сигналам топливомера ТПР1-9, а также в ручном режиме. Питание ПМД топливом при отрицательных и нулевых перегрузках обеспечивается двумя топливными аккумуляторами, установленными в баке №1. Заправка топливом - централизованная под давлением.
Крупнее
А вот в кабину выдвинулся и Евгений Овсянников....
ЛТХ:
Модификация Як-38
Размах крыла , м
полный 7.02
со сложенными крыльями 4.45
Длина, м 16.37
Высота, м 4.25
Площадь крыла, м2 18.41
Масса, кг
пустого снаряженного самолета 7020
нормальная взлетная (ВВП) 10300
топлива 2750
Тип двигателя
подъемно-маршевый 1 ТРД Р-27В-300
подъемные 2 ТРД РД-36-35ФВР
Тяга, кгс
подъемно-маршевый 1 х 6100
подъемные 2 х 3050
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 1100
на уровне моря 1210
Практическая дальность, км
нормальная 680
при вертикальном взлете 500
Боевой радиус действия, км 250 -370
Максимальная скороподъемность, м/мин 4500
Практический потолок, м 11000
Макс. эксплуатационная перегрузка 6
Экипаж, чел 1
Вооружение: На 4-х внешних подвесках - максимально - 1500 кг боевой нагрузки, при ВВП -1000 кг
2 УР воздух-воздух Р-3 или 4 Р-60, или ПКР Х-23,
или 2 Р-60 и 2 500 кг. бомбы,
или 2х 500 кг бомбы и 2 НУР УВ-16-57 (55-мм),
или 2 Р-60 и 2 контейнера УПК-23 с 23-мм
двуствольной пушкой ГШ-23Л.