Продолжим прогулку по статике авиасалона в Дубае. Благодаря Николаю Лукину, нам удалось побывать внутри этого бизнесджета...
Honda HA-420 HondaJet - реактивный двухмоторный самолёт бизнес-класса. Разработан компанией Honda Aircraft Company. Всего уже построено свыше 150 самолетов. Была попытка организовать авиакомпанию для бизнес перевозок и в нашей стране6 но недостаточная дальность этих самолетов в наших условиях сделала ее работу невозможной. Насколько я понимаю, этот самолет стоит сравнимые деньги с однодвигательным турбовинтовым Пилатусом?
Снаружи
Кабина
Дубайский авиасалон-2021 . Все, что у меня есть по ha-420 Наш самолет Honda HA-420 HondaJet с заводским номером 42000056 и регистрационным 9H-JCE был построен в 2018 году. Самолет летает во флоте авиакомпании JetClub.
В декабре 2003 года автомобильная японская компания Honda представила свой первый самолёт HA-420 HondaJet (первый полет - 03 декабря 2003 года), предназначенный для серийного выпуска и серийных продаж. Это первый самолёт в Японии, целиком (включая двигатели) изготовленный одной фирмой без какой-либо правительственной поддержки.
Для самолёта Honda разработала двухконтурный турбореактивный двигатель HF118 и год испытывала его, установив на левом пилоне самолёта Citation Jet. Двигатели на Honda Jet установлены на пилонах НАД крылом, как на немецком VFW-614. Такая компоновка позволила снизить уровень шума, направленный вниз (шум на земле, особенно при взлёте и посадке). Кроме того, улучшается обтекание верхней поверхности крыла и снижается вероятность засосать в воздухозаборник посторонний предмет с ВПП.
Однако, структура воздушных потоков усложняется, поэтому потребовались интенсивные эксперименты в аэродинамической трубе. Устойчивость работы двигателей при такой компоновке проверялась для углов атаки до 26° . Топливо хранится в двух крыльевых кессон-баках, расходном баке и баке в задней части фюзеляжа. Система заправки централизованная.
Был разработан и специальный ламинарный профиль крыла SHM-1. Секция крыла с таким профилем испытывалась на летающей лаборатории T-33. Для этого прямо на обшивке Т-33 при помощи полиуретановой пены сформировали нужный профиль и обшили стеклотканью. Под новой обшивкой установили 119 датчиков давления. Переход от ламинарного течения к турбулентному фиксировался инфракрасной камерой, установленной на кабине Т-33 (в турбулентном потоке воздух слегка разогревается). На 30% размаха крыла установлены закрылки, отклоняющиеся на 15,7° при взлёте и 50° при посадке. Крыло и оперение алюминиевые. Оперение T-образное.
Фюзеляж сделан из углекомпозитных материалов с алюминиевыми усиливающими элементами, носовая часть сглажена для ламинарного обтекания. Компания утверждает, что в результате сопротивление фюзеляжа снижено на 10% по сравнению с обычными фюзеляжами того же размера. Длина кабины 4,6м, высота - только 1,5м. Кабина герметичная, на высоте 13км поддерживается давление, соответствующее давлению на высоте 2,4км над уровнем моря по стандартной атмосфере (максимальный наддув - 0,61атм).
Антиобледенительная система на передней кромке крыла питается теплым воздухом от двигателей. Стекла кабины пилотов подогреваются электрически. Однако, нет сведений о защите от обледенения оперения и воздухозаборников.
Шасси трехстоечное, убирается гидравликой. Носовая стойка имеет электродистанционную систему управления и отклоняется влево и вправо на 50° при рулёжке и на 10° при разбеге.
При статических испытаниях фюзеляж и крыло нагружались только до 80% расчетных нагрузок, а поведение при 100% нагрузок моделировалось компьютерами. В результате планер, проходивший статические испытания, был использован для строительства лётного прототипа. Только оперение испытано под полной нагрузкой.
В 2018 году Honda Aircraft Company начала поставлять новую версию своего самолета - HA-420 HondaJet Elite. Новая модель была представлена в мае 2018 года на выставке EBACE в Женеве, Швейцария. Обновленная модель получила большую дальность полета, которая составила примерно 2661 километр, а также улучшенную приборную панель на базе Garmin G3000; помимо прочего, версия Elite доступна в новых цветовых вариантах.
Хотелось бы понять: этот самолет уже обновленная версия или же одна из крайних предыдущей версии?
В самолеты бизнес авиации пускали в основном только по приглашению, которое можно было получить на стенде компании в павильоне. В основном старались пускать потенциальных заказчиков и прессу. Я под прессу не очень подхожу. И бейджик у меня не пресса:-)))
GE Honda HF120 - это небольшой турбовентиляторный двигатель для рынка легких бизнес-джетов, первый двигатель, произведенный GE Honda Aero Engines.
Сменивший оригинальный прототип Honda HF118, HF120 проходил испытания в июле 2008 года, сертификация была намечена на конец 2009 года. Первые двигатели были построены на заводе GE, но в ноябре 2014 года производство было перенесено в Берлингтон, Северная Каролина. Федеральное авиационное управление США (FAA) присвоило турбовентиляторному двигателю HF120 сертификацию по части 33 в декабре 2013 года, а производственную сертификацию - в 2015 году.
Двигатель оснащен вентилятором с широкой хордой, двухступенчатым компрессором низкого давления и компрессором высокого давления встречного вращения на основе титановой крыльчатки с взлетной тягой 2050 фунтов силы (9,1 кН). Компоненты двигателя HF120 взаимодействуют с большей эффективностью благодаря трехмерному аэродинамическому дизайну, а конструкция камеры сгорания с эффузионным охлаждением выбрасывает мало NOx, CO и HC. Уровни шума тише, чем требования Stage 4.
К маю 2016 года наработка между капитальными ремонтами составила 2500 ч и должна вырасти до 5000 ч; проверка горячей секции среднего срока службы не требуется, и он должен оставаться на крыле на 40% дольше, чем другие двигатели, и иметь более низкие эксплуатационные расходы.
Это фотографии с разных дней. Я просто собрал их в один пост.
Носовая стойка расстыкована, чтобы ее не повредить видимо при буксировке на стоянку и обратно на вылет.
Винглеты.
Фото 74.
Общий вид сзади.
Николай Лукин фотографирует самолет.
Выходное отверстие двигателя.
Крупнее
Лобик крыла с антиобледенительной системой.
Иллюминаторы закрыты шторками.
А мы благодаря коммуникабельности Николая Лукина и его комбинезона с шевронами Русских витязей, идем внутрь самолета!!!
Кабина экипажа. Все системы работают от внешнего питания.
Потолок кабины не перегружен выключателями, зато есть ручки для удобного проникновения экипажа на рабочие места.
Рабочее место КВСа.
Контроль систем самолета.
Рабочее место второго пилота.
В верхней части резервный горизонт и управление автопилотом.
Центральный пьедестал с РУДами...
На кресле не хватает чехла из овчины. Кожа это очень некомфортно и в жару и в холод.
По отзывам людей, которые летали на этих самолетах, он очень и очень дружественный и удобный... Но страна у нас однако большая и если долететь до аэропорта назначения еще можно, то в случае ухода на запасной, дальности может не хватить:-(((
ЛТХ
Экипаж: 2 человека/1 человек
Пассажировместимость: 1+6 или 2+5
Длина: 12,52 м
Размах крыла: 12,2 м
Высота: 4,01 м
Масса пустого: 3267 кг
Максимальная взлётная масса: 4808 кг
Масса топлива во внутренних баках: 1290 кг
Силовая установка: 2 × ТРДД GE Honda HF120
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 782 км/ч
Крейсерская скорость: 777 км/ч
Практическая дальность: 2260 км (для модификации Elite S 2661 км) с одним пилотом, тремя пассажирами и резервами NBAA IFR
Практический потолок: 13 100 м
Скороподъёмность: 20 м/сек.
Длина разбега: 1200 м
Длина пробега: 900 м
Габариты салона:
Длина: 4,6 м
Ширина: 1,5 м
Высота: 1,5 м