Посмотрим на редкого зверя на авиашоу. Мне до сих пор удавалось увидеть только мок-ап в музее, а тут живой, да еще и с участием в летной программе. Итак, встречайте: AgustaWestland AW609 - конвертоплан производства AgustaWestland. Первый в мире гражданский конвертоплан. До 2011 года назывался Bell/Agusta BA609, разрабатывался в Bell/Agusta Aerospace Company, совместном предприятии Bell Helicopters и AgustaWestland, преобразованном в AgustaWestland Tilt-Rotor Company. Тестовый полёт состоялся 6 марта 2003 года в Арлингтоне, штат Техас. К началу ноября 2006 года его общий налёт уже составляет 100 часов, конвертоплан поднимался на высоту до 7620 метров и достигал скоростей до 563 км/ч. 30 октября 2015 года в ходе тестового полёта был потерян один из прототипов. Компания имеет 60 предварительных заказов на аппарат. В 2015 году ОАЭ выбрали вариант search and rescue AW609, заказав три единицы с опционом ещё на три.
Снаружи
Внутри
В полете
Дубайский авиасалон-2021. Все, что у меня есть по AW-609 На авиасалон прилетел четвертый прототип гражданского конвертоплана Leonardo Helicopters AW609 Tiltrotor (AC4) N609PH/63004, который только в 2019 году начал летные испытания на заводе компании в Филадельфии. АС4 оборудован девятиместным салоном и увеличенной дверью: после обсуждений с операторами EMS и SAR компания увеличила входную дверь по правому борту и изменила ее с конфигурации бокового открывания на вертикальное, с раскладными дверцами и электрическим подъемом, установленным в верхней части. Увеличенная ширина позволяет переносить носилки в кабину с помощью лебедки, а затем вращать в продольном направлении. Планируется, что лебедка будет способна поднять груз весом 272 кг. Чтобы обеспечить больше места в салоне, производитель опустил уровень пола. АС4 также получил новый комплекс авионики Rockwell Collins Pro Line 21, которая совместима с TCAS II, ADS-B и метеорологическим радиолокатором Rockwell Collins Multi-scan Detection, который предлагается в качестве опции.
Именно на АС4 компания планирует начать выполнять сертификационные испытания. «Не осталось никаких серьезных препятствий. Теперь это всего лишь вопрос завершения всех испытаний для соответствия требованиям сертификации», - комментируют в компании возможные сроки сертификации. Известно, что сертификат EASA будет получен примерно через год после FAA. AC5, первый серийный AW609, находился в 2019 году на линии окончательной сборки в Филадельфии. Скорее всего АС5 будет использоваться в качестве демонстратора.
Летные испытания AW609 возобновились в августе 2016 года после приостановки из-за катастрофы AC2 в октябре 2015 года. По заявлению компании, конвертоплан будет иметь максимальную скорость 275 узлов, потолок 25000 футов, возможность висения без влияния земли на высоте 5000 футов и на 10000 футов с учетом влиянии поверхности. Полезная нагрузка составит 2500 фунтов. С коротким взлетом воздушное судно сможет увеличить максимальную взлетную массу с 16800 фунтов до 18000 фунтов. Стандартная дальность составит 700 морских миль и 1100 миль с дополнительными баками.
Изначально планировали изготовить 4 летных образца ВА609 (с/н 60001-60004) для испытаний, завершение которых было намечено на 2007 год, но все сильно затянулось.
Первый полет конвертоплана (с/н 60001) состоялся 7 марта 2003 года в исследовательском центре Bell в испытательном центре Arlington, в Техасе. К началу ноября 2006 года его общий налет уже составляет 100 часов, конвертоплан поднимался на высоту до 7 620 метров и достигал скоростей до 304 узлов.
9 ноября 2006 года второй экземпляр BA609 (с/н 60002) произвел свой первый полет на фабрике AgustaWestland, размещенной на итальянской авиабазе в Cameri, Италия. Первый полет завершился успешно в 15.07, на борту были пилот Pietro Venanzi и второй пилот Herb Moran.
На этом построенные компанией Bell-Agusta образцы закончились. Следующие конвертопланы строили уже сильно позже и в компании AgustaWestland. Соответственно были построены еще три летных экземпляра (с/н 63003-63005). Из них на данный момент летают только 2, 63005 в непонятном статусе. К концу 2006 года BA609 б/н 60003 находился на фабрике AgustaWestland в Cameri и с/н 60004 - на сборочной линии в Fort Worth, Техас. Видимо их через десяток лет и достроили под новыми серийными номерами?
30 октября 2015 года второй из двух прототипов (N609AG), который впервые поднялся в воздух в 2006 году, разбился возле AgustaWestland Vergiate на северо-западе Италии, в результате чего погибли летчики-испытатели Пьетро Венанци и Херб Моран. Конвертоплан разбился в воздухе после 27 минут полета, план полета включал испытания полета на высокой скорости. Итальянские власти конфисковали третий прототип в мае 2016 года и вернули его на летные испытания в июле.
А это какой то известный персонаж дает интервью на фоне конвертоплана?
В итоговом отчете о катастрофе второго прототипа указывалось, что при скоростном пикировании с левым разворотом начались «незначительные боковые колебания», которые нарастали по амплитуде и частоте. Пилот попытался скорректировать крен с помощью «маневров с противофазным входным креном, а затем с помощью педалей», но это не ослабило колебания. Вместо этого они стали усиливаться, в результате чего угол бокового скольжения составил 10,5 °, что намного выше максимально допустимого 4 °, «вызывая контакт правого винта с правым крылом из-за чрезмерного взмаха лопастей винта». Это разорвало топливные и гидравлические магистрали в передней кромке крыла, вызвав пожар..
Крупнее вид спереди.
Двигатель Pratt & Whitney Canada PT6C67A.
Носовая часть.
Пока заглянем кратенько без разрешения. Чуть позже мы посмотрим основательно.
Взгляд в сторону кабины пилотов.
Основная стойка.
Общий вид.
Разглядываем поворотную мотогондолу.
Хвостовое оперение. А это лючок для чего?
Общий вид сзади.
Крупнее фюзеляж.
Общий вид с местными жителями.
Итальянцы ведут долгие беседы с заинтересованными лицами.
Общий вид конвертоплана.
От земли.
Общий вид спереди.
Мотогондола.
Фото 153.
Нижняя часть мотогондолы и блокиратор.
и вот благодаря договороспособности Николая Лукина, мы внутри кабины конвертоплана. Общий вид кабины.
Верхняя панель.
Рабочее место КВСа.
И второго пилота.
Центральная панель.
Приборная панель.
Пассажирский салон.
Чуть более общий вид.
И общий вид кабины пилотов.
Выходим наружу.
Крупнее основная стойка.
Фото 166.
Общий вид слева.
Фото 168.
Еще.
Выхлопное отверстие двигателя.
Общий вид.
Носовая часть.
Остекление кабины.
А что это такое за датчик перед лобовым стеклом?
Вид спереди.
И еще взгляд от земли.
А теперь посмотрим на первый полет на авиашоу 15 ноября 2021 года:
Конвертоплан выруливает на предварительный.
И вот он уже в воздухе.
Пока он нам демонстрирует полет по вертолетному.
Развороты на месте.
Крупнее. Управляет явно тот, кто на правом кресле.
Фото 27.
Вид сбоку.
А что это за люди с такой футболкой?
Пока крутится перед нами.
Фото 31.
Но вот он развернулся вдоль полосы.
И начинает поворачивать мотогондолы.
Это позволяет ему летать по небольшой окружности.
Фото 35.
Еще и убирает шасси.
И убрав шасси начинает более энергичные и быстрые эволюции.
И вот полностью повернул мотогондолу и винты.
Заходит на нас.
И разворот на скорости.
Вид снизу.
Еще.
И еще.
Фото 46.
И разворот в другую сторону.
Вираж.
Фото 49.
Очередной заход на нас.
Вираж вправо.
Фото 52.
Но вот шасси выпущено и мотогондолы повернуты.
И далее заход на посадку
И наконец полет 16 ноября 2021 года:
Кацухико «Кацу» Токунага заканчивает работу среди зрителей.
А кто то снимает на смартфон.
Видимо здесь нет специальных мест для аккредитованных фотографов?
А AW-609 вновь в воздухе.
За вышкой.
Фото 7.
А может остаться?:-))
Программа абсолютно такая же как и 15 ноября.
Нет, AW-609 его не заинтересовал.
Общий вид слева.
Уборка шасси.
Фото 19.
Почти убрал.
Фото 21.
Еще немного.
Снова виражи перед зрителями.
На улице на секундочку 35 градусов жары. Им хорошо? А почто девушку окружили?:-))
Авиафотографы.
И это все....
ЛТХ AW-609
Экипаж: 2
Вместимость: от 6 до 9 пассажиров или 5,500 lb (2,500 kg) груза
Длина: 13.4 m (44 ft 0 in)
Размах крыла: 10 m (32 ft 10 in) (расстояние между центрами винтов)
Ширина: 18.3 m (60 ft 0 in) вместе с винтами
Высота: 4.6 m (15 ft 1 in) до верхушки киля
Вес пустого: 4,765 kg (10,505 lb)
Макс взлетный вес: 7,620 kg (16,799 lb)
Высота кабины: 4 ft 8 in (1.42 m)
Ширина кабины: 4 ft 10 in (1.47 m)
Длина кабины: 13 ft 5 in (4.09 m)
Двигатель: 2 × Pratt & Whitney Canada PT6C-67A турбовальный, 1,447 kW (1,940 hp) каждый
Диаметр основного винта: 2 × 7.9 m (25 ft 11 in)
Ометаемая площадь: 49 m2 (530 sq ft) каждый - 3-лопастные винты
Макс скорость: 509 km/h (316 mph, 275 kn)
Крейсер: 509 km/h (316 mph, 275 kn) максимум
Дальность: 1,389 km (863 mi, 750 nmi) с нормальным топливом + 2,500 kg (5,500 lb) нагрузки на 463 km/h (288 mph; 250 kn)
Перегоночная дальность: 1,852 km (1,151 mi, 1,000 nmi)
Длительность полета: 3 часа с нормальным топливом
Высота: 7,620 m (25,000 ft) висение вне эффекта земли (HOGE): 1,525 m (5,003 ft)
g пределы: +3.1 -1
Скороподъемность: 7.616 m/s (1,499.2 ft/min) на уровне моря
Нагрузка на диск: 77.4 kg/m2 (15.9 lb/sq ft) макс