Начинаем прогулку по ангару с авиатехникой музей. К сожалению и в этот раз на ангар у меня было очень мало времени, ино по крайней мере было светло....
Музей ВВС СФ в Сафоново МБР-2 и аэросани Ка-30. Аэросани "Север-2" КБ Камова получился машиной внешне стильной. Но опыт эскплуатации "Севера-2" оказался не очень удачным. Часть недостатков конструкции устранили в ходе испытаний, но настоящие "шишки" разработчики нахватали уже в ходе реальной эксплуатации: в 1964 году аэросани Ненецкой окружной конторы связи потерпели аварию в ходе очередного почтового рейса. Люди едва не разбились, а потом едва не замерзли насмерть - сказалась недостаточная надежность (а точнее, неприспособленность к специфичным условиям) автомобильных подвески и кузова. Все 100 изготовленных машин были сняты с эксплуатации, а разработчики сделали вывод: в следующем проекте минимум заимствований, идти авиационным путем!
Это нашло отражение даже в названии - аэросани получили индекс Ка-30, то есть именовались по тому же принципу, что и вертолеты, разрабатываемые в ОКБ. Поэтому неверным является распространенное предположение о том, что кузов Ка-30 якобы был заимствован у микроавтобуса "РАФ". Да, он был сделан похожим на многие фургоны тех лет, но изготавливался по совершенно иной технологии - не из сварных стальных панелей, а из листового склепанного дюралюминия, как фюзеляжи самолетов и вертолетов.
Конструкция Ка-30 получилась такой: дюралюминиевый корпус покоится на четырех взаимозаменяемых лыжах, имеющих независимую подвеску; передние лыжи управляемые, с возможностью поворота на 25° в каждую сторону. Силовой основой кузова является пол, в тоннеле которого пролегают провода, тросы управления и трубопроводы. Внутри машина разделена на три отсека, а именно: двухместную двухдверную кабину, грузопассажирское отделение на 8-10 человек с одной дверью и люком, моторный отсек. Кабина имеет отопитель, в пассажирском отсеке размещены откидные сиденья и швартовые приспособления, моторный отсек вмещает пару бензобаков, аккумуляторы и агрегаты воздушной и масляной систем.
Сам мотор, девятицилиндровый звездообразный поршневой, уже опробованный на "Севере-2", но значительно модернизированный и получивший индекс АИ-14РС (буква С как раз обозначает принадлежность к проекту аэросаней) установлен в верхней задней части кузова и приводит во вращение воздушный трехлопастной винт АВ-79, имеющий диаметр 2,7 метра. Мощность мотора составляла 260 л.с. при 2 450 об/мин и позволяла разогнаться до скорости более 100 км/ч.
Судя по всему это поршневой двигатель жидкостного охлаждения АМ-34Н мощностью 750 л. с от МБР-2.
Винт двухлопастный, толкающий с изменяемым на земле шагом, диаметр 3 м.
Летающая лодка МБР-2 была первым самолётом, поступившим на вооружение авиации Северного флота. Эти машины активно применялись в годы Великой Отечественной войны. 6 марта 1943 года МБР-2 из 2-й Особой морской авиационной группы потерпел крушение при перелёте с аэродрома Иоканьга на островов Моржовец. На маршруте самолёт попал в снежный заряд и врезался в землю, экипаж погиб.
Остатки машины нашли в 1980 году в 15 км от посёлка Поной Мурманской области. Сохранилось немногое, ведь летающие лодки этого типа были смешанной конструкции, и за 37 лет перкалевая обшивка и деревянные детали попросту сгнили. То, что осталось, было использовано при изготовлении полноразмерного макета МБР-2.
Мотогондола.
Съемные шасси.
Общий вид.
Описание.
Общий вид.
И вид спереди. Без винта выглядит как самолет с реактивным двигателем:-))
Интересно бы заглянуть внутрь.
И вид с другого бока.
И рядом моделька МБР-2.
Общий вид зала.
Автомобиль ЗИС-5, который использовался для обслуживания аэродромов авиации СФ.
Что это за пушка?
По-2 RA-0524G в видимо летном состоянии. Раньше его тут не было...
Общий вид.
Крупнее.
Вид сбоку.
Фото 29.
Двигатель М-11ФР подозрительно ржавый...
Поддоны для вытекающего масла есть, а вот масла в них уже нет.
Общий вид слева.
И-16 тип 5 с заводским номером 521А124 1939 года постройки. Истребитель И-16 появился на вооружении авиации Северного флота в 1937 году. Самолёт лётчика 1-й эскадрильи 27-го истребительного авиа полка А.П Алексеева был сбит в воздушном бою 24 января 1943 года в 55 км от Мурманска.
Истребитель обнаружили в 1980 году на поверхности высохшего болота. Деревянный фюзеляж полностью сгнил, но все металлические части (силовой набор крыльев и хвостового оперения, шасси, двигатель) были в удовлетворительном состоянии. Приборную доску кто-то вырубил, но удалось найти надпись - И-16 изготовили в 1939 году на заводе No 21 в Горьком. После перевозки вертолётом Ми-8 в Сафоново и восстановительных работ истребитель в 1981 году пополнил коллекцию музея.
Описание
АШ-62ИР.
Еще.
Под крылом МБР-2.
СБ-2М-103 9/122/02 1934 года постройки. Скоростной бомбардировщик СБ участвовал в советско-финской войне. Последний полёт он совершил 9 марта 1940 года с целью нанесения бомбового удара по противнику. Вблизи Ивало самолёт был подбит зенитным огнём. Пилот В.В. Валентик (удостоен звания Героя Советского Союза 7 мая 1940 года) сумел посадить машину в районе реки Лотта.
Остатки СБ обнаружили в 1980 году. В 1983 году их вывезли в Сафоново и на их основе воссоздали самолёт для музея.
Описание.
Общий вид спереди.
И сбоку.
Лыжное шасси.
И-153 с номером 7027/6 без консолей крыла. Последним советским истребителем-бипланом был И-153 «Чайка». Он имел убирающееся шасси, что позволяло ему развивать очень большую для биплана скорость - 445 км/ч. В музее выставлен И-153, изготовленный авиареставраторами Новосибирска в 1996 году. Это в большей степени макет, чем подлинный самолёт.
Вид спереди.
Hurricane IIC Z2461. Английский истребитель «Харрикейн» IIC, поставлявшийся в СССР в годы войны по программе военной помощи, нашли в 1981 году на полуострове Рыбачий. Это один из трёх самолётов, перевооружённых с пулемётного вооружения на пушечное в испытательном центре Великобритании.
Доставлен в музей вертолётным экипажем подполковника А.В. Авсюка. Восстановление проводилось группой военнослужащих под руководством капитана А.Р. Гребенюка. От оригинала сохранилось немногое, значительную долю частей самолёта пришлось изготавливать заново.
Окраска глазовыдирательная:-)).
Лопасти сделаны из дерева, макет однако.
И вид с другой стороны.
Мессершмитт Bf 109G-2 с номером 14666 1942 года постройки. Авиация противника представлена истребителем Мессершмитт Bf 109G-2. Он был найден в 1991 году в 70 км юго-западнее посёлка Верхнетуломский на дне Яврозера членами поискового отряда «Память» А. Копытковым и В. Хапаевым. Предположительно его сбил 15 марта 1943 года гвардии капитан П.И. Орлов. Самолёт произвёл вынужденную посадку на лёд озера. При посадке двигатель работал, и лопасти винта загнулись от ударов по льду. Задняя часть кабины и двигатель выгорели. Весной, проломив лёд, «мессершмитт» погрузился в озеро на глубину 6 метров.
В 1994 году поисковым отрядом «Подводник» (поисковая группа «Кобра», АТЦ им. М.И. Сафонова) самолёт извлекли из воды и вертолётом доставили в музей. Восстановление проводилось группой военнослужащих 67-го завода в г. Североморск под руководством майора М.Р. Кудрина. В экспозиции с 1996 года.
Ил-4Т с номером 7707. 27 мая 1942 года бомбардировщик Ил-4, за штурвалом которого находился старший лейтенант В.В. Васильев из 42-го дальнебомбардировочного авиаполка 36-й авиадивизии, возвращаясь с задания по бомбардировке аэродрома Лаксельвен (Норвегия) из-за нехватки топлива произвёл вы нужденную посадку в 50 км юго-восточнее посёлка Иоканьга. При посадке экипаж не пострадал.
В 1979 году был обнаружен фюзеляж этого самолёта. В следующем году вертолётом Ми-6 его доставили в музей. Восстановление бомбардировщика проводилось группой военнослужащих под руководством прапорщика В.Д. Курчатова. В 1983 году Ил-4 использовали в съёмках художественного фильма «Торпедоносцы», на него установили двигатели АШ-62ИР от Ан-2, позволявшие «Илу» перемещаться на съёмочной площадке. С 2000 по 2005 год вёлся восстановительный ремонт самолёта, сильно пострадавшего при обрушении крыши ангара.
Описание.
И здесь лопасти макетные из дерева.
Но втулка винта и двигатель на месте.
Вид справа.
Бомбовое вооружение самолета.
На общем фоне зала.
Фюзеляж.
И-15бис. Ну какой то совсем уродливый макет, да еще и не очень похожий по крылу на И-15бис...
Описание.
Крупнее.
Вид спереди.
Общий вид зала.
Як-7Б 27. Истребитель Як-7Б - единственный имеющийся в музеях образец. Его прототипом был двухместный учебно-тренировочный истребитель Як-7УТИ. Но выпускали его недолго, нехватка боевых самолётов заставила переделать его в одноместный истребитель (индекс «Б» означает «боевой»), С 1941 по 1944 год было изготовлено и отправлено на фронт более 6 тысяч таких машин.
Самолёт был обнаружен в 1978 году на озере Большой фуганок недалеко от Мурманска. Его восстановили своими силами и в 1979 году установили в музее.
Крупнее.
Макет Ил-2 с номером 10. Пилотом штурмовика Ил-2 был В.И. Марковский. Самолёт был сбит в 1944 году и найден поисковиками в 1980 году. От некогда грозной машины сохранились только часть фюзеляжа и центроплан крыла. Все остальное пришлось делать заново. В 1981 году этот полусамолёт-полумакет появился в экспозиции.
Общий вид.
Крупнее.
Вид спереди.
И с правого бока.
Крупнее.
Вооружение.
И еще.
Стенд с фрагментами самолетов.
Самолет 13 Як-9Р 39/85. Последний вылет истребителя Як-9Р из состава 197-го истребительного авиаполка состоялся 21 октября 1944 года с аэродрома Лоустари на разведку войск противника в район Ахмалахти-Сальмиярви. В 1982 году самолёт был обнаружен в 15 км от посёлка Никель. В кабине находились останки пилота лейтенанта Петра Ивановича Шакунова.
Восстановлением самолёта занимались в Киеве, а в 1991 году он появился в экспозиции Музея ВВС Северного флота.
Общий вид.
И с другой стороны.
Ил-28Т 56808/07.
Общий вид.
Вид спереди.
Мотогондола.
Выходное отверстие двигателя.
Кабина хвостового стрелка.
Общий вид зала.
Аэрокобра Bell P-39Q. Американский истребитель Белл Р-390 «Аэрокобра», переданный в авиацию Северного флота по программе военной помощи, был сбит в 1943 году. Его пилотом был С. Поляков.
Нашли самолёт в Мурманской области в 5 км от Тюва-губы. Более 40 лет пролежал он под открытым небом, однако фюзеляж, включая пилотскую кабину, и хвостовое оперение неплохо сохранились - в отличие от большинства советских истребителей времён войны американские и немецкие машины имели цельнометаллическую конструкцию. Сохранились также двигатель и трёхлопастный винт.
Все это вывез вертолётом майор Аленин. В 1987 году «Аэрокобра» пополнила коллекцию музея.
Вооружение.
Общий вид.
Крупнее.
Описание.
Стенд.
Каток.
Панорама зала
Двигатель
Фото 94.
Еще двигателя.
Фото 97.
Судовой двигатель Packard.
Спускаемая капсула?
Мины.
Описание.
Фото 102.
Описание торпеды.
Фото 105.
Карта.