С 13 по 17 сентября в пригороде города Кимры Тверской области на аэродроме Национального аэроклуба имени Валерия Чкалова "Борки" прошел 41-й открытый чемпионат России по вертолетному спорту. В нем приняли участие экипажи из России, Белорусии, Украины, Германии и Франции. Посмотрим на это мероприятие благодаря фотографиям Сергея Рябцева. В заключительный день чемпионата состоятся показательные выступления парашютистов, дельтапланеристов и пилотажных групп.
Интересные авиационные события ч2. Организаторы мероприятия - Федерация вертолетного спорта России, ФГУП Национальный аэроклуб России имени В.П. Чкалова, администрация Тверской области, администрация города Кимры, Центральный Совет РОСТО (ДОСААФ), ВВС РФ, Центральный аэроклуб имени В.П.Чкалова РОСТО (ДОСААФ). В соревнованиях прошел раздельный зачет среди мужских и женских экипажей при участии в чемпионате не менее трех женских экипажей. В ходе соревнований участники соревновались в исполнении четырех упражнений: "Навигация", "Полет на точность", "Развозка грузов", "Вертолетный слалом". По итогам исполнения была выявлена лучшая команда и победитель в индивидуальном первенстве. По итогам чемпионата прошел отбор в сборную России по вертолетному спорту. Директор соревнований Анатолий Уланов&
Первые соревнования в СССР по вертолетному спорту состоялись в 1956 году. Развивать этот вид спорта начали в Сызранском и Калужском училищах ВВС, а затем и в Центральном аэроклубе ДОСААФ. Российские спортсмены участвовали во всех первенствах мира, начиная со второго чемпионата мира в Англии (первый проходил в Германии в 1971 году). Обычно в соревнованиях в среднем участвуют 9-12 команд, главным образом из Европы. В двух чемпионатах принимали участие американцы и японцы. Во всех мировых первенствах наша команда занимала призовые места и места в четверке сильнейших: семь раз первое, два раза второе и только по одному разу третье и четвертое - в 1981 и 1986 годах. Двукратные абсолютные чемпионы мира спортсмены ЦСК ВВС Владимир Зябликов и Владимир Гладченко лидировали на всех международных соревнованиях.
А мы начинаем оглядываться на вотчину ДОСААФ, которая нынче закрыта: аэродром Борки. Ми-17 с номером 73.
Ми-2 5410604048/07/RF-15309. В 2016 году этот вертолет был в Дубках.
Як-52 RF-02371.
Ми-34С RF-38382.
Это уже соревнования или он просто тренируется?
Кто за штурвалом этого вертолета?
Наконец в воздухе.
Фото 9.
Фото 10.
Як-55 RF-02370/30.
Полетал и обратно на стоянку.
Мобильный КДП аэродрома Борки.
Снова собрался в полет Як-52 RF-02371.
А по аэродрому ходит ощущение праздника:-))
Ми-2 с номером 04 носится со спортсменами в гонке за медалями.
Кто экипаж? В этих соревнованиях, которые имеют ранг международных, в розыгрыше личного первенства, принимают участие 25 экипажей из России, Белоруссии, Украины, Германии и Франции. Среди них два женских экипажа из Москвы и Украины. Они являются последним смотром сил перед Кубком мира по вертолетному спорту, который пройдет в Испании в октябре 2006 года.
Robinson R-44 RF-00610.
Главный тренер сборной России по вертолетному спорту Гарри Георков отметил, что среди участников соревнований в "Борках" есть многократные чемпионы мира. Он особо отметил экипаж самарского ЦСК ВВС в составе трехкратных абсолютных чемпионов мира Владимира Зябликова и Владимира Гладченко.
Соревнования прошли по международным правилам чемпионатов мира и включали в себя четыре дисциплины - "навигацию", "полет на точность", "развозку грузов" и "слалом и мастерство".
"Навигация" - это самое продолжительное по времени упражнение, в рамках которого экипажи самостоятельно прокладывают маршрут общей протяженностью 90 км, включающий в себя три поворотных пункта, зону поиска расположенных на земле целей (их роль выполняют специальные полотнища) и зону сброса грузов в мишени. При этом возвращение на аэродром и пересечение линии прибытия определено для каждого экипажа с точностью до секунды.
Robunson R-44 RF-00903. "Полет на точность" считается классикой вертолетного спорта. Полет, на который отводится всего 135 секунд, выполняется по размеченному на земле маршруту на высоте около 2,5 метра. Вертолет, с двумя закрепленными на нем грузами, должен выполнить перемещения в соответствии с разметкой, включая развороты на 360 градусов и движение по диагонали. При этом груз, закрепленный на коротком фале, не должен касаться земли, а груз, закрепленный на длинном фале, не должен от нее отрываться. В конце полета экипаж должен посадить вертолет на линию шириной 5 сантиметров.
В рамках "развозки грузов", вошедшей в программу вертолетных соревнований относительно недавно, каждый экипаж в одном полете должен совершить три захода, опуская груз в соответствующий контейнер. При этом контейнеры расположены в разных местах на ограниченной площадке, а грузы имеют разную длину фала - 4, 6 и 8 метров. Упражнение осложняется тем, что пилот не видит, как ведет себя груз под вертолетом, и выполняет пилотирование по командам оператора.
А во время упражнения "слалом и мастерство", которое считается самым зрелищным в программе чемпионата, каждый экипаж должен в определенной последовательности пронести наполненное водой ведро через 12 ворот и с первой попытки поставить его на стол, по возможности не расплескав..
Ми-2 RA-14202. Во время выполнения всех упражнений участникам запрещено пользоваться радиовысотомером и автопилотом, а также вести переговоры по радио.
Красивый вертолет, его бы ремоторизировать....
С одной стороны дверь снята.
Крупнее вид сзади.
Ми-2 RF-00509.
Вертолеты носятся над площадкой.
Ми-2 04 крупнее.
В развороте.
Фото 33.
Ми-2 07.
Ми-2 RF-01181.
Во всей красе. Сколько же было еще летающих Ми-2...
Команда номер 16.
А теперь команда номер 18.
Фото 39.
А тут номер не разглядишь...
Но вот соревнования завершаются:
Результаты командного первенства:
1 место - ЦСК ВВС (Центральный спортивный клуб Военно-воздушных сил), г. Самара
2 место - СВВАУЛ (Сызранское высшее военное училище летчиков), г. Сызрань (ЦСК ВВС-2)
3 место - ЦАК РОСТО им. В.П. Чкалова, г. Москва
Результаты по многоборью
1 место - Коротаев В. В. - Буров Н. С. (ЦСК ВВС)
2 место - Дегтярь В. В. - Васильев П. В. (СВВАУЛ, ЦСК ВВС-2)
3 место - Зябликов В. Г. - Гладченко В. Г. (ЦСК ВВС)
И начинается показательное выступление гостей соревнований:
Ми-2 несет огромный флаг России.
Проходит мимо нас.
Начинают свой разбег самолеты Л-39 пилотажной группы Русь.
Три самолета: RF-00110, RF-00115 и RF-00102.
Взлетают тройкой.
Проход с дымами цветов флага России.
Доворот.
Фото 48.
Еще.
Проход с обратным курсом.
Фото 51.
Крупнее.
Выключают дымы.
С виража с дымами уходят тройкой вверх.
В общем это выглядит так.
Фото 56.
Вниз головой.
И снова вверх.
Фото 59.
Л-39 RF-00102/2 на земле.
RF-00110/10.
RF-00115/39.
Снова запускаются Ми вторые.
А это что за группа из пары Як-52 с номерами RF-00214 и RF-00257.
Ближе.
Крупнее по одному. На киле надпись Тверь.
Ну и реклама Билайн, видимо и красили их на деньги от рекламы?
Бочка.
Ми-2 04 начинает набор с парашютистами.
Вон они в пассажирском отсеке со снятой дверью.
Второй вертолет с парашютистами.
Прибыл еще один Robinson R-44 RF-01010.
Что он однако вытворяет?
Парашютисты вышли из вертолетов и начинают свой путь к земле.
Собрались в группу из четырех человек.
Непросто однако.
Фото 77.
И начинают расходиться.
На землю уже по одному:-))
Еще одна четверка.
У них немного другая формация.
Расходятся.
Садится Як-18Т?
Проход парой двух вертолетов Ми-2.
Довольно плотный строй.
В развороте.
Крупнее влез только один Ми-2.
И снова пара выходит на нас.
Теперь они демонстрируют танец.
И снова проход.
Фото 91.
В движении. Кто ими управлял?
Фото 93.
Взлетает Як-55 RF-02370
Следом взлетает Валерий Муляр на своем Су-31 3117.
После взлета постановка на нож.
И набор высоты.
Уходит домой пилотажная группа Русь.
Взлетает Л-410 RF-49415.
Это самолет сопровождения пилотажной группы Русь.
Над точкой носится Су-31.
Демонстрирует пилотаж Ми-2. Возможно им управляет Гарри Георков
Фото 103.
В разных позициях.
Куда то уходит Ми-17 73.
Неожиданно прибыл Ми-26 с номером 03.
Фото 107.
Перед посадкой.
Носится над полосой Ми-24 с номером 14.
А наша "священная корова" уже на земле.
Открываются створки грузового люка.
И оттуда выезжает заправщик.
В воздухе Ка-50 с номером 24.
Фото 114.
Разворот.
Фото 116.
Фото 117.
С разных сторон.
Крупнее.
И ушел крадучись по вершинам деревьев.
Фото 121.
Неужели прилетела пилотажная группа Беркуты?
Номер 20.
Номер 18.
Номер 14.
И номер 21.
В плотном строю.
Фото 128.
Выравниваются.
Разворот.
Проход, влезают только по два.
Еще одна пара.
Фото 133.
Теперь снова по одному.
Фото 135.
Пара.
Фото 137.
Ромб.
Вот они заходят на нас.
Фото 140.
Фото 141.
Можно разглядеть лица пилотов.
Фото 143.
Фото 144.
Вид спереди.
Фото 146.
Фото 147.
Выпускают шасси и на посадку.
Над полосой.
Поднимая вихрь вокруг себя.
Ну а мы идем дальше